Самостоятельная работа №1.
Тема: «Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательных навыков».
1. Основные психофизические качества: ловкость, быстрота, сила, выносливость, равновесие, глазомер. Их характеристика. Методики развития.
Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий, включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.
Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как ≪комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции≫. Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок.
Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений.
Различаются реакции простые и сложные. Простая реакция выражается в ответе уже заранее известным движением на тоже заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, детей в игре ≪Перебежки≫ сигнал ≪Беги!≫). Сложная реакция—это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Для детей дошкольного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при игре в мяч, переброске мяча друг другу, через сетку п т . п.).
Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е . Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом.
В занятиях и игровой деятельности используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.).
Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущегося предмета (≪ловишки≫) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.
Ловкость— способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Развитие ловкости происходит па основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.
У ребенка воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движение. Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).
Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т. д., а также метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх:ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.
Для совершенствования ловкости целесообразны задания на лучшее выполнение упражнений с предметами — скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п. Полезны совместные упражнения
вдвоем, небольшой группой — с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.
Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Сила — способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Проявление силы обусловливается в первую очередь силой и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата (А. Н. Крестовников).
В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма — слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой, преобладание тонуса мышц-сгибателей. Поэтому упражнения на постепенное развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника (ОРУ). Тщательный отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице), определяемое ≪возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки≫ (Е. Н. Вавилова).
В процессе выполнения прыжков, бега (на 30 м), метания (на дальность) ребенку необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу — сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.
Для развития этих качеств, по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.
Гармоничному развитию мышечной силы, координации движений, функциональному совершенствованию деятельности дыхательных мышц и соответственно функции внешнего дыхания способствуют упражнения с набивными мячами. Чередование быстрого сокращения мышц при броске и расслабление после выполнении движения способствуют совершенствованию нервно-мышечной регуляции, развитию мышц и тем самым скоростно-силовых качеств.
При проведении ОРУ следует шире использовать набивные мячи по мере того, как дети овладевают соответствующими их возрасту упражнениями без отягощения (например, поднимание мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседания с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). По мере освоения детьми этих упражнений они могут применяться в подвижных играх и спортивных упражнениях на прогулках.
Выносливость — способность противостоять утомлению в какой либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А. Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.
Различные виды деятельности вызывают различное утомление— умственное, сенсорное,. эмоциональное, физическое. Любая деятельность может вызвать в какой-то степени соответствующие компоненты утомления, однако в процессе физического воспитания наибольшее значение имеет физическое утомление, связанное с мышечной деятельностью.
≪Программа воспитания в детском саду≫ предусматривает постепенное воспитание общей выносливости путем увеличения в каждой группе объема, интенсивности и длительности упражнений, выполняемых в умеренном и равномерном темпе (ходьба, бег, прыжки и т. д.), в подвижных играх — постепенным увеличением их продолжительности, усложнением двигательных заданий.
Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью , бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков. Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2—3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, ОРУ, лазаньем и метанием.
Воспитание выносливости осуществляется в процессе .спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание).
Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Учитывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник отличается пластичностью, следует на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике ограничиться ОРУ (с предметами и без них). Объем и интенсивностьупражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника).
2. Знать особенности методики диагностики двигательных навыков: ходьбы, бега, прыжков, метания у дошкольников
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде "Марш!" дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.
С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, "полёта", прямолинейность бега у каждого из детей.
Бег 30м (с) | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики |
10,7-8 | 10,5-8 | 9,8-8,3 | 9,2-7,9 | 7,5-7,8 | 7,0-7,3 |
Метание на дальность.Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим - показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:
· исходное положение вполоборота к направлению метания;
· наличие замаха;
· перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
· перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
· энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
Метание мешочка с песком вдаль 200 г (м) | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | ||||||
Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. | Пр. | Лев. |
2,4-3,4 | 1,8-2,8 | 2,5-4,1 | 2,0-3,4 | 3,0-4,4 | 2,5-3,5 | 3,9-5,7 | 2,4-4,2 | 4,0-4,6 | 4,0-4,4 | 6,7-7,5 | 5,8-6,0 |
Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.
Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.
Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку - туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание - энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет - в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление - мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.
Прыжок в длину с места (см) | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики |
55-93 | 60-90 | 95-104 | 100-110 | 111-123 | 116-123 |
В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.
Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.