Маршрутно-квалификационная комиссия
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ
Наши туристы пробовали себя в различных видах туризма. В конце 60-х годов была сделана попытка сплава на деревянных плотах по р. Чирка-Кемь (4 к.с.), но в первых же порогах плоты были разбиты, что надолго отбило охоту заниматься сплавом по серьезным рекам.
На деревянном плоту по р. Кожим
Два путешествия на байдарках организовали и провели В.И. Столярский и М.Ю. Альтшулер, но это скорее было заполнение паузы между горными походами.
С начала 60-х годов Лев Лузев примкнул к туристской секции КТИ, а вскоре стал председателем областной водной комиссии. Л.Л. Лузев был техничным байдарочником. Он организовал и провел ряд интересных походов: в 1975 г. – р. Кереть (2 Сл), 1976 г. – Мста (2 к.с.), в 1977 г. – р. Охта (3 к.с.). В походы он водил в основном студентов. Собрать хорошую команду для сложного похода было невозможно, так как, не успев набрать серьезного туристского опыта, выпускники разъезжались из Калининграда. Вскоре Л.Л. Лузев увлекся дельтапланеризмом, и как бы подводя черту, передал свою богатую библиотеку по водному туризму А.Н. Нестеренко. В 1977 г. он же содействовал в отправке последнего на семинар по высшей технической подготовке в Ленинград. Так в турсекции появился водник с хорошим туристским опытом.
В 1977 г. было проведено байдарочное путешествие по Литве, в котором приняли участие Вытчиков А.А., Шатов А.Д., Корыстин В.С., Корыстина О.В. и Горбунова И.М. Своих плавсредств не было: байдарки из солидарности дали нам туристы Опытного завода промысловой техники. Вадим Корыстин хорошо играл на гитаре, что способствовало сплочению коллектива. Вскоре профком приобрел байдарки и арендовал эллинг в обществе водно-моторном «Волна». Турсекция набирали силу. Дальше процесс приобрел характер цепной реакции. Выросли свои руководители А.А. Вытчиков, С.И. Катюжанский, Ю.Д. Богданов, А.А. Клычков, Г. Хвалевич. Наши туристы начали осваивать Прибалтику, Украину, Карелию.
Р. Дубиса (Литва) – 1980 Участники похода 1 к.с.: Вытчиков А.А., Эфендиев В.С., Клычков А.А., Эфендиева Н.В., Кирилов А.К., и др. |
Р. Абава и Вента (Латвия) – 1981. Участники похода 1 к.с.: Никитин И.Н. Копыловас М.Ф. Жукова В.Ю. Катюжанский С.И. Жуков А.Н. Рыженков Г.Е. |
Р. Вама - Водла (Карелия) – 1983. Участники похода 4 к.с.: Куликов М.Ю. Рыженков Г.Е. Теслер А.Д. Катюжанский С.И. Богданов Ю.Д. |
В самодеятельном туризме непрерывно идет подготовка руководителей и участников. Вскоре подросло и новое поколение руководителей водных походов: В. Акользин, В. Третьяков, Б. Федорчук, М. Куликов… С приходом на предприятие И.А. Кичева наши туристы пересели на катамараны и начали осваивать сложные маршруты по сибирским рекам. По числу поход турсекция ОКБ «Факел» была в числе лидеров. На соревнованиях по технике водного туризма, часто занимали призовые места. Сделать было это не просто, так как приходилось бороться с сильнейшими коллективами области: турклубом «Янтарь», турсекциями КТИ, ОЗПТ, г. Черняховска. На соревнования выезжали командой не менее 20 человек.
Водный туризм лидировал в области. Так в 1987 году калининградцы совершили около 30 водных походов, в которых приняли участие 300 человек.
К 1992 году турсекция провела свыше 80 походов по горному, лыжному, водному и велосипедному туризму. С началом кризиса предприятие покинуло большинство водников. Это ослабило секцию, но усилило городской турклуб.
После этого турсекция фактически прекратила существование и лишь в 2012 году возобновила свою деятельность.
МАРШРУТНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Когда самодеятельный туризм в стране достиг размаха, участились случаи травматизма. На сложных маршрутах в ненаселенной местности часто оказывались неподготовленные группы. Нужно было организовывать систему управления и контроля, которая бы снижала риски несчастных случаев. Залогом безаварийных путешествий является последовательный набор туристского опыта. К спортивному мастерству идут как бы по ступенькам: от простых походов к более сложным под началом опытного руководителя. После этого и у участников появлялось право самостоятельно водить туристские группы, начиная с самых простых маршрутов.
Органом, регулирующим туризм как вид спорта, является маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). В ее состав входят опытные туристы, имеющие высокий авторитет. МКК имеет иерархическую структуру. Центральная маршрутно-квалификационная комиссия (ЦМКК) наделяет полномочиями по различным видам туризма нижестоящие комиссии. В пределах своей компетенции местные МКК рассматривают заявочные документы, справки о фактическом туристском опыте участников и руководителя и утверждают маршрутную книжку установленного образца, дающую право совершить поход. После похода группа готовит отчет о туристском путешествии, по результатам рассмотрения которого руководителю и участникам выдаются справки установленного образца. Такой документ действует и признается МКК в любом регионе страны.
Первые МКК появились в 1961 году в Москве, Ленинграде и республиканских центрах. В 1962 году при Калининградском техническом институте (КТИ) под председательством Ю. Голикова была организована МКК, которая имела право выпускать в несложные водные, пешеходные и велосипедные походы: тогда походы делились на 3 категории сложности (к.с.).
В 1968 году была организована областная маршрутно-квалификационная комиссия (ОМКК), которая продолжает работать по настоящее время. Теперь уже маршруты классифицировались по 5 категориям сложности. Председателем первой ОМКК был В.Е. Великанов, членами: С.Н. Попов, В.И. Столярский, Л.Л. Лузев, Н.П. Зырянова и др. опытные туристы. Затем председателем ОМКК был С.Н. Попов.
В 1969 году ОМКК имела шифр 322200, то есть могла выпускать группы в горные походы 3 к.с., лыжные, пешеходные и водные походы – 2 к.с. По велосипедному и авто-мото туризму стояли «баранки».
В.Е. Великанов (1968 – 1976) | С.Н. Попов (1976 – 1996) |
К 1975 году ОМКК полностью утратила полномочия по водному туризму. Все приходилось начинать заново. В течение ряда лет даже в «единичку» приходилось заявляться в Москве. В 1980 году после того как в состав ОМКК вошли А.Г. Бургуненко, В. Степанов, В.С. Симонов и А.Н Нестеренко комиссия стала выпускать в водные походы 2 к.с.
Позже председателями МКК были А.Н. Нестеренко (1997-2012), В.С. Симонов (2010-2013) и А.А. Голубев (с 2013 г.). В период 2009-2012 годов, после того как водники провели реорганизацию, фактически действовало две МКК (одна при водной комиссии). Сейчас ОМКК может выпускать в водные походы 4 к.с.
Высокая требовательность и системный подход в работе ОМКК дали свои результаты: за всю историю калининградского самодеятельного туризма обошлось без серьезных происшествий и жертв.
СЛУЧАЙ В ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ
Это случилось 30 лет назад в лыжном походе по Хибинах. К этому времени большинство участников путешествия уже успели побывать на Приполярном Урале. Кольский полуостров считался районом популярным, поэтому мы между собой говорили: «Это же Бродвей». По правде, говоря, туристские группы мы встречали два-три раза, но следы их пребывания попадались везде. Это были лыжни, оставленные нашими предшественниками. Иногда они были свежие, иногда сильно запорошены снегом. Если лыжня совпадала по направлению, то мы ее придерживались, так как идти по проторенному пути гораздо легче, чем тропить снежную целину.
Путешествие проходило по ненаселенной местности. До ближайшего жилья было не меньше полусотни километров. Рассчитывать на помощь извне, либо услуги посторонних не приходилось. Поэтому с собой брали все, включая запасную лыжу.
В Хибины собралась прекрасная команда лыжников под руководством В.С. Самарина. В нее вошли Эрих Григорьевич Фельдман, Марк Шиман, Вадим Корыстин, Саша Шатов и Александр Нестеренко. Группа была очень сильная, и поход 4 к.с. по Хибинским горам стал своеобразной прогулкой.
В тот день с утра было очень холодно. Поднявшись пораньше, все начали быстро собираться, но холод гнал участников к костру. Наиболее промерзшие начали донимать руководителя: «Посмотри, сколько там градусов?» Тот нехотя достал футляр, извлек полуметровой длины термометр и начал искать конец ртутного столбика. Его взгляд опустился почти до самого низа шкалы:
-«Ничего себе, 33 градуса мороза! В такую погоду плохой хозяин плохую собаку из палатки не выгонит».
Но палатка собрана, дрова в костре догорают. Согреться можно только в движении и Самарин дает команду на выход. Резво начав бег, участники вскоре почувствовали усталость, но в замерзшие ноги тепло не приходило. Чтобы увеличить нагрузку и тем самым согреться, некоторые даже сходили с лыжни и шли по снегу, который местами был по колено. Борьба с холодом в тот раз длилась почти до полудня, поэтому группа бежала очень быстро, хотя и выбивалась из сил.
Больше всего участников донимала Манюня. Она переходила из рук в руки по очереди. В тот памятный день Манюня досталась Фельдману. Только руководитель был избавлен он необходимости таскаться с нею. Для этого было две причины. Самарин и сейчас не выглядит Гераклом, но в те времена его худоба в сочетании с выносливостью вызывали всеобщее удивление. Говорят, что был такой случай. Как-то обнаружили его отсутствие у костра. Оглядели окрестности – нигде не видно. Несколько глоток хором закричали:
- Самарин! Ау!
- Чего разорались – ответил руководитель, выходя из-за лыжной палки.
Была и другая причина. Руководитель обязан был демонстрировать высокие морально-волевые качества. Поэтому он избегал контактов с Манюней – так как это могло подорвать его авторитет, не говоря уже о том, что она постоянно путалась под ногами и отнимала много сил.
Тут нужно пояснить, что Манюня – это не то, что вы подумали сначала, а укороченная запасная лыжа. Из-за малого размера ее ласково называли Манюней. Если бы кто-нибудь из участников сломал лыжу, без нее очень трудно было бы добраться до ближайшего жилья. Вот и приходилось таскать за собой на веревке эту запаску. Манюня постоянно выкатывалась из лыжни, а на спуске норовила зацепиться за деревья и кусты. Поэтому участник, которому она доставался, как правило, плелся в конце группы.
Манюня заметно тормозила движение, и Фельдман, кому досталось это наказание, начал отставать от участников, которые в стремлении согреться набрали слишком большой темп. Пока шли через озеро, разрыв составлял около полусотни метров, а когда вошли в лес, то Эрих был виден лишь на прямых участках. Периодически, идущие сзади, информировали руководителя: «Эрих отстал метров на сто». Тот успокаивал, скоро будет привал, тогда он и догонит. Но из-за собачьего холода было не до привала, и Фельдмана потеряли из вида.
Через какое-то время впереди послышался шум лыжных палок, которые звенели, задевая за кусты и деревья. Пару раз вдали даже мелькал рюкзак. Но мы выбились из сил, и догнать прибавивших шаг туристов не удавалось. Следует команда: «Привал! Смазать лыжи!». | ||
В.С. Самарин | Э.Г. Фельман |
Оглянувшись назад, и не увидев Фельдмана, минут через десять мы продолжили преследование. Впереди снова показался лыжник, который, вероятно, тоже отстал от своей группы. Когда дистанция сократилась до сотни метров, мы его окликнули. Фигура лыжника замерла и, наклонившись вперед, перенесла тяжесть рюкзака на лыжные палки. Когда мы с ним поравнялись, и он повернул голову, все обомлели, … это был Фельдман. От удивления он тоже не мог промолвить ни слова.
Руководитель с укором начал донимать Фельдмана:
- Эрих Григорьевич, ты же опытный турист и знаешь, что нельзя сходить с лыжни, иначе заблудишься, и мы будем искать тебя по следам полдня! Где ты срезал дорогу?
- А я и не сходил с лыжни – начал оправдываться Фельдман.
- Не понял – обомлел Самарин.
Перемерзшие мозги начали медленно анализировать ситуацию: как отставший от группы участник мог, оказался впереди. Кто-то выразил крамольное сомнение:
-А не ходим ли мы по кругу?
На него посмотрели как на идиота.
- Посмотрите на лыжню! По ней же прошел табун лыжников – этот аргумент заставил всех задуматься.
Действительно такую великолепную лыжню можно было найти только в городском парке. Чтобы довести до такого состояния по ней должно было пройти не менее полусотни груженных туристов. И мы, похоже были не единственные, кто многократно прошел ее по кругу. Сойти со столь великолепно накатанной лыжни было нельзя, и мы были обречены, как белка бегать по кругу. Любого, у которого появились бы сомнения, скорее тут же скорее забили бы лыжными палками, чем поверили бы в то, что группа опытных туристов ходит по кругу полдня.
Это было заколдованное место. Хотя мы перегородили тропу крест-накрест палки, чтобы идущие следом туристы не попали в ловушку, но вряд ли они смогут избежать искушения несколько раз пробежать по отлично накатанной лыжне…
Так Эрих Григорьевич спас группу от верной гибели.
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗНАКЕ
“ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК”
Знаком “Заслуженный Путешественник” награждается турист, который по одному из видов туризма выполнил следующие нормативы:
Горный туризм: суммарная высота взятых перевалов в 10 раз выше Эвереста. Обязателен траверс Альских гор (район пос. Переяславское).
Велосипедный туризм: протяженность пройденных маршрутов не менее длины экватора;
Водный туризм: суммарный перепад порогов в 100 раз выше Ниагарского водопада.
Звание должно ежегодно подтверждаться участием в пешеходном марафоне “100 км за 24 часа”.
Знак “Заслуженный Путешественник” постоянно носится на левой стороне груди. При наличии прочих наград Знак “Заслуженный Путешественник”должен быть ниже медалей “За переход через Альпы вместе с Суворовым” и “100 лет безупречной службы туризму”, правее знака “Вечный скиталец” и левее ордена “Почетный бродяга”. На пляже и в бане Знак должен быть закреплен на грудной обвязке.
Награжденному Знаком оказываются следующие почести:
- дежурство в походе всегда вне очереди;
- за праздничным столом, у костра, в юрте, иглу или палатке он должен сидеть на заслуженном месте;
- разрядники, КМС, МС и ЗМС по туризму и экскурсиям уступают Лауреату место в общественном транспорте, а именно, автобусе, троллейбусе, на собачьих упряжках, пирогах, гондолах, ишаках, мулах, верблюдах, рикшах и шерпах;
- символ Знака должен быть размещен на левом верхнем поле фамильного герба с указанием порядкового номера;
- символ Знака, увеличенный в 10 раз должен быть закреплен на фронтоне поместья и калитке со стороны черного входа;
- беспрепятственный доступ к Лауреату должен быть ежедневно с 800 до 2400 без выходных и праздничных дней;
- при вечерних молитвах домочадцы должны троекратно повторять “Слава Всевышнему за то, что создал его Заслуженным Путешественником, а не каким-нибудь чайником или самоваром”.
Примечание: Настоящее Положение появилось задолго до официального учреждения звания «Заслуженный путешественник России» (2000 г.). По уровню требований и привилегиям оно существенно превосходит существующий норматив (участие и руководство более чем 10-ю походами IV – VI категории сложности). Первым, кто формально удовлетворял требованиям настоящего Положения, был С.Н. Попов, собственно, к его 60-летию оно было и учреждено.