Viii. 1.2. нагрузка в занятии

Величина нагрузки в занятии характеризуется степенью вызы­ваемого ею утомления. В соответствии со степенью утомления следует различать малую, среднюю, значительную и большую на­грузки: признаки утомления отсутствуют — малая или средняя нагрузки; скрытое (компенсированное) утомление — значительная нагрузка; явное утомление — большая нагрузка (табл. 29).

Большая нагрузка сопровождается значительными функ­циональными сдвигами в организме спортсмена, снижением ра­ботоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утом­ления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выпол­нение предлагаемой работы.

В процессе выполнения упражнений утомление нарастает по­степенно. Когда оно переходит границу компенсированного, ра­ботоспособность снижается, что свидетельствует о явном утомле­нии. Однако и в этой стадии работоспособность снижается посте­пенно и некоторое время может удерживаться на относительно высоком уровне. Момент прекращения работы в каждом конкрет­ном случае должен определяться в зависимости от направлен­ности занятия и характера построения его программы, а также от уровня подготовленности спортсмена. При этом необходимо соблюдать два требования, находящихся в естественном противо-

речии: во-первых, должен быть существенным объем работы, выполняемой при прогрессирующем утомлении, так как именно это обусловливает стрессовый характер и высокий тренирующий эффект занятий с предельными нагрузками. Во-вторых, продол­жительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы отрицательно влиять на техниче­скую подготовленность и психическое состояние спортсмена.-

Значительная нагрузка характеризуется большим сум­марным объемом работы, выполняемой в условиях устойчивого состояния и не сопровождается снижением работоспособности. Завершается работа при появлении стойких признаков компен­сированного утомления. Объем ее обычно составляет 70% от объ­ема работы, выполняемой до наступления явного утомления.

Средняя нагрузка соответствует началу 2-й фазы устой­чивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью дви­жений. Объем работы обычно колеблется в пределах 40—50% от работы, выполняемой до наступления явного утомления.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилиза­цией движений. Число упражнений в занятии составляет обычно 20—25% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления.

В спортивной практике для Правильной оценки величины на­грузок в отдельных занятиях можно использовать как глубокое исследование состояния функциональных систем организма, не­сущих основную нагрузку (рис. 52), так и относительно простые, но достаточно информативные показатели (табл. 30).

 
  Viii. 1.2. нагрузка в занятии - student2.ru

Viii. 1.2. нагрузка в занятии - student2.ru

Viii. 1.2. нагрузка в занятии - student2.ru

Рис. 52. Изменение состояния организма велосипедистов высокой квалификации при выполнении программы занятий аэробной направленности в периодах вра-батывания (ВР), относительно устойчивого состояния (УС), компенсируемого утомления (КУ) и связь этих состояний с величиной нагрузки (по В. Д. Мо-ногарову, 1984, переработано):

СОУ •» субъективные ощущения утомления; Vo2 — потребление 02; Ve — минут­ный объем дыхания; Q — систолический объем; Q — минутный объем крово­обращения; HR — ЧСС; НЕ — показатель кислотно-щелочного равновесия; ве­личина нагрузки: большая (Б), значительная (3), средняя (С), малая (М)

Viii. 1.2. нагрузка в занятии - student2.ru VIII. 1.3. Типы и организация занятий

В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тре­нировочные, восстановительные, модельные и контрольные.

Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных тактических схем, технико-тактических комбинаций, теоретиче­ских знаний в области тренировочной и соревновательной дея-. тельности и т. п. Особенностями занятий этого типа являются от­носительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со сто­роны тренера и самоконтроля за качеством освоения предлагае­мого материала.

Занятия этого типа особенно широко применяются в трени­ровке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подго­товки, когда решается большое число задач, связанных с обуче­нием. В тренировке квалифицированных спортсменов эти занятия используются 'главным образом в подготовительном периоде, ко­гда большое внимание уделяется освоению нового материала.

Тренировючные занятия направлены' на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хо­рошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания заня­тия могут носить избирательный или комплексный характер, в за­висимости от объема и интенсивности работы они характеризу­ются различными по величине нагрузками.

Особено широко тренировочные занятия применяются при ре­шении задач физической подготовки — развитии слшростных и си­ловых качеств, выносливости, гибкости, координационных воз­можностей; закреплении разученных вариантов техники и тактики и т. п. Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки по мере повышения квалификации спорт­сменов и перехода их от одного этапа к другому; в годичной подготовке или в макроцикле они наиболее широко используются во 2-й половине подготовительного и начале соревновательного периодов.

Учебно-тре'нировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и трениро­вочными, так как в них совмещается освоение нового материала ' с его закреплением. Учебно-тренировочные занятия особенно ши­роко используются на 2-м этапе многолетней подготовки, в годич­ном цикле— во 2-й половине 1-го — начале 2-го этапа подготови­тельного периода.

Восстановительные занятия характеризуются неболь­
шим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоцио­
нальностью, Широким применением игрового метода. Основная
задача этих занятий — стимулировать восстановительные процес­
сы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях,
создать благоприятный фон для адаптационных реакций в орга­
низме спортсмена. ,'/-.'

Восстановительные занятия широко используются в период наиболее напряженной работы после серии тренировочных заня­тий с большими и значительными нагрузками; в дни, непосредст­венно предшествующие основным соревнованиям; сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциалов организма. При двух и трех занятиях в течение одного дня одно из них может носить восстановитель­ный характер, обеспечивая не только стимуляцию восстановитель­ных реакций, но и профилактику физических и психических пере­грузок.

Модельные занятия являются важной формой интеграль­ной подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Про­грамма таких занятий строится в строгом соответствии с про­граммой предстоящих соревнований и их регламентом, составом и возможностями предполагаемых участников.

Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к соревнованиям, при высоком уровне технико-такти­ческой и функциональной подготовленности спортсменов. Особен­но велика роль модельных занятий в сложнокоординационных видах-спорта, спортивных играх, единоборствах.

Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса подготовки спортсменов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, физической, тактической или других видов подготовки.

Контрольные занятия планируются на всех этапах многолет­ней подготовки, в различных периодах тренировочного макроцик­ла. В числе важнейших требований к построению таких заня­тий —■ четкая постановка задач, адекватный им состав программ, идентичность и строгое их выполнение.

Эффективность тренировочных занятий в большой степени за­висит от их правильной организации, которая позволяет обеспе­чить необходимую плотность занятий, оптимальную дозировку выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индиви­дуальных особенностей спортсменов и т. п. В зависимости от конкретных задач и содержания занятия, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготов­ки и ряда других факторов предпочтение может быть отдано той ■ • или иной организационной форме проведения тренировочного за­нятия.

Рекомендуется различать следующие формы организации за­нятий: индивидуальную, групповую, фронтальную, свободную (Д. Харре, 1971).

При индивидуальной форме организации занятий спорт­смены получают задание и выполняют его самостоятельно. В чис­ле преимуществ этой формы следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспи­тания самостоятельности и творческого подхода при решении по­ставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, а также возможность проводить занятия при дефиците времени

и изменении обстановки. К недостаткам индивидуальной формы организации занятий относится отсутствие соревновательных усло­вий, помощи и стимулирующего влияния со стороны других зани­мающихся.

При групповой форме организации занятий имеются хоро­шие условия для создания соревновательного микроклимата, взаи­мопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта фор­ма затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, ин­дивидуальный подход к занимающимся.

При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется яри решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности во время раз­минки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения методов наглядности. Однако одновременно ограничиваются возможность индивидуального подхода к занимающимся, их самостоятельность.

Свободная форма занятий может использоваться спорт­сменами высокого класса, имеющими большой тренировочный стаж, необходимые специальные знания и опыт.

Повышению эффективности тренировочных занятий способст­вует выбор рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.

При стационарной форме спортсмены выполняют упраж­нения, направленные на решение определенной задачи: развитие различных двигательных качеств, совершенствование технико-так­тического мастерства, совмещенное развитие двигательных ка­честв и совершенствование основных компонентов технического мастерства и т. п. Места выполнения упражнений могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, диагностико-управляющими комплексами. Тренировка позволяет индивидуально подобрать объем и харак­тер тренировочных упражнений, сконцентрировать объем воздей­ствий, необходимых для решения определенных задач, оптимизи­ровать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить корректирующие изменения в программы тренировочных занятий.

Круговая форма предполагает последовательное выполне­ние спортсменами упражнений на различных «станциях». Обычно оборудуется от 10 до 20 «станций», на которых решаются различ­ные задачи физической и технической подготовки. Расположение «станций» и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по харак­теру и преимущественной направленности упражнения, в комп­лексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, числа повторении упражнения, темпа работы и т. п., а нагрузка — путем прохождения нескольких кругов.

т

Наши рекомендации