IX. 2.1. Подготовительный период
Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Исключение составляют случаи, когда низкий уровень физической подготовленности требует предварительного развития мускулатуры, важнейших функциональных систем организма для более успешной последующей специализации. Применяемые упражнения по характеру и структуре мвгут значительно отличаться от соревновательных, так как главной задачей подготовки является не собственно развитие комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, в значительной мере приближенных к общеподготовительным. В дальнейшем состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.
Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение их продолжительности в значительной мере зависит от типа макроцикла иквалификации спортсмена. Например, при двухцикловом планировании («сдвоенный» цикл) первый макроцикл характеризуется продолжительным общеподготовительным этапом и относительно кратковременным специально-подготовительным; во втором макроцикле соотношение противоположное (рис. 67). При подготовке спортсменов высокой квалификации обычно планируется короткий общеподготовительный этап и продолжительный специально-подготовительный; у менее квалифицированных спортсменов обратное соотношение.
Общеподготовительный этап.Основные задачи этапа — повышение уровня общей физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в повышении уров- ня развития тех отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на него. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ, развитию скоростно-силовых параметров рабочих движений, совершенствованию техники движений, продуктивности- дыхания, экономичности работы и др. Важной задачей слециа^лйной подготовки на этом этапе является повышение способности спортсмена переносить значительное количество больших нагрузок.
Учитывая современные требования, предъявляемые к организации процесса специальной подготовки на данном этапе, необходимо на первый план выдвинуть специально-подгютовительные упражнения, в большей или меньшей мере приближенные к соревновательным. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Эффективность тренировки не находится в прямой зависимости от объема соревновательных упражнений. Более того, излишнее использование в это время соревновательных упражнений в ущерб вспомогательным и специально-подготовительным может отрицательно сказываться на спортивных результатах.
Специально-подготовительный этап. Тренировка на данном этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. Это достигается увеличением, доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно соревновательных.
Содержание тренировки предполагает развитие комплексных качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданнных на первом этапе. Кроме того, значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению специальной работоспособности.
Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно решается параллельное развитием физических качеств и имеет.два аспекта: 1) совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей; 2) выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости. .
Соревновательные упражнения распределяются неравномерно на протяжении этого этапа, к концу его их число постепенно возрастает. Это же касается и различных специально-подготовительных упражнений. В начале этапа они весьма далеки от соревновательных и способствуют избирательному воздействию на различные стороны специальной подготовленности. Однако по мере развития специальной тренированности и становления спортивной формы подготовка спортсмена приобретает выраженный интегральный характер.
Не следует забывать о необходимости сохранять на данном этапе ранее достигнутый уровень общей физической подготовленности. Это является одной из важнейших, предпосылок неуклонного роста тренированности. Однако состав общеподготовительных средств должен быть значительно изменен за счет повышения удельного веса упражнений, приближающихся к специально-пбд-готовительным.