Viii. 1.2. нагрузка в занятии
Величина нагрузки в занятии характеризуется степенью вызываемого ею утомления. В соответствии со степенью утомления следует различать малую, среднюю, значительную и большую нагрузки: признаки утомления отсутствуют — малая или средняя нагрузки; скрытое (компенсированное) утомление — значительная нагрузка; явное утомление — большая нагрузка (табл. 29).
Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы.
В процессе выполнения упражнений утомление нарастает постепенно. Когда оно переходит границу компенсированного, работоспособность снижается, что свидетельствует о явном утомлении. Однако и в этой стадии работоспособность снижается постепенно и некоторое время может удерживаться на относительно высоком уровне. Момент прекращения работы в каждом конкретном случае должен определяться в зависимости от направленности занятия и характера построения его программы, а также от уровня подготовленности спортсмена. При этом необходимо соблюдать два требования, находящихся в естественном противо-
речии: во-первых, должен быть существенным объем работы, выполняемой при прогрессирующем утомлении, так как именно это обусловливает стрессовый характер и высокий тренирующий эффект занятий с предельными нагрузками. Во-вторых, продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы отрицательно влиять на техническую подготовленность и психическое состояние спортсмена.-
Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы, выполняемой в условиях устойчивого состояния и не сопровождается снижением работоспособности. Завершается работа при появлении стойких признаков компенсированного утомления. Объем ее обычно составляет 70% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления.
Средняя нагрузка соответствует началу 2-й фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы обычно колеблется в пределах 40—50% от работы, выполняемой до наступления явного утомления.
Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Число упражнений в занятии составляет обычно 20—25% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления.
В спортивной практике для Правильной оценки величины нагрузок в отдельных занятиях можно использовать как глубокое исследование состояния функциональных систем организма, несущих основную нагрузку (рис. 52), так и относительно простые, но достаточно информативные показатели (табл. 30).
Рис. 52. Изменение состояния организма велосипедистов высокой квалификации при выполнении программы занятий аэробной направленности в периодах вра-батывания (ВР), относительно устойчивого состояния (УС), компенсируемого утомления (КУ) и связь этих состояний с величиной нагрузки (по В. Д. Мо-ногарову, 1984, переработано):
СОУ •» субъективные ощущения утомления; Vo2 — потребление 02; Ve — минутный объем дыхания; Q — систолический объем; Q — минутный объем кровообращения; HR — ЧСС; НЕ — показатель кислотно-щелочного равновесия; величина нагрузки: большая (Б), значительная (3), средняя (С), малая (М)
VIII. 1.3. Типы и организация занятий
В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные и контрольные.
Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных тактических схем, технико-тактических комбинаций, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной дея-. тельности и т. п. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны тренера и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала.
Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением. В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются 'главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.
Тренировючные занятия направлены' на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания занятия могут носить избирательный или комплексный характер, в зависимости от объема и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузками.
Особено широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки — развитии слшростных и силовых качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей; закреплении разученных вариантов техники и тактики и т. п. Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки по мере повышения квалификации спортсменов и перехода их от одного этапа к другому; в годичной подготовке или в макроцикле они наиболее широко используются во 2-й половине подготовительного и начале соревновательного периодов.
Учебно-тре'нировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала ' с его закреплением. Учебно-тренировочные занятия особенно широко используются на 2-м этапе многолетней подготовки, в годичном цикле— во 2-й половине 1-го — начале 2-го этапа подготовительного периода.
Восстановительные занятия характеризуются неболь
шим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоцио
нальностью, Широким применением игрового метода. Основная
задача этих занятий — стимулировать восстановительные процес
сы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях,
создать благоприятный фон для адаптационных реакций в орга
низме спортсмена. ,'/-.'
Восстановительные занятия широко используются в период наиболее напряженной работы после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками; в дни, непосредственно предшествующие основным соревнованиям; сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма. При двух и трех занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановительный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных реакций, но и профилактику физических и психических перегрузок.
Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом, составом и возможностями предполагаемых участников.
Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах-спорта, спортивных играх, единоборствах.
Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса подготовки спортсменов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, физической, тактической или других видов подготовки.
Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки, в различных периодах тренировочного макроцикла. В числе важнейших требований к построению таких занятий —■ четкая постановка задач, адекватный им состав программ, идентичность и строгое их выполнение.
Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, оптимальную дозировку выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсменов и т. п. В зависимости от конкретных задач и содержания занятия, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других факторов предпочтение может быть отдано той ■ • или иной организационной форме проведения тренировочного занятия.
Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную (Д. Харре, 1971).
При индивидуальной форме организации занятий спортсмены получают задание и выполняют его самостоятельно. В числе преимуществ этой формы следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, а также возможность проводить занятия при дефиците времени
и изменении обстановки. К недостаткам индивидуальной формы организации занятий относится отсутствие соревновательных условий, помощи и стимулирующего влияния со стороны других занимающихся.
При групповой форме организации занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.
При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется яри решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности во время разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения методов наглядности. Однако одновременно ограничиваются возможность индивидуального подхода к занимающимся, их самостоятельность.
Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой тренировочный стаж, необходимые специальные знания и опыт.
Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.
При стационарной форме спортсмены выполняют упражнения, направленные на решение определенной задачи: развитие различных двигательных качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, совмещенное развитие двигательных качеств и совершенствование основных компонентов технического мастерства и т. п. Места выполнения упражнений могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, диагностико-управляющими комплексами. Тренировка позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных упражнений, сконцентрировать объем воздействий, необходимых для решения определенных задач, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить корректирующие изменения в программы тренировочных занятий.
Круговая форма предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных «станциях». Обычно оборудуется от 10 до 20 «станций», на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение «станций» и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, числа повторении упражнения, темпа работы и т. п., а нагрузка — путем прохождения нескольких кругов.
т