VI. Закрепление изученного. шалость взгляд жалость
1. Р а б о т а п о р я д а м.
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
треск качка держит
шалость взгляд жалость
кончить бросить косит
– Подберите однокоренные слова, в которых выделенная буква обозначает безударный звук.
– Запишите слова, подчеркните букву, обозначающую безударный звук. Выделите в словах корни.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 51.
– Спишите загадку. Подчеркните и объясните орфограммы.
– Напишите отгадку.
– Придумайте как можно больше прилагательных к слову луна. (Полная, яркая, круглая, голубая и т. п.)
– Объясните значение фразеологизма: С луны свалился.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
– Запишите пословицу.
Ленивому и лениться лень.
– Выделите корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
Домашнее задание:упражнение 54.
У р о к 17.
Состав слова. Суффикс
Цели:дать понятие о суффиксе как о части слова, стоящей за корнем; учить умению выделять суффикс в слове.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала, чистописание, постановка цели урока.
1. Д о г а д а й т е с ь, о какой букве написаны следующие строки:
Вот забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка. (Х.)
В. Степанов
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
ХхХ Х хх Х
3. Вернемся к стихотворению. Найдите слова с безударной гласной в корне слова. (Деревянная, вертушка.)
– Подберите к ним проверочные слова.
– Являются ли они однокоренными?
– Выделите корни.
– Вижу, корень слова вы научились определять. Но в словах кроме корня есть и еще немаловажные части. Например, суффикс. О нем и пойдет речь на уроке.
III. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а учащихся (упр. 55).
Сравнивание однокоренных слов. Наблюдение за частью слова, стоящей после корня.
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 37).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Этот маленький хорек –
Очень шустрый был зверек.
Он с утра уже успел
Совершить немало дел:
По тропинке пробежаться,
И на дерево забраться,
И по веткам поскакать,
И от мишки убежать,
И в речной воде поплавать,
И поглубже понырять,
Шубку вычистить и лапки,
Рыбку к завтраку поймать.
Очень шустрый был зверек,
Этот маленький хорек.
IV. Закрепление пройденного.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 56.
Дети записывают слова в тетради, распределяя их по столбикам:
-ик- | -ок- | -ек- |
– Какое значение придают словам суффиксы -ик-; -ок-; -ек-?
– Каждый суффикс имеет свое значение. Суффиксы -ик-, -ок-, -ек- придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся (упр. 58).
Ученики определяют жанр текстов, списывают, обозначают суффиксы, подчеркивают буквы безударных гласных в корне слов.
3. Р а б о т а с ф р а з е о л о г и з м а м и.
– Допишите:
Клевать…
Держать нос…
Водить за…
Говорить себе …
– Объясните значение фразеологизмов.
V. Итог урока.
– Что такое суффикс?
Домашнее задание:упражнение 57.
У р о к 18.
Написание слов с суффиксами -ек- и -ик-
Цель: учить умению выделять суффикс -ек- и -ик- в словах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
– Запишите.
ек ик
– Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (О суффиксах.)
– Верно, о суффиксах. Оказывается, в русском языке суффиксы говорящие! По суффиксам можно определять части речи, а для существительных и род. Например, суффикс -ист- встречается в большой группе слов, обозначающих лиц мужского пола: журналист, футболист. Слова, оканчивающиеся суффиксами -тель-, -ик-, -ник-, -чик- , -арь-, всегда существительные мужского рода: издатель, садик, лесник, извозчик, пекарь. А существительные с суффиксами -ость-, -изн-, -от- – женского рода: нежность, красота, белизна. Слова с суффиксами -ск- , -н-, -чив-, -лив-, -ическ- – прилагательные, а с суффиксами -е-, -и- – наречия.
А на сегодняшнем уроке мы поговорим о суффиксах -ик- , -ок-, -ек-.