Якум с юго-запада, маршрут 2а к/тр
Для восхождений на вершину бивуак организуют в ущелье Сало Работ под перевалом Якум на узком мысе между двумя кулуарами. Правый кулуар ведет к перевалу Якум, а левый поворачивает под юго-западные склоны вершины Якум.
От лагеря «Варзоб» подходы занимают 4 часа.
55. Якум с запада, маршрут 16 к/тр., рис. 29.
От бивуака по левому кулуару подниматься в направлении вершины. Основной массив вершины имеет характерные рыжие скалы, а слева от нее западный гребень — серые. Затем, поворачивая влево по склону подниматься к западному гребню вершины. На травянистых склонах имеются отдельные скальные выходы, много свободно лежащих камней. Косые рыжие скалы вершины остаются справа. На склонах имеются русла пересохших водотоков. По одному из них, а потом по широкому осып-ному кулуару подняться на гребень. Движение по гребню по скалам и снегу. Короткие крутые участки проходятся с одновременной страховкой. Выход на вершину по легким разрушенным скалам.
Спуск с вершины — по пути подъема. Восхождение занимает 3-4 часа.
56. Якум с юго-запада, маршрут 2а к/тр., рис. 29.
От бивуака по левому кулуару подниматься в направлении вершины. Затем свернуть вправо на склон к перемычке между жандармами левее перевала Якум. На склоне возможен снег.
От перемычки вверх по травянистому склону, обходя отдельные скальные выходы, двигаться в направлении самой верхней перемычки во втором гребне. С перемычки выйти влево под стенку, не доходя до кулуара, круто спускающегося с гребня. По крутым скалам 40 м с крючьевой страховкой выйти к кулуару. Далее по кулуару до черных камней, откуда по полкам на гребень. Контрольный тур.
Рис. 29.
Дальнейший путь к вершине по разрушенному гребню с тремя жандармами. Спуск с первого жандарма 5-6 м по отвесной стенке. Остальные жандармы преодолеваются с попеременной страховкой. Выход на вершину по широкому и пологому гребню.
Спуск с вершины на запад — 1 б к/тр. (маршрут 55). Восхождение занимает 4-5 часов.
Серая
57. Серая, траверс Главной Средней и Восточной вершин с перевала Просторный, маршрут 4а к/тр., рис. 30 (Паньков Р., Аверьянов В., Гетман И., Иванников В.—1961 г.)
К началу маршрута лучше подниматься по каньону, и под перевалом Снежный на морене организовать ночевку. Подход занимает 4-5 часов.
От бивуака выйти на перевал Просторный, откуда влево по снежному цирку подняться на небольшую перемычку в гребне Серой к западу от Главной вершины. Склоны цирка вначале некрутые. С увеличением крутизны и при переходе на скалы возможен натечный лед.
С перемычки подняться на 40 м. по простой стенке по расщелине. Страховка крючьевая. Далее по ступенчатому гребню через 20-30 минут выйти на Главную вершину.
Рис. 30.
Спуск с Главной вершины 100-120 м на восток по гребню. Перед жандармом, обрывающимся 12-метровой стеной, спуститься с гребня вниз на юг на 2 веревки. Пересечь желоб и с траверсом влево по некрутой стене обойти жандарм до провала в гребне. От провала траверс ниже гребня на 20-30 м до следующего провала перед очередным жандармом. Путь проходит по полкам справа по стене. С треугольной площадки на перемычке по легким скалам выйти на гребень. Гребень сложен из мелких плит, обрывающихся на север скальными карнизами. Двигаться на 5-10 м ниже гребня по его южной стороне. Пройдя по гребню 250-300 м выйти в. понижение, гребня перед Средней вершиной, называемой иногда главный жандарм. Перед самым провалом спуск на 20 м по скалам средней трудности. В провале хорошая площадка.
Подъем на Среднюю вершину 80-90 м по стене сложный и является ключевым участком всего маршрута. От площадки по стене с расщелиной, в верхней части переходящей в камин с пробкой. Над пробкой большой камень и площадка. Большой камень обходится слева над отвесом северной стены. Затем подняться по стене 10-12 м в расщелину, по которой 40 м вверх. Отсюда по желобу, спускающемуся слева от вершины, к огромной нависающей пробке. Подняться на пробку и по наклонному желобу выйти на вершину. Страховка крючьевая.
С вершины спуститься на 3 м на узкую и небольшую перемычку, с которой траверсировать 40 м слева по северной стене жандарма. По разрушенной северной стене — 20 м — выйти на гребень.
По простому снижающемуся гребню, а затем по полкам южного склона спуститься на перемычку под Восточную вершину (Чертов палец). С перемычки вниз к спускающемуся от вершины контрфорсу, который пересечь и выйти в черный кулуар. По кулуару вверх и вправо на гребень. Этим самым вершина обходится как бы по спирали с южной стороны. По плитам гребня подняться на вершину.
С вершины вернуться до места выхода на гребень и продолжать спускаться по южной стороне по широким полкам. Обходя белый жандарм справа, выйти на его южное плечо. По кулуару вниз на серые широкие полки, выводящие на перемычку. Контрольный тур. По гребню до красного жандарма, от которого спуск вправо по кулуару и под перевал Снежный. Траверс занимает 6-8 часов.
ПОДКОВА ЛЕДНИКА САНГАЛЬТ
Восхождения в этом районе совершаются от ночевок: на левый боковой морене ледника Сангальт, либо из-под перевала Снежный. Перевал Пяти соединяет ледник Сангальт с перевалом Снежный. Подход по долине Сангальг до ночевок занимает 4-5 часов.
Рис. 31.
Круглая
58. Круглая с северо-запада, маршрут 16 к/тр., рис. 31 (Мартынов В. с группой — 1953 г.)
От бивуака на морене под перевалом Снежный выйти в цирк к перевалу. Подъем на вершину — влево на гребень по крутому узкому кулуару, забитому снегом; в верхней части кулуар достигает наибольшей крутизны.
К вершине ведет крутой разрушенный гребень. Много живых камней. Траверсируя короткий склон с крупной осыпью, выйти на снежник. По снегу, минуя отдельные скальные выходы, подойти к невысоким скалам вершины.
Спуск с вершины на восток по правой стороне узкого кулуара. Камнепады! Ниже по правой стороне кулуара начнется терраса, по которой пройти до ее конца. Спустившись 25 м по крутому желобу, выйти на наклонную плиту. По плите 20 м до следующей террасы, выводящей к крутому желобу. Пересечь в верхней части желоб, перевалить через невысокий гребень и по черным легким скалам выйти к перевалу Пяти. С перевала по снегу ^спуститься к бивуаку. Восхождение занимает 5-6 часов.
Харьков
59. Харьков с перевала Пяти, маршрут За к/тр. (Рыжик Я., Соколовская Р.— 1953 г.)