Глава 2. Понятие интеллектуальной игры.
Не зря народ оставил нам в наследство
Так много игр, влекущих издали:
Играло человеческое детство –
И улетели
К звездам
Глава 1. Калмыки и их быт.
Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». В российских официальных документах это слово появилось с конца XVI века. С конца XVIII века им стали пользоваться сами калмыки. Процесс вхождения калмыков в Россию был завершен в 1657 году. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи.
Калмыки (хальмг) - монгольский народ ойратской группы, живущий в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации и Синьцзян - Уйгурском автономном районе - субъекте КНР. Говорят на калмыцком и русском языках. Численность современных калмыков в России — 183 372 человек, также небольшие диаспоры за границей. Раса – монголоидная. Группа народов – монголы. Подгруппа – западные монголы. Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.
Быт калмыков. До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер.
Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа).
Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Из украшений мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девичьим головным убором была шапочка камча: женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней.
Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком, пельмени (береги); мелко нарезанные внутренности барана (дотур). Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло.
Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги).
Летосчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и Центральной Азии, вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю.
Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь этот был введён в XIII веке монгольским ханом Хубилаем.
Калмыки - единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм.
Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка. Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.
В 1920 году была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 году калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры.
В 1957-58гг. автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 году Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете. С 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.
Глава 2. Понятие интеллектуальной игры.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды. Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума и подразумевает разновидности вопросов для получения более верных ответов:
1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание.
1.1. «Ответ в вопросе». Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутье игроков верного ответа.
1.2. «Вопросы — шутки». Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. «Оригинально о банальном». Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. «Вопрос — подсказка». Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «неизвестное об известном». В вопросах дается удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы «на удачу». Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
5. Вопросы «на приближение». Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.
2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».
Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.
Перечисление.
Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.
Вопросы-лекции.
Вопросы требуют развернутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.