III. Чистописание, сообщение темы и целей урока. 1. Д о г а д а й т е с ь, какую букву будем сегодня писать.
1. Д о г а д а й т е с ь, какую букву будем сегодня писать.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол. (Веник.)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет весной и летом.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава.)
– Догадались? (В.)
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
В В в В В в в
3. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
С книгой жить – век не тужить.
– Запишите пословицу.
– Определите падеж существительного первого склонения. (Творительный.)
– Сегодня мы познакомимся с творительным падежом. Узнаем, какие окончания пишутся и с какими предлогами употребляются существительные первого склонения в творительном падеже.
IV. Работа по теме урока.
1. Н а б л ю д е н и е за окончаниями существительных первого склонения в творительном падеже (упр. 345).
2. Р а б о т а с п а м я т к а м и (с. 40–41) и с правилом (с. 41).
– Какие окончания имеют существительные первого склонения в творительном падеже?
– Какие предлоги употребляются с творительным падежом?
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Вставьте пропущенные буквы.
Н а д о с к е:
Ребята вернулись из леса с земляник.. . Крупные цветы покачивались высоко над вод.. . Гуси летели стая за ста.. . Зашуршал песок под волн.. . От моря пахло хво.. .
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.
V. Словарно-орфографическая работа.
– Запишите существительные в творительном падеже.
Аптека – аптекой, дорога – …, картина – …, осина – ..., пшеница – …, ракета – ..., солома – …, столица – …, тарелка – ..., лопата – … .
VI. Закрепление изученного.
1. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 348).
2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а (упр. 346).
VII. Итог урока.
– С какой орфограммой познакомились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 347; выучить правило (с. 41).
У р о к 109.
правописание окончаний имен существительных
первого склонения в творительном падеже
Цель: учить правильно писать окончанияимен существительных первого склонения в творительном падеже.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Чистописание.
З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Га Го Ги Ге
III. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Какие предлоги употребляются с существительными первого склонения в творительном падеже?
– Какие окончания имеют существительные первого склонения в творительном падеже?
2. Т е с т.
– Ответив правильно на вопросы теста, вы узнаете новое словарное слово.
1) Отметьте имена существительные первого склонения:
п) зяблик;
в) пробежка;
г) трость.
2) Отметьте словосочетание с существительным первого склонения в предложном падеже:
ч) купались в речке;
е) бежали на речку;
н) купались в озере.
3) Чем является в предложении имя существительное в именительном падеже?
т) Обстоятельством;
и) дополнением;
е) подлежащим.
4) Отметьте имя существительное первого склонения в творительном падеже:
е) музей;
р) улицей;
т) воробей.
5) Отметьте вопросы творительного падежа:
а) Кем? Чем?
р) Кому? Чему?
о) О ком? О чем?