Тема. Значение приставок за-, в-, у-, употребление слов с приставками в речи 4 страница
6.Знакомство с окончанием начинается с наблюдения за существенными признаками этой морфемы. В упр. 129 представлены словосочетания с разными формами слова мама. Сравнивая их, дети находят изменяемую часть слова, убеждаются, что она помогает связать слова в словосочетании. При выполнении данного упражнения происходит практическое знакомство с новым для учащихся понятием — форма слова. Учитель поясняет: когда мы изменяем слово, образуются разные формы одного и того же слова. После ознакомления с окончанием следует неоднократно акцентировать внимание третьеклассников на том, что разные формы одного и того же слова различаются только окончаниями, все остальные части у них одинаковые в отличие от однокоренных (родственных) слов.
Физкультминутка
7.Еще более наглядно роль окончания выступает в упр. 130. Исправляя текст, написанный Незнайкой, дети осмысливают функцию окончания — служить средством связи слов в предложении. Небрежность Незнайки в употреблении окончания привела к нарушению смысла высказывания.
8.Упр. 131 показывает функцию окончания в связном тексте. Здесь важна опора на умения выделять словосочетания, устанавливать связь между словами. Учитель еще раз подчеркивает роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Желательно записать словосочетания на доске в столбик, чтобы детям было легче обнаружить в формах слова очки окончания. Учащиеся работают над синонимичными выражениями: плохие глаза — плохое зрение.
9.Благодаря упражнениям школьники легко находят окончания в словах и с помощью вопросов учителя выводят правило, затем читают его в учебнике. Можно попробовать заменять по очереди окончания в словах предложения "Белочка живет в дупле", чтобы еще раз убедиться в их важной роли.
10.При выполнении упр. 132 учащиеся выделяют окончания в разных формах имени прилагательного. Параллельно проводится лексико-словообразовательная работа: с помощью однокоренных слов толкуется значение слов рыжик, задира. Следует активно использовать на практике понятие "форма слова", объяснив учащимся, что формы слова "получаются", если мы слово изменяем по вопросам или по принципу "один — много". Выясняется смысл стихотворения "Рыжие стихи".
11.Домашнее задание: упр. 133.
12.Подведение итогов урока.
13.Рефлексия
Тема: Выделение окончания в словах
Цель:Познакомить с алгоритмом нахождения окончания в словах, формировать умение изменять слова по вопросам и выделять в разных формах слова окончание
Воспитывать умение работать самостоятельно.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
При проверке домашнего задания учитель спрашивает: почему в тексте так часто повторяются разные формы слова белый? С какими словами — названиями предметов связано это слово? Вопросы ставятся от слов-предметов к словам-признакам. Особое внимание обращается на словосочетания с предлогами: под крышами какими? белыми, на снегу каком? белом (предлог остается при имени существительном). Учитель подводит ребят к выводу, что повторы слова белый не портят данный текст, с их помощью автор рисует картину зимнего дня, которую мы легко можем себе представить. Дети вспоминают заголовок стихотворения "Рыжие стихи", которое читали на предыдущем уроке, и озаглавливают данный текст. Возможно, самым удачным будет заголовок "Белая сказка".
3.Орфографическая разминка:
У н..ры добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хв.ста,
Вырываясь от ... .
А теперь и за в..рсту
Не приблизится к ... .
А. Грачев
1. Вставить пропущенные буквы и слова.
2. Назвать окончания в пропущенных словах.
3. Назвать окончание в слове кот.
4. Назвать словосочетания с выделенными словами.
5. Выполнить звуко-буквенный разбор слова кот.
4.Чистописание:
кот
1.Образовать однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Объяснить разницу в значении данных слов.
2.Выделить корень и окончание.
Письмо по памяти:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
(Русская потешка.)
В однокоренных словах выделить корень и окончание.
5.При выполнении упр. 134 учащиеся решают ряд задач, главная из которых — наблюдение за ролью окончания: служить для связи слов в предложении. Если мы не изменим слова в скобках, связь между словами окажется нарушенной. Только заменив окончания в слове соловей, можно восстановить смысл предложений, а значит, и текста в целом. На базе данного упражнения строим работу над творческим пересказом (с элементами сочинения). Для этого предлагаем детям вспомнить, что они еще знают об этой птице, чем славится соловей. После этого показываем, как можно построить новый текст, используя дополнительную информацию. Высказывания о пении соловья помещаются в конце либо в начале текста. В процессе выполнения упр. 134 отрабатывается орфограмма — правописание разделительного ь.
6.Следующий этап урока — ознакомление с алгоритмом выделения в слове окончания. Если на предыдущем уроке учащиеся выделяли окончание в заданных или извлеченных из текста формах слова путем их сравнения, то теперь задача усложнилась: надо научить школьников самостоятельно образовывать такие формы слова. Это непростое для третьеклассников действие, поскольку они не владеют сознательным умением изменять слова, а изменяют слова с опорой на интуицию, на стихийную речевую практику.
Физкультминутка
7.Упр. 135 выполняем следующим образом. Дети читают текст. Учитель выписывает на доску выделенные слова и предлагает найти в них окончания. Прежде чем обратиться к плану действий, данному в учебнике на с. 88, учащиеся самостоятельно строят алгоритм и только затем проверяют себя по учебнику.
8.Умение выделять окончание закрепляется при выполнении упр. 136. Коллективно составляются словосочетания с разными формами слов: вижу что? картину, любуюсь чем? картиной, подошел к чему? к картине и др. Формы слов записываются в столбик на доске, после чего выделяются окончания. Для усвоения алгоритма может быть изготовлена наглядность — описание порядка нахождения в слове окончания (в дальнейшем соответственно и других морфем).
9.Домашнее задание: упр. 137. В классе можно провести предварительную работу по выделению окончаний в словах первой строчки. При проверке домашнего задания учитель следит за правильностью выделения из предложений словосочетаний.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Тема: "Нулевое окончание".
Цель:познакомить с нулевым окончанием; формировать умение выделять в словах окончание, в том числе нулевое; обогащать речь учащихся (толкование одноко-ренных слов, работа с фразеологизмами).
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Ландыш милый,
Ландыш нежный.
Белый ландыш,
Ландыш — снежный.
Наш цветок!
В. Брюсов
1. Почему автор называет ландыш снежный?
2. Назвать имена прилагательные, которые использует поэт в описании цветка.
3. Назвать окончания в именах прилагательных.
4. Изменить форму слова ландыш, назвать окончания.
5. Назвать звуки в слове белый.
4.Чистописание:
белый белая белое
1.Выделить в словах окончания.
2.Подобрать однокоренные имена существительные и глаголы.
3. Образовать словосочетания с именами прилагательными: прилагательное + существительное.
Белый ландыш можно увидеть в лесу в мае.
Дополнительный материал:
Почему ландыш белый
Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черемухи белые? Почему ландыш белый?
Замечал ли ты, что ландыши растут в тенистых местах? В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны.
По В. Твтюреву
5.Соблюдая известный порядок действий при выполнении упр. 138, школьники могут самостоятельно прийти к выводу, что при сравнении слова кот с другими формами выявляется интересная особенность: окончание как бы исчезает (на месте пробела рисуем пустой квадратик). Учитель сообщает о нулевом окончании.
6.Закрепление проводится на материале слов дом, мышь (упр. 139), снег, ладонь (упр. 140). Советуем особо остановиться на правильном употреблении глагола поймать (дети часто под влиянием белорусского языка используют ошибочное словить). Составляем как можно больше словосочетаний со словом поймать (рыбку, бабочку, мяч, шар).
Физкультминутка
7.Упр. 141 предусматривает работу над значением фразеологизмов, в которых используются разные формы слова рука. Для этого следует включить данные фразеологизмы в предложения, придумать ситуации, в которых эти выражения были бы уместны. Например:
Школа совсем близко от моего дома — рукой подать. Вася совсем отбился от рук: не слушается родителей, опаздывает в школу, грубит девочкам.
Закрепляется умение выделять в словах окончания (в том числе нулевое). Задания со звездочкой могут быть использованы для поуровневой работы.
8.Домашнее задание: упр. 142. Домашнее упр. нужно проанализировать в классе и выполнить дополнительные задания
9.Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Тема: Связь слов в предложении с помощью окончания
Цель:закрепить умение выделять окончание в словах; развивать синтаксический строй и связную речь школьников, их словарный запас. Воспитывать интерес к творческой работе
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания включает работу по развитию речи, которая предусматривает словесное рисование. Раскрывая смысл предложения "Елка — сноп зеленых свечек", дети представляют, как выглядит елка с молодыми шишками: шишки на еловых ветках похожи на свечки. После рассматривания картинки учитель может предложить ребятам сочинить небольшую сказку про гномов. Выясняется, что в тексте часто повторяются формы слова зеленый, поэтому его можно озаглавить "Зеленые стихи". Слова зеленый и зелененький являются однокоренными.
3.Орфографическая разминка:
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И запахи роз?
Е. Благинина
1. Отгадать загадку.
2. Какие орфограммы встретились в словах?
3. Назвать окончания в именах существительных.
4. Назвать звуки в слове мороз.
4.Чистописание:
мороз
1. Подобрать и записать два однокоренных слова. Выделить корень.
2. Подчеркнуть безударную гласную, не проверяемую ударением.
Мы любим дни морозные.
1. Определить, какими частями речи являются слова в предложении.
2. Выделить окончания в словах.
3. Составить мини-рассказ о зиме, используя опорные слова:
волшебница зима, пушистый снег, белые снежинки, трескучие морозы, сильные вьюги, голодные птицы.
Этот урок, являясь заключительным по изучению окончания, включает в себя все, с чем познакомились третьеклассники на предыдущих занятиях по теме: различение форм слова и однокоренных слов, наблюдение за ролью окончания в предложении, выделение данной морфемы в словах. Основная же цель урока — многоаспектная работа по развитию речи младших школьников: обогащение словарного запаса, развитие синтаксического строя, связной речи.
4. При выполнении упр. 143 основное внимание уделяется изменению слов различных частей речи с целью выделения в них окончаний. При работе над глаголом учитель помогает детям подобрать личные формы, подсказывая местоимения: я тащу, ты тащишь, он тащит. Текст можно прочитать по ролям.
Следует выписывать формы существительного вместе с предлогами.
Физкультминутка
6.Работа над составлением текста. (упр. 144) Устно составляется текст из деформированных предложений. Сначала детям предстоит "навести порядок" в предложениях, потом составить из них текст-повествование. Учащиеся отмечают: чтобы предложения приняли нормальный вид, нужно слова связать друг с другом, изменив их окончания (при этом изменяется также порядок слов). В готовом тексте дети замечают недочет: в каждом предложении повторяется форма слова лиса. Подбираются слова, помогающие заменить эти повторы: она, плутовка и др. Чтобы записать текст дома, следует устно воспроизвести его в классе.
7.Домашнее задание: упр. 145.
8.Подведение итогов урока.
9.Рефлексия
Тема: "Корень слова".
Цель:актуализировать знания о корне, однокоренных (родственных)словах, о чередовании согласных в корне, умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с корнями-омонимами, выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.. Орфографическая разминка:
Начинается новый трудовой день. Ты идешь в школу. Твой главный труд — учеба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать.
1. Найти слова на правописание:
— безударных гласных, не проверяемых ударением;
— парных звонких и глухих согласных.
2. Найти родственные слова, назвать в них корень.
3. Подобрать синоним к слову труд.
4.Чистописание:
труд трудовой трудиться
Выделить в словах корень.
Твой главный труд — учеба.
1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова труд.
2. Какие пословицы о труде знаете?
Дополнительный материал:
Труд! Какое прекрасное слово! Труд. Трудиться, не бояться трудностей! Во многих словах «труд» является корнем.
А знаете ли вы, что труд не только корень слова? Труд — корень всей нашей жизни. Все в нашей стране создано трудом людей.
Самое большое счастье, когда человек любит свой труд, свою работу.
По Ю. Яковлеву
5.Объяснение нового материала связываем с проверкой домашнего задания. Учащиеся читают составленный дома текст. Затем учитель предлагает назвать разные формы слова лиса, которые были использованы в тексте. В этих формах выделяются окончания и корень. Далее целесообразно вновь рассмотреть рисунок домика и определить статус корня, который занимает главную, центральную "комнату".
Учитель предлагает детям обсудить вопрос: почему эта часть слова носит такое название? Какие еще значения слова корень мы знаем? (Корень растения, гриба, зуба.)
6.Затем рассматривается рисунок словесного дерева на с. 93, читается упр. 147. Учитель может использовать наглядность — заранее подготовленный на листе плотной бумаги рисунок словесного дерева, на ветвях которого размещены однокоренные слова, написанные на карточках. Этот рисунок в дальнейшем часто используется на уроках (меняются съемные слова-листочки, которые вставляются в кармашки или укрепляются иным образом). Учащиеся вспоминают все, что они знают о корне слова.
Физкультминутка
7.Для закрепления материала используется упр. 148.
8.Отрабатываются свойства однокоренных слов: смысловое сходство и наличие общей части (упр. 149). Учитель должен максимально использовать работу по толкованию лексического значения слов путем подбора к ним однокоренных: дремучий, скользят, конница, зарплата, работящий и т. д.
9.Домашнее задание: упр. 150.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
На данном и последующих уроках рекомендуются игры: 1) с помощью сигнала (хлопка, карточки) различать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с корнями-омонимами (рис — рисунок); 2.) «собрать в одну семью» однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне. В процессе изучения корня ведется пропедевтическая работа над правописанием безударных гласных и парных согласных в корне
Тема:"Корень".
Цель:развивать умения выделять в словах корень, находить в тексте и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас учащихся однокоренной лексикой.
I. Орфографическая разминка:
З..л..тые нивы,
Гладь да блеск озер.
Светлые заливы,
Без к..нца простор.
И. Никитин
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Назвать окончания в именах существительных и прилагательных.
3. К выделенным словам подобрать однокоренные, определить корень.
II. Чистописание:
блеск блестеть блёстки
1. Определить части речи.
2. Выделить корень.
3. Подчеркнуть проверяемую гласную одной черточкой, проверочную — двумя.
Блестит на солнце белый снег.
1.Выделить в словах окончания и корень.
2.Подобрать однокоренные слова: I в.— к слову солнце; II в. — к слову белый; III в. — к слову снег.
На уроке большое внимание уделяется работе по развитию речи, обогащению лексикона школьников. Усилия учителя направляются на то, чтобы связать в сознании детей значение слов и их морфемный состав.
После чтения стихотворения о шиповнике (упр. 151) учащиеся раскрывают смысл сравнения его с костром (обращается внимание на глаголы блещет, слепит). Используется прием словесного рисования. Дети описывают куст
шиповника: он пышный, яркий, весь усыпан красными цветами, хорошо виден издалека — все это делает его похожим на костер. Он роняет алые (красные) лепестки, словно искры. Подбор родственных слов к глаголу шипит помогает осознать, что это слово не является однокоренным с существительным шиповник. Учитель еще раз подчеркивает, что основное значение слов заключено в корне.
При работе над чистоговоркой (упр. 152) обращается внимание на правильное произношение взрывного звука [г]. Если у детей наблюдаются проблемы с произношением этого звука, стихотворение заучивается наизусть и используется в дальнейшем для проведения орфоэпической тренировки. Подбирая однокоренные слова с корнем гусь, третьеклассники наряду со словом гусята могут назвать существительное гусенок. Формы единственного и множественного числа различаются не только окончанием, но и формообразующим суффиксом (аналогичные случаи: лист — листья, сын — сыновья, дочь — дочери).
Упр. 153 закрепляет навыки анализа и синтеза одно-коренной лексики. При подборе однокоренных слов важна установка на привлечение максимального их количества. Это будет способствовать более интенсивному пополнению лексического запаса школьников. Такую работу можно провести в виде соревнования: кто подберет больше родственных слов? Особого внимания заслуживают слова третьей группы: кроткий, укротить, укротитель. Выясняется их лексическое значение: укротитель — тот, кто укрощает зверей; укротить — сделать кротким, послушным, смирным, покорным. Слово крот не является "родственником", ведь укротитель не укрощает кротов. Следует обратить внимание на правописание безударных гласных в корне однокоренных слов, найти среди них проверяемые и проверочные слова. Это подготовит детей к выполнению домашнего упражнения, в котором нужно вставить в слова пропущенные буквы.
Домашнее задание: упр. 154.
Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
30. Развивать умения находить однокоренные слова, отличать их от слов с корнями-омонимами, строить алгоритм нахождения корня в слове, выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова
Упр. 151—154, дом. задание — упр. 154. Алгоритм нахождения корня в слове строится учащимися самостоятельно. Они строят небольшие рассуждения (см. образец на с. 97, упр. 155). Необходимо приучить детей при подборе однокоренных слов привлекать максимальное их количество. Одновременно продолжается работа по выделению в словах окончания
Тема:"Однокоренные слова".
Цель:совершенствовать умения анализировать и подбирать однокоренные слова; развивать языковую догадку, лингвистическое чутье детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
З..л..тые нивы,
Гладь да блеск озер.
Светлые заливы,
Без к..нца простор.
И. Никитин
4. Вставить пропущенные буквы.
5. Назвать окончания в именах существительных и прилагательных.
6. К выделенным словам подобрать однокоренные, определить корень.
4.Чистописание:
блеск блестеть блёстки
1. Определить части речи.
2. Выделить корень.
3. Подчеркнуть проверяемую гласную одной черточкой, проверочную — двумя.
Блестит на солнце белый снег.
1. Выделить в словах окончания и корень.
2. Подобрать однокоренные слова: I в.— к слову солнце; II в. — к слову белый; III в. — к слову снег.
5.На уроке основное внимание уделяется дальнейшей работе по овладению алгоритмом нахождения корня в словах, в том числе с чередующимися согласными.
При выполнении упр. 155 толкование большинства слов не представляет трудности для третьеклассников. Однако, раскрывая значение слов ливень, перина, дети могут испытывать затруднения. Учитель оказывает помощь путем наводящих вопросов. Какой дождь называется ливнем? Он капает слегка или льет как из ведра, сильно? Когда спят, под голову кладут подушку, а что кладут под спину? Чем набивают, наполняют подушку и перину, чтобы было мягко спать? Таким образом, дети сами находят мотивирующие слова: перина — перья, ливень — лить. Также выясняется, что для проверки безударных гласных в корнях можно использовать слова, с помощью которых мы толковали данные слова: словарь — слово, варенье — варит, сахарница — сахар, светлячок — светит и др.
Физкультминутка
6.Работу с корнями с чередующимися согласными. (Упр. 156, 157 )
Дети конструируют слова, достраивают их, вставляя корни с чередующимися согласными: круглый — кружок — окружить, свет — свечка —
подсвечник, смех — смешной — насмешить — насмешка, друг — дружить — дружба и др.
7.Домашнее задание: упр. 158 (предусматривает образование личных форм глаголов с чередованием согласных в корне).
8.Подведение итогов урока.
9.Рефлексия
Следует использовать элементы словообразовательного анализа: определять, от какого слова образовалось данное, в том числе в игровой форме: «Почему предмет так называется?», «Отгадай секрет названия»
Тема:"Образование однокоренных слов".
Цели:Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова; учить делать элементарный словообразовательный анализ, связывать состав слова с его лексическим значением и правописанием, подбирать к словам синонимы, наблюдать за правописанием гласных в корнях слов.
Упражнять в нахождении и образовании «необычных» слов типа вездекот, лунянка. Наблюдать за значением сложных слов. Развитие связной речи (творческий пересказ, составление диалога)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
За высокими березами показался шелковистый березовый кустарник. Еле намечалась среди березок дорога.
Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, березняком, полынью.
По И. Бунину
1. Найти слова на правописание:
—безударных гласных, проверяемых ударением;
—безударных гласных, не проверяемых ударением;
—парных звонких и глухих согласных;
—разделительного мягкого знака.
2. Найти однокоренные слова.
4.Чистописание:
Выписать из текста три однокоренных слова, выделить корень и окончание.
Листья березы шелестят даже при легком ветерке.
1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
2. Определить в словах орфограммы.
3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова листья.
5.Продолжается работа над корнем аналитического и синтетического характера. Новым является знакомство с необычными словами, придуманными по известным словообразовательным моделям. Так, выполняя упр. 160, третьеклассники замечают, что юмористический эффект стихотворения заключается в использовании необычных слов (лунянка, луника). Объясняя, почему герой стихотворения употребляет такие слова, учащиеся придумывают следующую ситуацию. Видимо, мальчик мечтает стать космонавтом и фантазирует, как он полетит на Луну и чем там будет заниматься. Затем дети упражняются в образовании подобных необычных слов, смысл которых стараются объяснить: луняне — жители Луны, лунистый (цвет) — цвет луны, чернолун — плодородная почва на Луне и др. Среди названных детьми слов окажутся такие, которые есть в словаре: прилуниться, подлунный (мир). С ними учащиеся составляют словосочетания и предложения. Это упражнение очень ценно для развития языкового чутья и мышления детей. Они на практическом уровне усваивают словообразовательные модели, по которым строятся слова (вспомним аналогичные примеры из книги К. Чуковского "От двух до пяти"), тем самым постигают законы образования слов в русском языке.
6.Упр. 161. Слова-отгадки: кот, кошка, котенок.
Физкультминутка
7.В упр. 162, 163 продолжается "кошачья" тематика. Учащиеся обнаруживают в стихотворениях сложные слова, среди которых есть необычные. Обозначать графически в них корни не рекомендуется, поскольку в одних из них есть соединительная гласная (пешеход), а в других нет (буква еотносится к корню: вездеход, вездекот, вездехвост, везделапы). Дети должны почувствовать шуточную тональность стихотворений. Можно предложить им образовать другие необычные слова с двумя корнями: везденос, вездеуши и др.
При самостоятельной записи составленного текста (упр. 261) школьники оставляют пробелы вместо букв, в написании которых они сомневаются (либо подчеркивают такие буквы). Учитель при необходимости оказывает им помощь. Сравнив стихотворный и прозаический тексты, дети высказываются в пользу первого: он более интересный, веселый, наполнен юмором, в нем встречаются необычные слова. Школьники пробуют сочинить подобные прилагательные, характеризующие кота (учитель помогает, подсказывая словосочетания: умывать лапы — лапоумывальный, точить когти — когтеточиль-ный, валяться в постели — постелеваляльный, украсть колбасу — колбасоукрадальный и др.). Дома дети рисуют картинки к текстам упр. 161, 162 (по выбору).