Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками. В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Адриен - свободная, удобная верхняя одежда эпохи рококо с многочисленными складками на спине - своим названием обязана комедии П. Теренция "Девушка с Андроса". Вскоре этот плащ стали использовать для путешествий и в качестве домашней одежды.

Альмавива — мужская широкая плащ-накидка без рукавов; особенно ценился плащ, изготовленный из одного куска сукна без швов,пользовался успехом в начале XIX века. В плащ такого фасона был одет актер, исполнявший роль графа Альмавивы в пьесе Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро".

Антик— серьги с резным камнем в античном стиле.

Армяк — в старину верхняя одежда крестьян из грубой ткани домашней выделки.

Архалук — род короткого мужского кафтана без пуговиц и не имеющего плечевых швов.

Бареж — сорт шелковой ткани в газовой технике.

Баскинья (баскина) — испанская, очень широкая юбка с пышными складками и оборкой по низу.

Башлык — головной убор в виде капюшона с длинными концами, которые можно обматывать вокруг шеи.

Бекеша — зимний короткий мужской кафтан с меховой отделкой.

Берта – накладная лента или оборка из ткани или кружев, которой обрамлялись вырезы декольтированных платьев.

Блейзер- свободного покроя мужской или женский пиджак. Раньше назывался клубным пиджаком, так как был своеобразной формой членов английских аристократических клубов. Его шили исключительно из однотонной ткани (обычно синего цвета), карманы делали накладными. На нагрудном кармане вышивали знак того клуба, школы или команды, членом которых являлся обладатель пиджака. О принадлежности к клубу говорил и цвет пиджака, и чеканка на металлических пуговицах. В начале 60-х годов блейзер вошел в мужскую моду как одежда для хобби. Позже - в женскую моду

Блонды — кружева, изготавливавшиеся из шелка-сырца золотистого цвета.

Боа — очень длинный узкий меховой или из птичьих перьев женский шарф.

Боливар — шляпа-цилиндр с большими полями.

Бурнус — просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой.

Венгерка— длинный кафтан, украшенный галунами по венгерскому образцу.

Габа — очень плотное сукно, чаще белого цвета, для верхней одежды.

Гавелок - длинный мужской плащ без рукавов с пелериной - был назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795- 1857 гг.).

Галифе - (от фр. Galliffet) брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Названы по имени французского генерала Г. Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями. В 1980-х годах галифе вошли в женскую моду.

Гамаши(франц. gamache; от названия г.Гадамес в Ливии, где изготовлялся особый вид кожи, из которой первоначально они делались), вязаные или сшитые из плотной толстой ткани чулки без ступни, надевающиеся поверх обуви и доходящие до колена.

Гетры — застегивающаяся суконная накладка типа короткого (на щиколотке) накладного голенища или род теплых чулок, надеваемых поверх обуви. Первоначально их делали из кожи или из плотного материала, позже из сукна. Впервые появились в России ориентировочно в 1895 г. Гетры на пуговицах сбоку называются гамаши. В 1990-е—2000-е гетры снова вошли в моду как женский аксессуар, а также как аксессуар для танцев, позволяющий быстро разогревать мышцы ног во время репетиций.

Гиматион - шерстяной плащ, который античные греки надевали поверх хитона. Имел прямоугольный или закругленный с одной стороны покрой, одинаковый как для мужчин, так и для женщин; его размер был приблизительно 1,7-2 м на 4-5 м. Чтобы он лучше сидел, в углах подвешивали небольшие гири.

Глазет — разновидность парчи.

Глоке - самая простая форма мужского плаща, представлявшего собой круглую накидку с отверстием для головы. Ее носили в средние века. Но и сегодня ее используют в качестве спортивной одежды - как накидку из неваляного сукна.

Гойке - расширенная накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины - на голове. Иногда женская гойке крепилась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. Иногда она заканчивалась на голове округлой шапочкой.

Губертус- теплый непромокаемый плащ из неваляного сукна, сначала предназначался для охоты. Название происходит от имени святого Губерта - покровителя охотников.

Доломан — венгерский короткий кафтан (полукафтан), украшенный тесьмой.

Драдедам — вид дешевого сукна.

Дульетка — домашняя просторная распашная одежда на вате, крытая шелком.

Епанечка — короткая утепленная кофточка без рукавов, разновидность душегрейки.

Епанча — старинный русский круглый в крое плащ из сукна или войлока без рукавов.

Жакет - короткая верхняя мужская одежда XIV-ХVI столетий происходит от французского слова и дословно обозначает "куртка".. Первоначально жакет носили европейские рыцари, которые надевали его под латы как одежду, хорошо облегавшую тело. Он имел характерные мешковидные рукава с украшением по краям в виде бахромы. Может быть сшит или связан, разной длины, но обязательно должен иметь рукава.

Жакет-спенсер - очень короткий жакет, приталенного или прямого силуэта, чаще всего из светлой ткани, вошел в моду в конце семнадцатого века и обязан своим названием лорду Спенсеру, укоротившему полы куртки.

Жакет-тренчкот - ведет свое происхождение от пальто-тренчкота, только длинна его, конечно, короче. Шьют его из плотной ткани. Он обычно имеет отлетную кокетку, накладные карманы, погоны - все со строчкой.

Жакет-кардиган -(названный по имени графа Дж. Т. Кардигана) - без воротника, с высокой застежкой и карманами. довольно длинный, чаще прямой, жакет без воротника и лацканов.

Жилет— мужская или женская одежда без рукавов.

Казак - (фр.) - в 17 в. во Франции верхняя одежда мушкетеров, род плаща, имеющего до 150 застежек, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ; можно было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного движения рук.

Казакин — мужской кафтанчик (полукафтан), приталенный, на сборках, со стоячим воротником и застегивающийся на крючки.

Камзол — либо длинный жилет, либо одежда с рукавами, надевавшаяся под кафтан так, чтобы был виден расшитый перед.

Камилавка — небольшая круглая шапочка из шерсти.

Камлот — шерстяная или хлопчатобумажная ткань.

Канзу— платочек или косынка из легкой ткани или кружев с длинными концами, которые перекрещивались на груди и завязывались на талии.

Канотье - (франц. canotier - гребец), мужская или женская соломенная шляпа с низкой, правильной цилиндрической формы тульей и прямыми узкими полями. Впервые канотье стали носить в конце 2-й пол. 19 в. молодые люди, увлекавшиеся греблей.

Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

Капот — женская просторная одежда с рукавами и сквозной застежкой спереди.

Кардиган - прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, традиционная принадлежность английской мужской одежды для досуга. Назван по имени лорда Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды в начале XIX в.

Каррик — мужская верхняя одежда английского происхождения.

Картуз — мужской головной убор с козырьком.

Кафтан — русская старинная мужская долгополая одежда.

Кацавейка — просторная короткая утепленная кофта.

Кивер — военный головной убор.

Кичка — старинный русский головной убор замужней женщины, полностью скрывавший волосы, в отличие от девичьего "венца".

Клобук — высокий головной убор.

Клок — длинный мужской и женский плащ колоколообразной формы без рукавов, который появился в средние века. В России известен на рубеже XVIII-XIX веков. Его шили не только из шелка, но и сукна.

Козырь — высокий стоячий воротник в кафтанах допетровского времени, закрывавший весь затылок.

Котелок - мужской головной убор, нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой: поля узкие, ровные жесткая куполообразная тулья, обычно черного, реже серого цвета. Вошел в моду после 1850 г., когда цилиндр перестал быть обязательной принадлежностью одежды для выхода. Котелок и трость - типичные элементы официальной одежды в лондонском Сити.

Крзно - плащ без рукавов, с застежкой на правом плече, распространенный среди славян. Богатые делали его на подкладке из дорогой ткани или меха. Иногда оно было целиком меховым, иногда только оторачивалось мехом.

Кунтуш — верхняя одежда с рукавами почти до пола, с разрезами до локтя.

Лацерна - римская накидка (аналогичная греческой хламиде) с капюшоном, надевалась во время дождя поверх тоги.

Макинтош – плащ или легкое пальто, обычно прямого силуэта, с отложным воротником средних размеров, на спине - шлица, застежка чаще всего супатная, прорезные карманы с листочками расположены наклонно, пояс и паты на рукавах с пряжками. Появился в 1823 году благодаря шотландскому химику Чарльзу Макинтошу, который случайно измазав костюм раствором каучука, заметил, что это место не промокает, соединил ткань с резиной и получил водонепроницаемый материал типа плащевки, которую в дальнейшем стали использовать для пошива верхней одежды.

Малахай -

1. Разновидность старинного крестьянского головного убора; большая шапка на меху с широкими наушниками и плотно прилегающей затылочной частью.

2. Разновидность старинной крестьянской верхней одежды типа широкого кафтана без пояса.

3. Шапка на меху у некоторых народов Средней Азии (башкир, киргизов). Основная особенность: длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединенный с длинными наушниками. Делали его из меха лисы, реже - молодого оленя или барана, верх покрывали тканью.

Мандарин- жакет прямого силуэта с довольно широкими и тоже прямыми рукавами, без воротника или с небольшой стойкой, застежкой на пуговицы и навесными петлями, расположенными, как правило, асимметрично, верхний угол правой полочки срезан по диагонали

Манишка — вставка для мужского или женского костюма в виде небольшого нагрудника.

Мантилья — элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, и падает на спину и плечи.

Манто — просторная женская одежда из меха с широкими рукавами.

Мурмолка — высокая шапка, сужающаяся кверху, с плоской тульей.

Опашень — женская и мужская одежда свободного покроя с длинными, сужающимися к запястью рукавами.

Охабень — длинная просторная мужская одежда с откидными рукавами вровень с подолом.

Очкур — украинское название кушака (пояса), удерживающего штаны.

Паллиум - широкий плащ, наподобие гиматиона, был распространен в Греции, а позднее и в Риме.

Палудаментум- пурпурный плащ римских полководцев, по крою похож на лацерну.

Панталоны — длинные мужские штаны.

Пенула- древний римский плащ для зимней непогоды. Он не имел рукавов, был округлой, а позднее эллипсовидной формы. Изготавливался из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди он имел только отверстие для головы и обычно капюшон.

Пеплос - прямоугольный кусок шерстяного сукна. Его прикладывали к телу, а на плечах скрепляли булавками. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин.

Плерезы — нашивки белого цвета на траурной одежде.

Плюмаж — украшения из перьев на головных уборах.

Поддевка — полукафтан или безрукавный кафтанчик, надеваемый под кафтан.

Понева — род старинной крестьянской юбки для замужних женщин.

Пыльник – вид плаща, появлялся в моде дважды (в 30-е и 50-е годы 20-го века). Его изготавливали из разных тканей - хлопчатобумажных и шелковых. От дождя и ветра он не защищал, поэтому уступил место более практичному плащу.

Реввренда - мужской плащ XVI столетия с широким воротником и широкими рукавами. Носили его священники, мастера и горожане.

Редингот — верхняя одежда, застегивающаяся на пуговицы, с высокой застежкой.

Ридикюль - (франц. reticule от лат. reticulum - сеточка) - дамская сумочка мягкой формы из ткани (шерсти, шелка, бархата и т. п.), распространенная в конце 18 - начале 20 вв.; сумка довольно больших размеров из кожи (что делало ее устойчивее), вошедшая в употребление позднее. Прообразом ридикюля был мешочек для рукоделия, который с середины18 в. ввела в моду маркиза де Помпадур.

Роброн — женское платье с фижмами колоколообразной формы.

Ротонда — женская длинная накидка без рукавов.

Сак — женская недлинная верхняя одежда на подкладке, с рукавами и разнообразными воротниками.

Салоп — женская накидка с рукавами или без них, утепленная ватой или мехом.

Свитка — украинское название как женского, так и мужского длинного просторного кафтана без воротника.

Сермяга - крестьянский полотняный или суконный мужской плащ.

Смокинг - (в переводе с английского - одежда для курильщиков) - праздничный, вечерний костюм. Сначала смокинг представлял собой шелковый халат с длинным воротником-шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой - это должно было защищать одежду и прическу от неприятного табачного запаха. Потом смокинг превратился в элегантный вечерний наряд. Его шили из черной ткани, позже - темно-синей, темно-зеленой, коричнево-красной и белой. Но обязательно с блестящими отворотами. И как это часто бывает, из мужского гардероба модель перекочевала в женский. В Англии смокинг принято надевать после 19 часов.

Спенсер (шпензер) — коротенькая курточка с длинными рукавами.

Стремешка — полоска ткани или тесьма, пришиваемая к низу панталон, чтобы сохранить их натянутыми.

Сюртук — (от французского — поверх всего), верхняя мужская одежда с полами.

Тальма — вначале - мужской плащ, затем — женская безрукавная кружевная накидка.

Терлик — старинный короткий кафтан, отрезной по талии, часто на сборках.

Тога - (латин. toga) верхняя мужская драпированная одежда у древних римлян - полукруглый кусок материи с выемкой для ворота, обертывавшийся вокруг туловища через левое плечо так, что руки оставались свободными. Ее длина - 5,6 м, ширина (в самом широком месте) - 2,5 м и более. Она была символом свободы римских граждан, рабы и иностранцы не имели прав носить тогу.

Ток — маленькая женская шапочка без полей.

Трен— равнозначно шлейфу.

Тренчкот (от англ. «траншейное пальто») – это модель дождевого плаща с неизменными атрибутами: двубортный, с погонами и отложным воротником, манжетами, кокеткой, поясом и разрезом сзади. Обычно тренч выполнен из водонепроницаемого материала: шерстяная или хлопчатобумажная материя с водонепроницаемой пропиткой, иногда кожа.

Туника— покрой женского платья по античным образцам.

Турнюр — приспособление в виде ватной подушечки или из простеганной, жестко на-крахмаленной ткани для формирования особого силуэта женского костюма.

Тюрбан — головной убор из большого куска ткани.

Тюрлюрлю — длинная женская накидка без рукавов из шелковой ткани.

Фалбала — широкая оборка, волан, которыми отделывали женские платья, чепцы, белье.

Фарос- предшественник гиматиона. Полотняный пурпурного цвета плащ, который носили в Древней Греции.

Фермуар — застежка из драгоценных камней на ювелирном изделии или нагрудном украшении, а также короткое ожерелье.

Фероньерка — обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужиной, которую носили на лбу.

Феска — маленькая, сужающаяся кверху тапочка без полей, иногда с кистью.

Фижмы— каркас из прутьев или китового уса для придания пышной формы женскому платью.

Фрак— мужской костюм, не имеющий полы, а только фалды сзади.

Фреза — воротник из туго накрахмаленных и уложенных в мелкую складку кружев или ткани.

Френч— куртка, названная по имени британского фельдмаршала Джона Дентона Френча. Его особенности, в основном, заключались в конструкции воротника — мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастёрки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы.

Хитон - нижняя одежда у древних греков из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины.

Хламида - мужская верхняя одежда у древних греков, изготовлявшаяся из шерстяной ткани, представляла собой продолговатую мантию, которая накидывалась на шею короткой стороной, причём застёжка укреплялась или на груди, или на правом плече. Xламиду носили спартанцы и афинские эфебы (в возрасте до 20 лет), а также во всех греческих государствах охотники, путешественники, верховые ездоки и солдаты.

Хламис- уменьшенный вариант гиматиона (1x2 м). Это прямоугольный плащ античных греков. Носили его юноши, всадники, солдаты и путешественники. В римской империи надевали и женщины.

Честерфилд - однобортный мужской плащ со скрытой застёжкой, названный в честь индийского вице-короля Честер-фильда.

Чуйка — суконный кафтан без воротника с У-образной горловиной.

Шаль — квадратный или прямоугольный платок большого размера из разнообразных тканей.

Шаперон - короткий плащ с капюшоном.

Шемизетка — вставка, манишка или небольшая накидка на женское платье.

Шлафор — просторная домашняя одежда без пуговиц с большим запахом, подпоясы-валась поясом (шнуром).

Шлейф — волочащееся по полу заднее полотнище женского платья.

Штиблеты — Гетры на пуговицах, до 1833 года составляли часть обмундирования пехотного солдата, служа ему вместо голенищ высоких сапог, которые в то время заменялись туфлями. Штиблеты делались из кожи, сукна или холста, застегивались на пуговицы и имели штрипки. Брюки длинные носились поверх штиблет или заправлялись в них, смотря по форме. Кожаные штиблеты назывались крагами. Сегодня штиблетами называют мужские ботинки на шнурках, а в просторечии - чересчур вычурные или наоборот, очень поношеные, рваные туфли.

Эшарп — небольшой шарф из легкой ткани.

Наши рекомендации