VIII. 2.4. Сочетание в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками
Воздействие занятий на организм спортсмена зависит от сочетания в них нагрузок различной величины и направленности. Один из вариантов — сочетание двух занятий одинаковой направленности, когда второе занятие проводится в состоянии неполностью восстановившихся функциональных возможностей после первого. Например, два занятия скоростной направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом в 24 ч, приводят к такому же по характеру утомлению, как и одно занятие (рис. 57).
То есть повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления он обычно не в состоянии выполнить более 75—80% работы, .предложенной накануне, причем тренировочные упражнения из-за быстро прогрессирующего утомления оказывают неблагоприятное влияние на психику. Это более выражено у спортсменов относительно низкой квалификации или недостаточно тренированных. Особенности воздействия двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками практически не зависят от их направленности, периода тренировки, квалификации спортсмена.
Учитывая эти данные, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно, лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, и только тогда, когда ставится задача повышения выносливости. Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных или координационных способностей, планировать подряд нецелесообразно, так как в этом случае не удается соблюсти методические положения, лежащие в основе развития этих качеств и совершенствования данных сторон подготовленности.
Суммарное воздействие на организм спортсменов двух и трех занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом в 24- ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности занятий (рис. 58, 59): оно не усугубляет утомления, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Например, когда после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, происходит значительное угнетение выносливости, уровень скоростных возможностей не снижается. Аналогичное явление происходит при иных сочетаниях занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности.
Закономерности воздействия двух занятий с различной преимущественной направленностью прослеживаются и при суммарном воздействии на организм спортсмена трех таких же занятий. Однако из-за того, что три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности спортсменов значительно ниже исходного. Степень этого снижения определяется характером чередования занятий. Естественно, наиболее ' "угнетенной оказывается та сторона работоспособности, на совершенствование которой было направлено последнее занятие. На рис. 60 схематически изображен один из возможных вариантов чередования в микроцикле занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, отражающей изложенные закономерности.
Занятия с малыми и средними нагрузками являются действенным фактором управления процессом восстановления после занятий с большими нагрузками. Проведение занятий с малыми или средними нагрузками в фазе значительного утомления после
занятий избирательной направленности с большими нагрузками может усугубить имеющееся утомление," не повлиять заметно на характер протекания восстановительных процессов, способствовать интенсификации восстановления, которая наблюдается в том случае, если в дополнительных занятиях с малыми или средними нагрузками выполняется работа принципиально иной направленности и основная нагрузка приходится на другие функциональные системы. Проведение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками дополнительных занятий такой же направленности ео средними нагрузками усугубляет утомление, вызванное большой нагрузкой, не изменяя его характера (рис. 61).