II. Методические указания к разработке курсового проекта
Введение
Настоящее задание и методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по разработке схемы планировочной структуры микрорайона, площадью 20-30 га, и детальной планировки генплана жилой группы по дисциплине «Планировка и благоустройство населённых мест».
Цель задания – закрепление на практике теоретических знаний студентов, полученных при изучении лекций по предметам планировка и благоустройство населённых мест, типология зданий и сооружений, архитектурная композиция, архитектурная графика.
При разработке проекта необходимо решить следующие основные задачи:
- исследование и оценка ситуационных и ландшафтных характеристик проектируемой территории;
- проведение градостроительных технико-экономических расчётов;
- разработка генерального плана микрорайона с учётом территориальных, функционально-структурных и композиционных требований;
- детальная разработка генплана группы жилых домов.
I. Учебное задание на выполнение курсового проекта
Проект составляется с использованием геодезической съёмки проектируемой территории в масштабе 1:2000
1. Состав проекта:
1) Ситуационный план М 1:10000
2) Опорно-аналитический план М 1:5000
3) Съема функционального зонирования микрорайона М 1:5000
4) Схема планировочной структуры микрорайона М 1:2000
5) Поперечные профили улиц микрорайона М 1:200
6) Детальная планировка придомовой территории м 1:500
7) ТЭП по микрорайону:
- численность населения (тыс. чел.)
- площадь территории (га)
- площадь жилого фонда (м2 общей площади)
- средняя этажность жилой застройки (эт)
- проектная плотность населения «брутто» (чел/га)
- проектная плотность жилого фонда «брутто» (м2 общей площади/га)
- проектная плотность жилого фонда «нетто» (м2 общей площади/га)
- количество общемикрорайонных зелёных насаждений на 1 жителя (м2/чел)
8) Пояснительная записка
Общий объём графических материалов проекта –
Лист размером 55х75 см.
Состав и глубина разработки некоторых чертежей и текстовых материалов
Опорно-аналитический план:
- опорный план проектируемой территории;
- схема планировочных ограничений по природным и санитарно-гигиеническим требованиям и уклонам рельефа;
- схема архитектурно-ландшафтного анализа;
Схема функционального зонирования
Чертёж схемы должен включать в себя следующие элементы:
Функциональные зоны микрорайона в знаках; общественный центр в знаках с показом нормативных радиусов обслуживания; прилегающие улицы; транспортные и пешеходные дороги, остановки общественного транспорта и автостоянки в знаках.
Генеральный план микрорайона
На чертеже генерального плана должны быть показаны: прилегающие улицы и дороги в структуре; красные линии микрорайона; жилые и общественные здания и сооружения; озеленённые территории; транспортные проезды и пешеходные дороги; транспортные и пешеходные площадки и площади; ограждение территорий ограниченного пользования.
Генеральный план группы жилых домов
На генеральном плане группы жилых домов должны быть показаны:
Группа жилых домов имеющих общий двор, проезды к домам, тротуары, автостоянка и разворотная площадка, разъездные карманы, все площадки на придомовой территории, зелёные насаждения, площадка для мусорных баков.
Пояснительная записка
В состав пояснительной записки должны входить следующие разделы:
Технико-экономические расчёты по жилому микрорайону; баланс территорий микрорайона; планировочная композиция микрорайона.
Форма баланса территории микрорайона:
№п/п | Элементы территории | Единица изм. | Кол-во | % к площади микрорайона | М2 на одного жителя |
Примечание: Перечень элементов территории микрорайона – смотри по табл.3 приложения.
II. Методические указания к разработке курсового проекта
4. Основные этапы разработки проекта:
1) Ознакомление с учебным заданием и методическим указанием на выполнение курсового проекта;
2) Натурное обследование проектируемой территории;
3) Составление опорно-аналитического плана;
4) Разработка вариантов функционального зонирования микрорайона;
5) Проведение предпроектных технико-экономических расчётов по микрорайону; подбор типа и количества жилых и общественных зданий;
6) Разработка схемы планировочной структуры микрорайона;
7) Построение системы культурно-бытового обслуживания микрорайона;
8) Формирование жилых групп с учётом компазиционных требований;
9) Разработка системы озеленения микрорайона;
10) Разработка системы транспортных проездов и пешеходных аллей микрорайона;
11) Окончательная разработка генерального плана микрорайона
12) Проведение технико-экономических расчётов по жилой группе, определение площадей площадок на придомовой территории;
13) Разработка детального генплана группы жилых домов.
5. Градостроительные технико-экономические расчёты
№п/п | Вид расчёта | Нормативные показатели для расчёта |
Расчёт территории микрорайона | - плотность населения «брутто» - 180-450 чел/га Или см. табл.1 или 2 приложения | |
Расчёт вместимости культурно-бытовых учреждений | - см. табл 6 приложения | |
Расчёт автостоянок при культурно-бытовых учреждениях | - см. табл 7 приложения | |
Расчёт средней этажности жилой застройки | Эср. = А . а1+(а2/2)+(а3/3)+…+ (аn/n) | |
Расчёт количества спортплощадок | - см. табл 6 приложения | |
Расчёт площади функциональных зон | - см. табл. 3 приложения | |
Расчёт количества жилого фонда | - норма жилищной обеспеченности – 23 м2 общей площади / чел. Или см. табл. 1 приложения. | |
Расчёт количества квартир | - коэф. Семейности – 3,5 чел. | |
Расчёт площади участка под жилой дом или группу жилых домов | - см. табл. 4 приложения | |
Расчёт вместимости и площади участков культурно-бытовых учреждений | - см. табл. 5 приложения |
Примечания:
1. Жилые здания обязательно, а общественные желательно в курсовом проекте принимать типовые;
2. Типы жилых зданий – секционные, блок-секционные, галерейные, коридорные, этажность жилых зданий – 6-16 этажей;
3. Вместимость школ и детских садов в проекте принимать кратно вместимостям типовых проектов:
- средние школы: 280-320; 520-640; 920-960; 1200-1400 мест;
- детские сады-ясли: 90; 140; 180; 270 мест.