Конструкция шин и их маркировка.
В настоящее время наиболее распространенный тип
отечественных покрышек — диагональный: кордные ни-
ти перекрещиваются между собой под углом 48—54°.
Каркас делается из специальной прорезиненной ткани
(корда) с очень прочной основой*. Корд обернут вокруг
бортового кольца из стальной проволоки. Сверху кар-
кас закрыт так называемым подушечным слоем шины—
брекером, на нем находится протектор — главная рабо-
чая часть покрышки. Боковые части шины имеют защит-
ные резиновые боковины.
Существуют шины и с иным расположением нитей
корда — они идут параллельно друг другу по окружно-
сти профиля покрышки. Такие шины получили название
радиальных.
В диагональной шине внутреннее давление и центро-
бежная сила при высоких скоростях движения, склады-
ваясь, несколько увеличивают ее диаметр в центральной
части беговой дорожки и снижают сцепление с дорогой.
При этом растет и нагрузка на шину в отдельных мес-
тах, что создает неравномерные внутренние напряжения.
В радиальной шине жесткий брекерный пояс и гиб-
кие боковые стенки способствуют равномерному распре-
делению этих нагрузок по всей поверхности протектора;
пятно контакта, а следовательно, и сцепление с дорогой,
остаются неизменными на любых скоростях. В результа-
те резко снижаются микропроскальзывания в беговой
части покрышки, увеличивается износостойкость шины,
улучшается устойчивость автомобиля.
В ближайшие годы на радиальные шины будет пере-
веден весь парк советских легковых автомобилей.
======================== 63 =========================
__________________________________________________________
* Основа изготавливается из крученых нитей хлопка, вискозы,
капрона или же из металла. (Прим. авт.).
__________________________________________________________
Шины низкого давления обозначаются двумя числа-
ми со знаком тире между ними. Первое число обознача-
ет номинальную ширину профиля, а второе — номиналь-
ный посадочный диаметр обода в дюймах*.
В СССР для некоторых размеров шин ширину про-
филя обозначают в мм, а посадочный диаметр — в дюй-
мах, или тот и другой размер в мм. Например, шина мо-
дели И-151, применяемая на автомобилях ВАЗ-2101,
ВАЗ-21011 и ЗАЗ может иметь обозначение: 6.15-13,
155-13 или 155-330.
Кроме обозначения шины, маркировка включает пол-
ное наименование завода-изготовителя или его условное
обозначение, месяц, год изготовления и порядковый но-
мер покрышки. Например: Я V 74 122630 обозначает,
что данная покрышка изготовлена на Ярославском шин-
ном заводе в мае 1974 г. и имеет серийный номер
122630.
В маркировку не входит размер наружного диамет-
ра, а также радиус качения. Так, шина модели М-130А
имеет обозначенный размер 6.45-13 (устанавливается
на М-412, ВАЗ-2102), а шина модели М-100 имеет обо-
значенный размер 6.40-13 (устанавливается на М-426,
М-427, М-434). Однако радиус качения у шины М-100
на 7% больше, чем у шины М-130А.
Маркировка некоторых советских и зарубежных шин
отражает также прочность каркаса, приведенную к
прочности определенного количества слоев каркаса из
вискозной кордной ткани. Так, каркас шины М-130А
(а также однотипной шины М-119А, но с измененным
рисунком протектора) состоит из двух слоев специаль-
ной кордной ткани, однако в связи с ее повышенной из-
носостойкостью прочность такого каркаса соответствует
прочности четырехслойного каркаса из обычной вискоз-
======================== 64 =========================
ной кордной ткани, что отражено в маркировке на боко-
вине — 4РR**.
Знать назначение каждой цифры и буквы маркиров-
ки шины очень важно не только гонщикам, но и обыч-
ным водителям и владельцам собственных автомобилей,
так как нередко оказываются в наличии покрышки раз-
____________________________________________________
* Один дюйм =25,4 мм.
** РР, обозначает «ply rating» — «норма слойности».
____________________________________________________
ных марок и размеров или одинакового размера, но раз-
ных марок.
Как «обувать» автомобиль в этом случае? Можно ли
пользоваться разнотипными покрышками? Покрышки
разных марок с одинаковым маркировочным размером
(особенно распространены покрышки 165-13 и 155-'13)
отличаются друг от друга по наружному диаметру, при-
чем иногда существенно. Поэтому ставить на одну ось
автомобиля покрышки разных типоразмеров или даже
с различным рисунком протектора нежелательно. В этом
случае лучше ставить покрышки или даже колеса в
сборе разного типа попарно. Спортсмены довольно час-
то ставят на задние колеса шины с зимним рисунком
протектора, а на передние — с обычным дорожным. Од-
нако что касается покрышек модели И-170 для авто-
мобиля ВАЗ-2103, выпускаемых как диагональной, так
и радиальной конструкции, то какой-либо «винегрет» из
них на одном автомобиле совершенно недопустим.
Тип и рисунок протектора
Наиболее распространенными являются низкопро-
фильные шины 6.45-13 модели М-130А (рис. 29). Их ха-
рактерный признак — прогиб внутрь средней части бе-
говой дорожки в ненакачанном состоянии. Это зависит
от особенностей.конструкции, а не является результа-
том неправильной эксплуатации, как некоторые думают.
======================== 65 =========================
Рисунок протектора шины М-130А летнего типа
включает ряд «ножевых канавок» шириной примерно
0,5 мм*. Канавки несколько повышают сцепление шины
с дорогой, особенно с мокрой, содействуя выдавливанию
влаги из пятна контакта. При движении же с большой
скоростью канавки смыкаются, что повышает работо-
способность шины. Однако «ножевые канавки» легко
забиваются при движении по загрязненной или засне-
женной дороге. Тогда приходится снижать скорость.
Кроме того, шина М-130А имеет скругленную боко-
вую часть протектора, что ухудшает сцепные качества,
____________________________________________________________
* Протектор имеет также «визуальные индикаторы износа»
представляющие собой повышения в шести местах дна рисунка про-
тектора в виде поперечных полос шириной 20 мм. (Прим. авт.).
____________________________________________________________
Рис. 29. Шина 6.45 – 13 модели М – 130 – А.
======================== 66 =========================
Рис. 30. Шина 165 – 13 модели И – 170.
особенно во время заноса на грунтовых дорогах. Поэто-
му спортсмены используют эти шины преимуществен-
но для шоссейно-кольцевых гонок при сухом дорожном
покрытии.
Шины 6.40-13 модели М-100 относятся к высокопро-
фильным* , что предопределяет их увеличенную грузо-
подъемность. Паспортная скоростная стойкость этой ши-
ны — 120 км/ч. Условная прочность боковины равна
прочности шестислойной шины. Это значительно умень-
шает возможность боковых пробоев, зато повышает
жесткость боковины и несколько затрудняет монтаж и
демонтаж. Кроме того, эта шина, по сравнению с мо-
делью М-130А, имеет больший вес.
Рисунок протектора шины модели М-100, так же как
и выпускаемой сейчас в ограниченном количестве шины
6.00-13 модели М-107 летнего типа, имеет относительно
широкие канавки. Более острый угол перехода протек-
тора к боковине у этих шин дает им некоторое преиму-
щество при езде по грунтовым и снежным дорогам по
сравнению с шинами М-130А; автомобиль на этих шинах
лучше управляем в заносе. Достоинством данной моде-
ли является и ее больший наружный диаметр, что замет-
======================== 67 =========================
но повышает просвет между дорогой и автомобилем.
Шины М-100 и М-107 охотно используются раллистами.
Из других серийных шин уже упоминались шины
165-13 модели И-170 (рис. 30) и 155-13 модели И-151.
Рисунок протектора — летнего типа, хорошо расчленен-
ный, с большим количеством прорезей и в то же время
с суммарной площадью выступов 75—80% от общей
площади беговой дорожки. Эти шины обеспечивают хо-
рошее сцепление с дорогой в продольном и боковом на-
правлениях, обладают высоким сопротивлением износу.
При мокром или обледеневшем дорожном покрытии ав-
томобили, оборудованные этими покрышками, ведут се-
бя достаточно устойчиво.
Шины с летним (или дорожным) рисунком протек-
тора обладают значительно меньшей шумностью** хода,
чем шины с зимним рисунком протектора.
Что касается устойчивости на дороге, то шины с
зимним рисунком протектора в условиях гололеда могут
________________________________________________________
* Отношение высоты профиля к его ширине у этой шины=0,99 ,
а у моделей М-130А=0,82. (Прим. авт.),
________________________________________________________
Рис. 31. Шина 6.45 – 13 модели М-147 с шипами.
======================== 68 =========================
не только не улучшить сцепления с дорожным покрыти-
ем, а наоборот — ухудшить.
Единственным пока средством, повышающим безо-
пасность движения автомобиля в условиях гололеда, яв-
ляется снабжение зимних шин шипами с твердосплав-
ным сердечником. Шипы такого типа обладают доста-
точной прочностью. Они не разрушаются и при движе-
нин по асфальту. Темп износа шипов сопоставим с тем-
пом износа шин и является саморегулирующимся. Это
саморегулирование состоит в том, что, если шип высту-
__________________________________________________________
** Шум при качении шины образуется в результате ударов о
дорогу рельефных выступов протектора и движения воздуха в уг-
лублениях рисунка. Уменьшение шума этого рода достигается не-
прерывностью рисунка по окружности покрышки (модель М-130А)
или переменной величиной отдельных элементов рисунка (модель
с М-107). (Прим. авт.).
__________________________________________________________
пает над поверхностью протектора более чем на 2 мм,
то он быстро сламывается до этой величины, а если не
выступает или утоплен, то по мере износа шины он выс-
тупит наружу. Промышленностью выпускается, правда,
в ограниченном количестве шина 6.45-13 модели М-147 и
165-13 модели И-168 с зимним рисунком протектора.
Примерное расположение шипов в шине М-147 и устрой-
ство шипа показаны на рис. 31. Шипы устанавливают
в шину с помощью специального пневматического писто-
лета в количестве 110—160 штук. Отверстия для них
диаметром 2,5 мм п глубиной 8—9 мм предварительно
высверливают в протекторе электродрелью с обычным
сверлом. Использование шипованных шин должно быть
оговорено положением о соревнованиях.
Нешипованные шины с зимним рисунком протектора
хорошо зарекомендовали себя в зимних ралли или рал-
ли с большим количеством грязных участков дорог, а
также в зимних ипподромных автогонках.
Опытный завод НИИ шинной промышленности вы-
======================== 69 =========================
пустил в 1975 г. первую партию шин 165-13 модели
И-200 с универсальным рисунком протектора. Уже
первый опыт использования их и в шоссейно-кольцевых
Рис. 32. Шина 7.50 – 13 модели И-140 и колесо шириной
178 мм на автомобиле М-412.
гонках, и в ралли доказал жизнеспособность новой про-
дукции. Эти шины хорошо держали дорогу при мокром
покрытии и проявили достаточные «вездеходные» каче-
ства на снежных и грязных дорогах.
Следует отметить, что НИИШП внимательно отно-
сится к нуждам автомобильного спорта, совместно со
спортсменами проводит испытания новых образцов шин,
учитывает пожелания гонщиков при разработке этих об-
разцов. В результате совместных работ появились, на-
пример, специальные шины 6.50-13 модели И-124 и
7.50-13 модели И-140 для гоночных автомобилей «Эс-
тония». Последняя модель, впрочем, пришлась «по вку-
су» и автомобилю «Москвич-412» на шоссейно-кольце-
вых автогонках.