Виды работ со словарными словами

Составь предложение со словарным словом (словами)

Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. Усложним задание, пред­ложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или зна­чок. Например:

/______ ______ __ _______.

(Сорока сидит на суку.)

Комментатор (вставь пропущенную орфограмму, объясни) Даны словарные слова с пропущенными рфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, объяснить свой выбор. При этом очень важно научить учащихся классифицировать орфограммы.

Например: Т_ТРА_Ь

или как вариант Т(и, е)ТРА(т, д)Ь

1) безударная гласная (далее б/гл) е в корне слова, непроверяемая ударением;

2) буква д, обозначающая парный со­ гласный [д], который можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй): тетради, где [д] стоит в сильной позиции.

«Немой» словарик

Учитель или ведущий ученик, четко ар­тикулируя губами, без подачи голоса «про­говаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также без­ звучно «проговаривают» его еще раз и за­писывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык важен при выполне­нии любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пи­шет с немым проговариванием. Сокращает­ся количество ошибок, связанных с пропус­ком или заменой букв.

«Толковый» словарь

Ведущий (учитель или ученик), не на­зывая словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадыва­ют слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, рас­ширяет словарный запас, а у ведущего уче­ника формирует навык грамотного постро­ения предложений.

«Этимологический» словарик

Ведущий рассказывает о происхожде­ии загаданного слова. Ученики угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а за­тем записывают слово с проговариванием.

«Картинный» словарь

Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид ра­боты можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картин­

ку, на которой будут изображены предме­ты, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем мож­но подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочи­нение по данной картинке с использовани­ем отработанных заготовок.

Выборочный диктант

Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух опреде­ляют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем вы­явить, кто из учащихся нашел больше слов. В этой работе важны не просто списывание словарных слов, а работа со словом (выде­ление орфограмм).

Схемы?угадайки

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфо­граммами. Возможен и более сложный ва­риант: орфограммы не только непроверяе­мые, но и проверяемые. Однако этот вари­ант требует определенных обозначений каждой орфограммы. Например, проверяе­мые орфограммы можно обозначать точ­кой, а непроверяемые — подчеркивать (знак минус — слабая позиция).

___О___О____ (воробей, молоко, ...)

________СС __ (касса, масса, ...)

___Е____ДЬ (медведь, тетрадь, ...)

Копилка?минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определенную ор­фограмму, к конкретной теме урока. Нап­ример, при изучении темы «Парные соглас­ные» берется группа словарных слов с пар­ными согласными, аналогично — удвоен­ные согласные, непроизносимые согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания дается 1 минута, в тече­ние которой ученики беззвучно проговари­вают слова. Затем учитель закрывает слова (вытирает с доски). Снова дается 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспом­нить и записать как можно больше словар­ных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчерки­вание орфограммы).

«Лишнее» слово

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или при подведе­нии к новому материалу. Например, темаурока: «Имена существительные одушев­ленные и неодушевленные». На доске запи­саны слова:

сорока, ворона, петух, корова, дорога

Далее идут рассуждения:

1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребова­лось 6 букв, а для слова петух — всего 5.

2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в

этом слове 2.

3. ... слово петух, так как все слова за­канчиваются на гласную, а данное слово —на со­гласную.

4. ... слово дорога, так как все слова отве­чают на вопрос к т о?, а слово дорога — на вопрос ч т о? И так далее. Аргументов может быть много, и «лиш­них» слов тоже!

Буквы?липучки (магниты)

Дана определенная буква (орфограмма). За отведенное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или двух сто­рон) так, чтобы получились словарные сло­ва. Например:

М ШИНА КЛА

М ЛИНА MA А

М ГАЗИН КА А

... (А) ... ... (СС) ...

Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на опре­деленную орфограмму. Можно использо­вать данный прием как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Уд­военные согласные».

«Мнемонический» словарик

Учащиеся с помощью учителя, родите­лей или самостоятельно (по аналогии) ме­тодом фонетических ассоциаций составля­ют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.

Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

МЕБЕЛЬ из ели.

ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.

КОСТЮМ. Костя носит костюм.

ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.

ПЕНАЛ. У Пети пенал.

БЕРЕЗА. У березы белый ствол.

ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.

ПАЛЬТО. Пальто носит папа.

«Шифровки»

Эту работу лучше давать вне урока, так как для его выполнения требуется немало времени, ведь важна в этом задании не ско­рость, а качественный результат. Самое ин­тересное при этом сам процесс работы. Уче­ники могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки мо­гут быть самыми разными.

Шифровка «Слоговое сложение»

Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму.

ВЕС НА + ГО РОД → НА РО

Д

ТРА ВА + У ГОН → ВА ГО

Н

ТЕ МА + ЛЕ ТО + ФОН ТАН → ТЕ ЛЕ ФО

Н

Можно дать обратное задание по анало­гии: придумать свою шифровку.

Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9...

а б в г д е ё ж з...

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) — в этом вари­анте сразу можно заметить, что в слове бу­дет орфограмма на удвоенную согласную.

Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определенному признаку.

Например: К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

Зачеркни парные глухие согласные иполучишь словарное слово (БЕРЁЗА). Дан­ное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определенных тем (например, парные со­гласные).

Шифровка «Части слова»

Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова

ЗАБОЛЕЛ.

Корень — как у слова МОРОЗИЛКА.

Суффикс — как у слова БЕРЁЗКА.

Окончание — как у слова КОНЬКИ.

В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И.

Шифровка «Добавь гласные» (или «Испорченная печатная машинка»)

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ни­ми подходящие гласные так, чтобы в ре­зультате получилось словарное слово.

Нап­ример: КПСТ (КАПУСТА). Можно брать не одно слово, а группу слов, объединенных каким-то общим приз­наком. Например: живые существа: КРВ

(КОРОВА), ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК); это рас­тет: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА), РХ (ОРЕХ)

Кроссворды

Этот вид работы требует больше време­ни, поэтому используется во внеклассной

работе или в качестве домашнего задания.

«Недостающие пазлы»

По сути, это списывание с определен­ным грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с про­белами подходящие по смыслу словарныеслова.

«Проба пера»

Этот вид работы практикуется в III–IV классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение вы­ходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определен­ному подбору:

1) на одну букву (использовать все сло­варные слова на определенную букву);

2) на наличие в словарных словах бук­восочетаний ­оро0, 0оло­;

3) словарные слова должны иметь одну определенную орфограмму (например, уд­военную согласную);

4) можно использовать словарные слова на определенную тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (ком­нату), используя как можно больше словар­ных слов.

«Тематическое меню»

В рамках определенной темы можно по­ работать со словарными словами следую­щим образом.

1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д. (в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»).

3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по чис­лам, по падежам»).

4. Подбери к словарным словам антони­мы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антони­мы или синонимы — словарные слова (в те­мах «Антонимы», «Синонимы»).

5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевленные имена существительные.

Например: М_ШИНА — МАШИНИСТ,

P_БOTA — РАБОЧИЙ.

Или наоборот: С_ПОЖНИК — САПОГИ,

ФУ_БОЛИСТ — ФУТБОЛ.

6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «Заглавная буква в

именах собственных»).

7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»).

Например:

Р_БОТА — РАБОТАТЬ,

УЖ_Н — УЖИНАТЬ

Загадки?шутки (игры)

1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ, ...)

2. В каких словарных словах спряталась

0ель0? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК, ...)

3. Слог потерялся. (___ЛЮТ, ___БА­КА, __ВЕДЬ, ...)

4. Игра «Чей это голос?».

мычит (кто?) — _________ (КОРОВА)

поёт (кто?) — _________ (СОЛОВЕЙ,

ДЕВОЧКА, ...)

5. Собери слоги:

0жур0, 0ный0, 0де0 (ДЕЖУРНЫЙ)

0ки0, 0ва0, 0лен0 (ВАЛЕНКИ)

6. Вопрос — ответ:

Чем рубят дрова? ________

Первый день недели. _________ И т.д.

Эти игры можно использовать во вне­ классной работе или как вариант домашне­го задания. «Мудрый словарик»

При работе со словарными словами по­лезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Данный вид работы воспи­тывает любовь к русскому языку, обогаща­ет словарный запас. Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку ___________ (ГОРОХ). Береги нос в большой _____ (МОРОЗ).

Метод графических ассоциаций Этот метод особенно хорош для тех де­тей, у которых преобладает зрительная па­мять. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2–3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Напри­мер, в слове шофер вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию по­хожи на букву о. Обсудив, как графически можно изоб­разить букву в ошибкоопасном месте, уче­никам предлагается творческое задание — нарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков мож­но оставить несколько страниц для твор­ческой работы). Желающие могут нарисо­вать слово на альбомных листах­опорах.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Александрова Г. Занимательный русский язык. СПб., 1997.

Занимательная грамматика. М., 1996. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учеба, и иг­ра: русский язык. Ярославль, 1997.

Е.В. СЕЛЕЗНЕВА, учитель начальных классов, средняя общеобразовательная школа «Личность», г. Новороссийск

Наши рекомендации