Направленность физиологической мощности
Таблица № 9
ЧСС ( уд/мин ) | НАПРАВЛЕННОСТЬ |
100-130 | Аэробная (восстановительная) |
140-170 | Аэробная (тренирующая) |
160-190 | Анаэробно-аэробная (выносливость) |
170-200 | Лактатная-анаэробная (специальная выносливость) |
170-190 | Алактатная-анаэробная (скорость-сила) |
Для оценки адаптации спортсменов к нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы (ССС) при проведении пробы Руффье. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, сидя, после 5 мин. Отдыха (Р1). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 сек., с выпрямленными руками перед собой. Во время подъема руки опускают вдоль туловища. Сразу же после окончания приседания измеряется ЧСС (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р3).
Оценка скорости восстановления ЧСС производится по формуле:
R = (P1 + P2 + P3) – 200 \ 10
Качественная оценка работоспособности представлена в таблице № 10.
ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
К РАБОТЕ (РУФЬЕ)
Таблица № 10
Качественная оценка | Индекс Руффье |
Отлично | 2 и менее |
Хорошо | 3 – 6 |
Удовлетворительно | 7 – 10 |
Плохо | 11 – 14 |
Очень плохо | 15 – 17 |
Критическое | 18 и более |
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются не только сдача нормативов и тестов ОФП, СФП и ТТП, но и высокие спортивные показатели, выступая на соревнованиях различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НА 45 НЕДЕЛЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица № 11
№ | РАЗДЕЛЫ | Э Т А П Ы П О Д Г О Т О В К И | |||||||
С О Г | Г Н П | У Т Г | Г С С | ВС М | |||||
Весь период | До 1 года | Свыше 1 года | До 2-х лет | Свыше 2-х лет | До 1 года | Свыше 1 года | Весь период | ||
О Ф П | |||||||||
С Ф П | |||||||||
Т Т П | |||||||||
Теория | - | ||||||||
Контрольно-переводные испытания | |||||||||
Контрольные соревнования | - | ||||||||
Инструкторская и судейская практика | - | ||||||||
Восстановительные мероприятия | - | - | |||||||
Медицинское обследование | |||||||||
Воспитательная работа | В процессе занятий | ||||||||
И Т О Г О: |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений- через 7 – 9 лет специализированной подготовки.
В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики:
· строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
· возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вас объёма СФП (по соотношению к общему объёму тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
· непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);
· соблюдения принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;
· правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учётом физиологических особенностей возраста занимающихся (половое созревание юных спортсменов);
· развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
В технической подготовке могут быть использованы различные методы:
· целостный (обучение движению в целом в облегчённых условиях с последующим овладением отдельными фазами и элементами) и расчленённым (раздельное обучение фазам и элементам движения и их сочетание в единое целое). В данной программе принцип целостного обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Многолетнюю подготовку спортсменов целесообразно рассматривать как единый процесс, как сложную специфическую систему, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.
Учебный план спортивной подготовки рассчитан на 45 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году)
Для спортивных школ, имеющих в штате по одному тренеру-преподавателю, - учебный план может быть рассчитан на 45 рабочих недель (в год). Причем весь учебный материал остается прежним, меняется, только разбивка по часам.
Каждый этап подготовки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировок взрослых, не должна быть ориентирована в первые годы занятий на достижение высокого спортивного результата (СОГ, ГНП).
В процессе многолетней спортивной подготовки необходимо обеспечить рациональный режим, личную гигиену, систематический врачебно-педагогический контроль над состоянием здоровья.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности и школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировок и соревнований. В течении многолетних тренировок спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
3.1.2 СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(6 часов в неделю)
Примерный годовой учебно-тематический план представлен в таблице № 12.
Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы, создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе.
Основная цель этого этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающих и специальных упражнений своего вида). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов; лёгкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.
Основные задачи данного этапа:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом
- овладение основами техники выполнения обширных комплексов физических упражнений и освоение техники подвижных игр
- воспитание трудолюбия
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости)
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий рукопашным боем
Школы в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объёме физическая работоспособность практически не растёт. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надёжные предпосылки для укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учётом факторов ограничивающих физическую нагрузку:
· отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще);
· возрастные особенности физического развития, представлены в таблице № 3.
Основные тренировочные средства:
· общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);
· подвижные игры и игровые упражнения;
· элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);
· прыжки и прыжковые упражнения;
· метание лёгких снарядов (теннисных и набивных мячей);
· силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных занятий).
Основные методы выполнения упражнений
· игровой;
· повторный;
· равномерный;
· круговой;
· соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).
Основные направления тренировки:
· спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в рукопашном бою. На этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом;
· на данном этапе подготовке существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса;
· упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.
Основные средства и методы тренировки:
· главное средство в занятиях с детьми этого возраста – подвижные игры;
· для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организовано и целенаправленно;
· комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.
Применение названных средств при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты (50% основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.
Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений для развития быстроты применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами для развития быстроты включают игровые упражнения, способствующие совершенствованию этого качества.
Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, используют во второй половине урока, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями. В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на рукопашный бой большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.
Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе:
· В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий);
· методы упражнений игровой и соревновательный;
· при изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие т.д. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.
Обучение технике рукопашного боя на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:
· стойкам;
· передвижениям;
· ударам руками и ногами;
· приемам самостраховки при падениях;
· способам защиты;
· формам и способам захвата соперника;
· способам выведения из равновесия;
· ведущим элементам технических действий.
Методика контроля на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов – педагогических, медико-биологических и пр. (см. раздел «Комплексный контроль»).
Комплекс методик позволит определить:
· состояние здоровья юного спортсмена;
· уровень физического развития (по показателям телосложения);
· степень тренированности;
Уровень подготовленности;
· величину выполненной тренировочной нагрузки.
На основе полученной информации тренер должен выносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
Таблица № 12
№ | Разделы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | Всего |
О Ф П | |||||||||||||
С Ф П | |||||||||||||
Т Т П | - | ||||||||||||
Теория | - | - | -- | - | -- | -- | |||||||
Контрольно-переводные испытания | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||||
Контрольные соревнования | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | |
Инструкторская и судейская практика | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | |
Восстановительные мероприятия | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | |
Медицинское обследование | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | - | -- | ||||
Воспитательная работа | В процессе занятий | ||||||||||||
Всего за месяц | |||||||||||||
Всего за год |
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ