Дать полную логическую характеристику понятия: памятник архитектуры, зелёный мяч, ангел, чашка.
Вариант 4
1. Дать полную логическую характеристику понятия: памятник архитектуры, зелёный мяч, ангел, чашка.
2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем:
1) геометрическая фигура, квадрат, прямоугольник;
2) голова, глаза, нос, уши;
3) человек, свидетель преступления, виновник преступления;
4) пессимист, оптимист, студент.
3. Подобрать понятия соответствующие круговым схемам:
1)
2)
4. Обобщить и ограничить понятия: учебник, обед.
5. Провести деление понятия по произвольно выбранному основанию: картина, животное.
6. Проверить правильность деления; в неправильном делении указать, какое правило нарушено:
1) Люди делятся на интровертов, экстравертов и болтливых.
2) Собаки делятся на породистых и непородистых.
7. Дать определение следующим понятиям: цена, теория.
8. Установить правильность следующих определений; в неправильном определении указать, какое правило нарушено:
1) Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения.
2) Чайник – это посуда.
9. В приведённых суждениях найти S, P, связку и кванторное слово, если оно есть; указать качество и количество суждений; привести схемы суждений:
1) Все философы – серьёзные люди.
2) Некоторые лебеди не являются белыми.
10. Определить вид суждения, распределённостьS и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем:
1) Среди студентов встречаются талантливые музыканты.
2) Ваша версия не подтверждается фактами.
11. Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов:
Нельзя сказать, что его выступление было интересным или информативным.
12. Определить в каком из суждений нарушен закон достаточного основания:
1) Лекция не состоялась, так как преподаватель заболел.
2) Данная книга неинтересная, потому что в ней нет картинок.
13. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:
1) «Все шахматисты являются спортсменами» и «Некоторые шахматисты являются спортсменами».
2) «Ни один музей не работает по вторникам» и «Все музеи работают по вторникам».
14. Выяснить могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
1) «Некоторые города являются мегаполисами» и «Некоторые города не являются мегаполисами».
2) «Ни одна медуза не является ядовитой» и «Некоторые медузы не являются ядовитыми».
15. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус:
1) Все следователи имеют юридическое образование.
Некоторые следователи работают в прокуратуре.
Некоторые работающие в прокуратуре имеют юридическое образование
2) Все люди хотят быть счастливыми.
Петров – человек
Петров хочет быть счастливым
16. Сделать вывод из посылок и проверить правильность силлогизма:
1) Ни одна горчица не является сладкой.
Все сладкое – вкусно.
Следовательно, …
2) Некоторые люди умеют шевелить ушами.
Мой кот умеет шевелить ушами.
Следовательно, …
17. Составить силлогизм по модусу АООвторой фигуры, по модусу АЕЕчетвёртой фигуры.
18. Построить умозаключение по отрицающему модусу и по утверждающему модусу, привести их символическую запись:
Если человек совершил проступок, он должен за это ответить.
19. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу:
Это животное является травоядным или хищником.
20. Восстановить до полного силлогизма энтимему:
Все люди совершают ошибки, а все президенты люди.
21. Осуществить непосредственное умозаключение путём обращения, превращения, противопоставления:
Иглой дороги не меряют.
22. Укажите вид индукции (полная или неполная), в неполной определите степень вероятности обобщения:
«Ассистент присутствовавший на экзамене, был удовлетворён ответами четырёх первых студентов. Он высказал своё мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет»».
23. Составить таблицу истинности для формулы:
(r→(q↔s))
24. Привести к нормальной форме формулу:
(~p↔~q)
25. Привести к КНФ следующую формулу и проверить является ли она тождественно-истинной:
~(svqv~s)
26. Привести к ДНФ следующую формулу и проверить является ли она тождественно-ложной:
(p&(~pv~q))
27.Укажите вид доказательства, по которому построено следующее рассуждение:
«Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Значит, причиной явления радуги является прохождение солнечного света через капли воды».
Вариант 4
Дать полную логическую характеристику понятия: памятник архитектуры, зелёный мяч, ангел, чашка.
1.1. Памятник архитектуры – непустое, общее, регистрирующие, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.
1.2. Зеленый мяч – непустое, общее, не регистрирующие, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.
1.3. Ангел – пустое, общее, не регистрирующие, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.
1.4. Чашка – непустое, общее, не регистрирующие, разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.
2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем:
2.1. А- геометрическая фигура,
В- квадрат,
С- прямоугольник.
2.2. А – голова
В – глаза
С – нос
D – уши
2.3. А - человек,
В - свидетель преступления,
С - виновник преступления.
2.4. А – пессимист
В – оптимист
С – студент
3. Подобрать понятия соответствующие круговым схемам:
3.1. А – канцелярия
В – карандаш
С – шариковая ручка
D–линейка
3.2. А – человек
В – сильный человек
С – слабый человек