Методы формирования двигательных навыков и качеств. Прежде чем осуществить тот или иной технический приём, волейболист перемещается по площадке

Техника нападения!

Техника перемещений

Прежде чем осуществить тот или иной технический приём, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений – выбор места для выполнения технических приёмов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений:

-стартовые стойки

-перемещения

Техника владения мячом:

-подачи

-передачи

-нападающий удар.

Техника защиты!

Техника перемещений:

В защите включает стартовые стойки, ходьбу, бег, скачок. Она аналогична перемещениям в нападении.

Техника противодействий:

-прием мяча.

-блок.

6.Прежде чем осуществить тот или иной прием, волейболист перемещается по площадке, выбирая место для его выполнения. Техника перемещения включает в себя стартовые стойки и различные способы перемещения. «Перемещение». Перемещение по площадке осуществляется ходьбой, бегом, скачком, падением, кувырками, прыжками. «Ходьба» - игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутую в колене. Это позволяет принимать исходное положение для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной или скрестные шаги. «Бег» характеризуется спортивными ускорениями, резкими изменениями направления и остановками. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящими движениями вынесенной вперед ноги. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление. «Скачок» - широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. «Стартовые стойки». Основной задачей исходного положения стартовых стоек является создание максимальной готовности к последующему перемещению. Существует 2 вида стоек:

- стойка игроков передней линии для быстрого блокирования;

- стойки игроков задней линии для защитных действий.

Стойка игрока задней линии должна быть следующей:

- колени согнуты так, чтобы носки ступней были впереди коленей;

- вес тела должен быть на подушечках ступней; 9

- ступни параллельны или одна стопа впереди другой;

- центр тяжести тела должен быть, как можно больше вынесен вперед;

- пятки не должны касаться пола.

Стартовые стойки по степени сгибания ног в коленях делят на:

- низкие (угол между бедром и голенью менее 90 градусов)

- среднее (угол 90 – 135 градусов)

- высокие (угол больше 135 градусов).

7.Подачи – технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, пытаясь затруднить прием мяча противником или выиграть очко. При «нижних подачах» туловище слегка наклонено вперед, при «верхних» - расположено вертикально.

1. Верхняя прямая подача. Мяч подбрасывают почти над головой и несколько впереди на высоту до 1,5 м от роста игрока. Замах выполняют вверх-назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. При ударном движении руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выносят вверх.

2. Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту 1,5 м. Так, чтобы он находился почти над головой. В ударном движении руку махом выносят по дуге сзади-вверх. Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя.

3. Планирующие подачи. Подачи, при которых мяч летит не вращаясь. Они выполняются как верхняя прямая, так и верхняя боковая. Однако здесь особенно важно соблюдать следующие условия:

- подбрасывать мяч так, чтобы он опускался, не вращаясь, высоту подбрасывания при этом уменьшить до 1 м.

- при замахе значительно уменьшить амплитуду движения, что обеспечивает точное попадание в центр мяча при ударе.

4. Подачи в прыжке. Подачи в прыжке в последние годы начали получать все большее распространение. Подача выполняется как прямая верхняя (в основном мужчинами). Мяч подбрасывают на высоту 2-3 м от роста игрока впереди, и затем выполняют разбег, прыжок (как на прямой нападающий удар) и замах (как при верхней прямой подаче).

8.Передачи – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи: двумя руками сверху и одной рукой

сверху.

а). Верхняя передача двумя руками. В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют «треугольник». Кисти рук образуют своеобразный «ковш».

б). Передача в прыжке выполняется в том случае, когда мяч летит высоко. Во время взлета руки выносятся так, чтобы кисти были над головой, несколько выше, чем при выполнении обычного варианта передачи. 11

в). Верхняя передача одной рукой. Ее выполняют только в прыжке и как укороченную.

По скорости полета мяча передачи подразделяются на медленные (до 10м/с), ускоренные (до 16м/с) и скоростные (более 16 м/с).

- Верхняя передача назад. В исходном положении руки выносятся так, чтобы кисти находились над головой. Необходимый угол в направлении передачи назад задается и регулируется только величиной прогибания.

- Передачи длинные, короткие, укороченные. По длине передачи классифицируются таким образом: длинные - передачи, направленные через зону (например, из зоны 2 в зону 4); короткие – направленные в соседнюю зону (например, из зоны 3 в зоны 4); укороченные – направленные в свою зону (например, из зоны 2 в зону 2).

- Передачи высокие, средние, низкие.По высоте различают передачи: низкие – наибольшая высота траектории полета мяча над сеткой до 1м; средние – высота до 2м; высокие – выше 2м.

- Передачи с отвлекающими действиями. Один из путей дезинформации соперника о предполагаемой атаке – отвлекающие действия

игрока, выполняющего передачу. Подготовительная фаза, как наиболее информативная для соперника, берется из одного технического приема, а основная из другого. Например, передача, известная в практике под

названием «Откидка».

9.«Прием мяча снизу двумя руками в опоре и в падении», «прием мяча снизу одной рукой в опоре». Таким образом, принимают мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного перемещения или выпада. «Прием мяча двумя руками сверху в стойке и в падении». Этот прием можно выполнять в падении на спину и на бедро-спину, когда мяч летит низко - прямо на игрока или в сторону от него. При выполнении переката на спину и бедро-спину можно выполнить кувырок через бедро. «Прием мяча одной рукой снизу в падении». Мяч можно принимать в падении на бедро-спину и на грудь, причем,летящий далеко от игрока. При выполнении приема с падением на грудь игрок с последним шагом делает выпад вперед, а затем толчком находящейся впереди ноги туловище резким движением посылает вниз - вперед, руки выносит вперед. Общая задача приема – оставить мяч в игре после подачи или нападающих действий противника. После приема направить его партнеру для развития атаки.

10.Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой выше верхнего края сетки на сторону соперника. Выделяют два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей нападающего удара. «Прямой нападающий удар» - подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточно горизонтальной скорости движения и максимального ее использования для прыжка. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки. С момента отрыва ног от опоры, тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед – это фаза взлета. Одновременно со взлетом правой (левой) рукой делают движение вверх назад. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведение вперед и поднимание плеча. «Боковой нападающий удар»При нападении используют варианты борьбы против блока:

- Удары мимо блока – прямой нападающий удар с поворотом туловища, прямой с переводом рукой;

- Удар выше блока – прямой по ходу;

- Обман выше блока – прямой удар по ходу;

- Обман мимо блока – прямой удар с переводом руки;

- Удар по блоку с отскоком в аут.

«Нападающий удар с поворотом туловища». Особенности таковы:

- поворот в воздухе вправо или влево;

- выполнение нападающего удара в новом направлении, несовпадающим с продолжением направления разбега.

«Нападающий удар с переводом рукой»«Слабые удары (обманы)».

11.Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара противника над сеткой. Выполняют его в подавляющем большинстве случаев после перемещения и, конечно, в прыжке. После перемещения бегом игрок предварительно поворачивается к сетке, а затем выполняет стопорящее движение. Другую ногу приставляет на ширине плеч, затем приседает и одновременно несколько опускает локти. Во время прыжка, отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях, пальцы рук разведены и напряжены. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед вниз, на сторону противника. «Блок зонный» - неподвижный – определяет закрытие от удара зоны площадки. «Ловящий блок» - подвижный – закрывает истинное направление удара. По количеству игроков, «идущих» одновременно на блок различают одиночный (блок ставит один или два игрока), и групповой блок (блок ставят игроки передней линии).

12.Подготовительные и подводящие упражнения. По два -три учащихся располагаются в зонах 4,3 (несколько смещаясь влево),2,6 на обеих сторонах площадки.Связующий (выходящий)располагается ближе к зоне 1 за игроком зоны 2.Учащиеся зоны 6 направляют набивной мяч по высокой траектории к сетке на границу зон 3 —2,куда выбегает связующий.В зависимости от направления броска (ближе к зоне 3 или 2)связующий может выходить слева или справа от игрока зоны 2.Поймав мяч,связующий бросает его одному из нападающих, который после приземления возвращает его опять в зону 6.После одного -двух повторений учащиеся меняются местами по ходу часовой стрелки. Последовательно или по заданию (сигналу)выполняют необходимые варианты взаимодействий, включая выходы связующего из 6 или 5 зон. Усложняют условия выполнения упражнения,вводя сигналы,а затем учитывая действия блокирующих.Усложнением будет также,еслинападающий в прыжке будет выполнять бросок через сетку в зону 6 на противоположную сторону. По такому же принципу используют подводящие упражнения.

Упражнения по технике и тактике. Построение упражнения такое же,с той лишь разницей,что подача выполняется в зону 6 из -за лицевой линии.Задача:добиться надежности взаимодействия с учетом характера приема мяча от подачи. Связующий последовательно осуществляет выходы из зон 1,6,5.Например,мяч принят к сетке в зону 2— низкая передача игроку зоны 2;мяч принят между зонами 3 —6 — высокая передача игроку зоны 4;мяч принят к сетке в зону 3 —низкая передача в этой же зоне и т.д. Упражнение усложняется подключением одного -двух блокирующих (пассивный блок).Здесь уже к упражнениям добавляются индивидуальные тактические действия при второй передаче.Блокирующие моделируют различные ситуации:какая -либо зона не защищена;в одной зоне «слабый » блокирующий и т.д. Расположение блокирующих и нападающих меняется периодически,меняется и зона выхода. Условия усложняются тем, что мячи чаще посылают связующему. По мере усвоения простых взаимодействий (действия нападающих в своих зонах)переходят к освоениюболее сложных:с изменением направления выхода (разбега)нападающих к сетке и с окрестным передвижением,а также взаимодействиям при приеме -передачах и передачах в прыжке (откидках). Принцип обучения тот же.

13.При комплектовании сборных команд пользуются следующими прин­ципами:

— отбор сильнейших игроков;

— преимущественный отбор игроков из состава базовой команды;

— подборлучших исполнителей для осуществления игровой модели.

Нападающий первого темпа – обычно он играет в нападении с низких передач, выходя на удар первым. На нападающего первого темпа может возлагаться функция центрального блокирующего. При одиночном блокировании он действует, как все игроки, по заданию против конкретного нападающего противника. Нападающий второго темпа должен быть универсально подготовленным игроком, подвижным, быстро ориентирующимся, с острым тактическим мышлением. Он владеет разнообразными нападающими ударами во всех зонах в большинстве сложных тактических комбинаций. При блокировании нападающим второго темпа отводятся функции крайнего или центрального блокирующего. Связующийигрок должен обладать качествами организатора командных действий (главным образом в нападении), быть всесторонне технически подготовленным, особенно владеть второй передачей в различных ситуациях. Рассудительный, спокойный, наблюдательный, быстро ориентирующийся в игровой обстановке, обладающий отлично развитым периферическим зрением. Основные его обязанности в нападении: точно по адресу направлять передачу для удара в простых и сложных тактических комбинациях, учитывая особенности каждого нападающего; разыгрывать комбинации с учетом расположения блокирующих противника; умело выходить с задней линии (из разных зон) для передачи на удар не только при приеме подачи, но и по ходу игры, в контратаках. В защитных действиях на связующих игроков возлагают следующие обязанности: при блокировании владеть одиночным блоком и участвовать в групповом блоке, быть подвижными и быстрыми при страховке и на приеме нападающих ударов, на задней линии, если необходимо, брать под свой контроль больший район действий.

14. Тактика игры в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий. Индивидуальный и групповой блок при реализации тактических задач может быть зонным и подвижным (ловящим). При зонном блокировании закрывается только одно, заранее определенное направление нападающего удара, независимо от того, куда в действительности будет выполнен данный удар. При подвижном блокировании игрок (или игроки) старается закрыть действительное направление атаки.Страховка блокирующих может осуществляться игроком передней линии, не принимающим участия в блоке, игроком задней линии, например, зоны 6, когда команда играет в защите по системе «углом вперед», а также крайним защитником, например, зоны /и игроком зоны 4 при игре в защите по системе «углом назад». При постановке тройного блока страховку осуществляют крайние защитники. Результативными являются действия защитников и при самостраховке блокирующих.

Тактика нападения.Только умение качественно и своевременно применять любой тактический способ нападающих действий в зависимости от особенностей противника позволит команде проводить прогрессивную тактику нападения и создать реальные возможности для достижения победы.По распространенному среди ведущих тренеров Страны мнению, следует, что каждая команда высшего разряда должна за основу тактики нападения брать атаки с первых передач и откидок, разумно сочетаемые с атаками со вторых передач, как с применением выходов, так и без них, а именно:

1. Во всех случаях, когда противник применяет такую подачу, которая не затрудняет выполнение первой передачи, а также при малейшей возможности сделать качественную передачу на удар в доигровках, следует проводить нападение с первых передач и откидок.

2. В тех случаях, когда противник применяет такую подачу, с которой выполнить первую передачу очень трудно, а также при отсутствии возможности в доигровке вывести партнера на удар сразу, команда должна придерживаться нападения со вторых передач, и в первую очередь с использованием выходов игрока задней линии для осуществления второй передачи.

15.В содержание тактики нападения входят командные тактические действия (системы игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры. Развертывание тактических действий во времени начинается с определения системы игры в нападении, которая реализуется через тактические комбинациии в конечной фазе переходит в индивидуальные. В такой логической последовательности и рассматривается содержание тактических действий в нападении.Организация командных взаимодействий в нападении осуществляется по трем направлениям: со второй передачи игрока передней линии (одной из зон атаки, преимущественно 3 и 2); со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки; с первой передачи или откидки (передачи в прыжке). К вынужденным способам организации взаимодействий в нападении относятся случаи, когда вторую передачу для завершающих действий выполняют игроки тыловых зон в результате некачественного приема мяча.Под групповыми тактическими действиями понимают взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть общекомандной задачи. Групповые взаимодействия осуществляются:

1. Между игроками задней и передней линии (принимающими подачу и нападающий удар со связующим) при игре связующего в передней линии.

2. То же, но при выходе связующего со второй линии (при второй передаче на удар).

3. Принимающих подачу и нападающий удар с нападающими.

4. Нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и откидке.

Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом. Для действий без мяча наиболее характерными являются выбор места и корректировка действий партнеров по команде при подготовке к выполнению передач, подач и атакующих ударов. Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения приема и эффективным его применением.

При выполнении передач мяча для атакующих ударов наиболее типичными действиями игроков являются:

1) передача нападающему, находящемуся впереди связующего;

2) передача нападающему, находящемуся сзади связующего;

3) равномерное распределение передач мяча нападающим;

4) передача нападающему против слабого блокирующего игрока соперника;

5) изменение траектории передач в зависимости от качества приема мяча и тактического плана игры;

6) изменение направления передач: на сторону соперника после имитации передачи вперед; за голову после имитации передачи вперед; вперед после имитации передачи за голову.

При выполнении подач основными тактическими действиями являются:

1) чередование подач на силу.

2) подача на игрока команды-соперника, слабо владеющего навыками приема;

3) подача на основного нападающего;

4) подача на игрока, вступившего в игру после замены;

5) подача на связующего, выходящего с задней линии;

6) подача между игроками;

7) подача в трудные для приема места площадки.

При выполнении нападающих и атакующих ударов основными тактическими действиями будут:

1) выбор способа отбивания мяча через сетку;

2) имитация атакующего удара и передача («обман») на сторону соперника двумя руками (или одной рукой);

3) чередование способов атакующих ударов в зависимости от складывающейся ситуации;

4) атакующие удары поверх блока, от рук блокирующих в аут, между рук блокирующих;

5) имитация атакующего удара и передача в прыжке (откидка);

6) имитация передачи в прыжке (откидки) и обманный атакующий удар (скидка);

7) имитация атакующего удара и задержка мяча над сеткой (прижимание к блоку соперника).

16.Командные тактические действия. Действия команды в защите определяются тремя основными моментами состояния игры: приема подачи, приема атакующего (нападающего) удара или отскочившего мяча от блока соперника (страховка атакующего игрока). Содержание командных действий обусловлено следующими основными факторами: особенностью нападающих действий команды соперника, возможностью исполнительского мастерства игроков, характером последующих действий, особенностью игровой ситуации. Все возможные (типичные) случаи отмеченных факторов команда должна уметь предвидеть и подготовить методы и способы (варианты) противодействий.

Групповые тактические действия — это взаимодействия нескольких игроков в отдельных моментах игры: при приеме подач и атакующих ударов, блокировании соперника и страховке своего атакующего игрока.

Основу групповых тактических действий у сетки составляет групповой (преимущественно двойной) блок. Тройной блок применяется редко. Блокирующие разделяются на среднего и -крайних. При этом ведущую (основную) роль в организации двойного блока играет волейболист, противодействующий основному направлению атаки. Отсюда, например, если удастся установить, что преимущественное направление атак соперника по диагонали, то в середине сетки должен находиться сильнейший блокирующий игрок. При тройном блокировании, а оно чаще всего применяется в середине сетки, крайние игроки пристраиваются к среднему.

Индивидуальные действия игрока в защите включают: выбор места и действия при приеме подач, атакующих ударов, отскочившего мяча от блока соперника, блокирования и самостраховке при блокировании.

При приеме подач игрок выбирает место с учетом зоны (радиуса) своих действий и особенностей подачи соперника. При подачах на силу он располагается за средней частью площадки с таким расчетом, чтобы принять мяч снизу на уровне пояса. В том случае, когда соперник чередует подачи на силу с подачами на переднюю линию, принимающий должен внимательно следить за действиями подающего. Наиболее надежной информацией предполагаемых действий соперника служит амплитуда замаха при подаче. В любом случае необходимо располагаться не ближе средней части площадки, так как передвижение вперед более благополучно для приема мяча, нежели назад.

При приеме атакующих ударов большое значение имеет анализ игровых ситуаций, что в общем обусловливается игровым опытом.

17.Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: «волей» - на лету, «бол» - мяч. Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями. Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах. Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений. Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Методы формирования двигательных навыков и качеств

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

- метод регламентированного упражнения

- игровой метод

- соревновательный метод

- словесные и сенсорные методы

1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:

* твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

* по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

* создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1 вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми -- футбол, волейбол и т.д. К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная» организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры). Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

3. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода -- сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

* дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

* инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

* сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

* указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

* оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

* словесного отчета и взаиморазъяснения;

* самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

* показа самих упражнений;

* демонстрации наглядных пособий;

* предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

* кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения упражнений);

* избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

в общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

* метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

* метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

* методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

19.В зависимости от того, из какой зоны противник выполняет атаку и сколько человек участвует в блокировании, различают три основных случая расположения игроков.

1. Атака идет из зоны 4, ставится блок «по ходу». Расположение игроков при атаке ударом «по ходу» из зоны 4. Игроки 02 и 03 ставят блок-Игрок 05, «расположенный за блоком, готов к приему мячей, задетых блоком. Игрок О2 открытый блоком, выдвигается несколько вперед и готов к приему ударов «по линии», игрок 04 готов к приему косых и обманных ударов в своей зоне. Игрок О5 страхует блокирующих. При атаке из зоны 2 расположение игроков будет противоположным. Очень открыта зона 6, особенно при ударах поверх блока.
2. Атака идет из зоны 4, ставится блок от удара «по линии». Расположение игроков при атаке ударом «по линии» из зоны 4. Игроки 02 и О3 ставят блок- Игрок 05, открытый блоком, несколько выдвигается вперед и готов к приему ударов «по ходу». Игрок О4 оттягивается слегка от сетки (1,5—2 м) и готов к приему косых и обманных ударов в свою зону. Игрок О5 расположенный за блоком, готов к приему мячей, задетых блоком. Игрок 06 страхует блокирующих. При атаке из зоны 2 расположение игроков будет противоположным.
3. Атака идет из зоны 3, ставится тройной блок. Расположение игроков, при атаке ударом «по ходу» из зоны 3. Игроки 04, О3, 02 ставят тройной блок. Игрок 05 готов к приему мячей, задетых блоком. Игрок выдвинулся ближе к зоне нападения, чтобы несколько помочь в страховке блокирующих. Игрок 06 обеспечивает страховку блокирующих. Если удар будет «с поворотом», то игрок оттянется назад, О5 выдвинется вперед, а О6 сдвинется вправо. Очень открыта зона 6, особенно при ударах поверх блока. Недостатки при игре в защите способом «углом вперед». Как видно из схем, при атаках с краев сетки страховка блокирующих осуществляется только игроком зоны 6, а сама эта зона остается незащищенной, так как игроки зон 5 и 1 вынуждены играть сравнительно широко к боковым линиям, чтобы с большим успехом принимать мячи после ударов. Следовательно, самыми слабыми, звеньями в тактике игры в защите «углом вперед» являются открытая зона б и недостаточная страховка блокирующих. В зону 6 часто направляются нападающие удары, а она прикрывается лишь руками блокирующих. Это не значит, конечно, что ни один мяч, сюда направленный, не берется игроками. Но принимать мяч в этой зоне защитникам трудно: мяч летит в стороне от защитника, что затрудняет выход под удар и т. д.

20. А если блоком закрывается направление ударов «по ходу» и более целесообразно играть по способу «углом назад», то как быть в этом случае? Некоторые тренеры просто оттягивали назад в шестой зоне стоящего там «углового» нападающего (Унгурс в одесском «Буревестнике», Смольянинов в московском «Динамо» и т. д.). Это не совсем верно, так как в зоне наиболее вероятного приземления большинства ударов «по ходу» находится игрок, хуже других владеющий приемом нападающих ударов. Кроме того, в тех случаях, когда команда применяет подвижный блок, именно игроку зоны 6 приходится больше всего передвигаться. Такое расположение игроков ослабляет защитные действия команды. Более выгодно поменять местами «углового» нападающего, расположенного в зоне 6, с игроком, расположенным в зоне 1 (обычно это связующий игрок). Удобно это сделать следующим образом: игрок зоны 6 подтягивается к трехметровой линии, а после подачи сдвигается вправо и занимает место в зоне 1. В это время игрок, выполнявший подачу, сдвигается влево и занимает место в зоне 6. «Угловой» нападающий располагается в зоне 1. В тех случаях, когда команда применяет игру «углом назад», все игроки действуют на своих местах. В тех же случаях, когда команда постоянно играет по способу «углом вперед», следует поменять местами игроков зон 1 и 6. Удобно это сделать следующим образом: до выполнения подачи игрок зоны 6 оттягивается назад до лицевой линии. После выполнения подачи игрок зоны 1 быстро выдвигается вперед к середине площадки, а игрок зоны 6 сдвигается вправо. Все игроки задней линии действуют в соответствии с построением защиты способом «углом вперед». «Угловой» нападающий располагается в зоне 5. В тех случаях, когда защита строится по способу «углом назад», каждый игрок действует в своей зоне в соответствии с правилами данной расстановки. А в тех случаях, когда применяется только игра «углом вперед», целесообразно поменять местами игроков зон 5 и 6. Тогда «угловой» нападающий будет выполнять функции притянутого на страховку игрока зоны 6, а на его месте будет действовать игрок, хорошо владеющий приемами игры на площадке. Обычно это делается следующим образом. При подаче игрок, зоны 5 подтягивается к трехметровой линии, а игрок зоны 6 оттягивается назад к лицевой линии. После подачи игрок зоны 5 сдвигается вправо, а игрок зоны 6 — влево, и оба они занимают исходное положение для игры по способу «углом вперед», а затем действуют в зависимости от сложившейся обстановки.

21. Основной задачей общей физической подготовки волейболиста является повышение работоспособности организма. Для этого используют широкий круг общерзвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта (тяжёлой атлетики, гимнастики, спортивных игр, лёгкой атлетики и др.). Выбор таких средств не случаен. Они оказывают общее воздействие, заставляют активно работать все органы и системы, укрепляя сердечно-сосудистую систему, улучшая возможности органов дыхания, повышая общий обмен веществ в организме. В зависимости от тренирующего воздействия этих упражнений они предназначаются для развития определённых физических качеств. Но воспитывать физические качества волейболистов надо не вообще, а учитывая особенности игры.

Развитие силы. Сила спортсмена - это его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.

Наиболее характерное проявление силы в волейболе - при ударных движениях (подаче и нападающих ударах), прыжках на блок и для нападающего удара, при бросках, перемещениях, падениях.

Для развития силы используют различные упражнения с отягощениями, в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания в висе, отжимания в упоре, прыжки и др.), с партнёром, специальные упражнения волейбольного характера с отягощением.

Развитие быстроты. Быстрота как способность выполнять движения быстро наиболее характерно проявляется в волейболе при приёме подач и нападающих ударов, страховке, перемещениях на блоке. Она в определённой степени зависит от силы мышц, вот почему эти качества воспитывают параллельно.

Определённое значение для воспитания быстроты имеет выполнение движений и действий из других видов спорта, например бег на короткие дистанции, игры в футбол, баскетбол и др. на уменьшенной площадке, подвижные игры с элементами бега, старты и спринтерские ускорения и т. п. Выполнять все упражнения необходимо в максимально быстром темпе.

Развитие выносливости. Выносливость - это способность организма противостоять утомлению, или способность к длительной двигательной деятельности без снижения её эффективности. Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной (от 1.5 до 3 ч) быстрой и почти непрерывной реакции на изменяющуюся обстановку предъявляет высокие требования к выносливости как к одному из важнейших физических качеств, необходимых для эффективного ведения игры.

Мерилом выносливости является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную эффективность.

Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Поэтому воспитание общей выносливости выражается прежде всего в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания.

Наиболее эффективны для воспитания этого качества упражнения, где участвует большое количество мышечных групп, благодаря которым создаётся своеобразный мышечный насос, способствующий кровообращению. К ним можно отнести кроссовый бег, плавание, греблю, езду на велосипеде, лыжные гонки, спортивные игры, специальные и основные упражнения волейбола.

Развитие ловкости. Ловкость - это способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро. В волейболе это качество проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Оно органически связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость приобретается в процессе обучения многих и разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парных и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист ещё достаточно внимателен и собран.

Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и её совершенствовании. Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Больше всего этим требованиям отвечают спортивные (баскетбол, футбол, гандбол и др.) и подвижные игры, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, отдельные виды лёгкой атлетики, связанные с преодолением препятствий (барьерный бег). Основные упражнения волейбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, также способствуют воспитанию ловкости.

Развитие гибкости. Гибкость - это подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Она зависит главным образом от формы суставной поверхности, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий и мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.

Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приёмов. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом, лучевом, плечевом суставах, крестцово-позвоночном сочленении, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах способствует эффективному ведению игры.

Гибкость развивают упражнения на растягивание, выполняемые пружинисто, небольшими сериями (по 10 - 15 повторений в каждой серии) с постоянным увеличением темпа и амплитуды движений. Интервалы между сериями заполняют упражнениями на расслабление. Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром, на гимнастических снарядах, общеразвивающие и упражнения, близкие по своей структуре к движениям волейболиста, выполняющего технический приём.

22. Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП. Специальная техническая подготовка направлена на овладении техникой движений в избранном виде спорта.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений [16, с.78]

В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

23.В общем смысле понимания соревнования – это различные по видам деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определенного результата в каком-либо виде спорта. Апогеем спортивной тренировки команд по волейболу являются соревнования, которые представляют собой довольно сложный комплекс различных мероприятий. Их подготовка, организация и проведение требуют знаний, умений и навыков. Они проводятся по единым правилам, установленным федерацией волейбола. Эти правила являются обязательным руководством для проведения соревнований. Они определяют количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадки, оборудование и инвентарь. Кроме того, в значительной мере регламентируют и действия участников соревнований. Соревнования как вид спортивной деятельности проводятся в целях воспитания у спортсменов воли и стремления к победе, коллективизма, способности стойко переносить предельные физические напряжения, а также выработки навыков выполнения разнообразных физический упражнений, игровых приемов и действий.

Соревнования по волейболу способствуют:

– повышению функциональных возможностей организма к выполнению интенсивной физической работы в условиях высоких психических напряжений;

– выявлению уровня морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовленности команд и отдельных игроков;

– повышению спортивного мастерства занимающихся и определению лучших игроков и команд;

– популяризации волейбола среди людей различных возрастов;

– организации здорового, культурного и активного отдыха молодого поколения.

Соревнования по различным видам спорта подразделяются на командные, личные и лично-командные. В спортивных играх, в том числе и волейболе, организуются командные соревнования. По своему назначению, организационной форме и задачам указанные соревнования подраз-деляются на следующие виды: первенства или чемпионаты; соревнования на кубок, сокращенные (ускоренные, укороченные), гандикапом (уравнительные), классификационные, отборочные, матчевые и товарищеские встречи. Первенства или чемпионаты – наиболее ответственные соревнования, в результате проведения которых присваивается почетное звание «чемпиона». Такие соревнования проводятся один раз в год. Победители первенства награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Соревнования на кубок обычно проводятся по принципу «проигравший выбывает». Они не требуют много времени и позволяют охватить большое количество команд или участников. Сокращенные (ускоренные, укороченные) соревнования проводятся в сокращенное время. Укороченные соревнования по волейболу могут проводится до счета «пятнадцать» в каждой партии и т.д. Укороченные соревнования, как правило, приурочиваются к какому-либо торжественному дню или празднику, к открытию или закрытию спортивного сезона. Соревнования с гандикапом (уравнительные соревнования) организуются между командами или отдельными участниками различного уровня подготовленности. Гандикап – преимущество в условиях соревнований, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех.

Для того чтобы такие соревнования представляли спортивный интерес, как для сильнейших команд, так и для слабейших и создавали условия для напряженной, спортивной борьбы, силы команд искусственно уравниваются. В этом случае более слабым командам еще до начала сорев-нования дается фора (обусловленное количество очков). Такие соревнования проводятся следующим образом. Из числа квалифицированных судей, общественного и тренерского актива избирается организационный комитет (3-7 человек), который не только организует соревнования, но и определяет фору. На заседании комитета заслушиваются мнения тренеров и капитанов играющих команд, анализируются спортивные результаты команд-участниц, уровень их мастерства, моральная и волейбольная подготовка как отдельных игроков, так и команды в целом. После этого для участвующих команд устанавливается определенная фора на каждую игру. Установленная фора записывается на листе бумаги, который вкладывается в конверт и опечатывается. О ней знают только члены организационного комитета. Конверт с форой вскрывается после окончания игры, и судья, учтя форму, объявляет конечный результат встречи.

Соревнования с гандикапом имеют большое педагогическое значение, так как они способствуют тому, что команда младшего разряда проводит игры с командами старшего разряда на более высо-ком морально-волевом, техническом и тактическом уровне. Это заставляет спортсменов команды младшего разряда как бы «подтягиваться» до своих соперников для того, чтобы проиграть ее с минимальным счетом. Классификационные соревнования проводятся в целях определения уровня спортивной подготовленности спортсменов или команды и выполнения ими разрядных требований. Отборочные соревнования помогают выявить наиболее подготовленные команды для участия их в более крупных соревнованиях. Матчевые встречи заранее предусматриваются планом спортивной работы и носят традици-онный характер. В них обычно участвует небольшое количество команд. Такие соревнования способствуют развитию дружеских взаимоотношений между различными спортивными коллективами. Товарищеские встречи проводятся между командами отдельных учебных заведений, препо-давательским составом и студентами в целях развития спортивного соперничества, организации активного досуга, а также проверки готовности спортсменов к предстоящим соревнованиям, поддержания и совершенствования спортивной формы, упрочения спортивных связей.

Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования.

24. Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3-5 м и от лицевых — 5-8 м. Высота свободного пространства над игровым полем — 12.5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях. Для официальных соревнований ФИВБ разрешается только деревянное или синтетическое покрытие. Любое покрытие должно быть предварительно утверждено ФИВБ. В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета. Для официальных соревнований ФИВБ белый цвет линий является обязательным. Цвета игровой площадки и свободной зоны должны отличаться друг от друга. На открытых площадках разрешен уклон 5 мм на 1 м для дренажа. Линии площадки, изготовленные из твердых материалов, запрещены.

Линии на площадке. Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий. Ограничительные линии. Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки. Средняя линия. Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9×9 м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до середины другой. Линия атаки. На каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии и продолжена 5-ю линиями (15 см) с интервалами 5 см за боковыми линиями. Для официальных соревнований ФИВБ линия атаки продолжена дополнительными прерывистыми линиями от боковых сторон, пятью короткими, 15-сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесенными через 20 см, общей длиной 1.75 м.

Зоны и места. Передняя зона. На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону). Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

Зона подачи — это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны.

Зона замены — это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.

Места разминки.Для официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3×3 м расположены за пределами свободной зоны в обеих углах со стороны скамеек команд.

Места для удаленных, оборудованные двумя стульями, располагаются в свободной зоне за продолжением лицевой линии. Они могут быть ограничены красной линией шириной 5 см.

Температура. Минимальная температура не должна быть ниже 10ºС (50ºF). Для официальных соревнований ФИВБ максимальная температура не должна быть выше 25ºС (77ºF) и минимальная — не ниже 16ºС (61ºF).

Освещение. Для официальных соревнований ФИВБ освещение игрового поля должно быть не менее 1000-1500 люкс (измеряемое на высоте одного метра от поверхности игрового поля). Освещенность игрового поля измеряется на расстоянии 1 м от поверхности площадки и должна быть не менее 500 люкс.

Сетка и стойки. Высота сетки. Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2.43 м для мужчин и 2.24 м для женщин.

Наши рекомендации