Этап начальной спортивной специализации
Этап предварительной подготовки.
Первый этап многолетней спортивной тренировки- этап предварительной подготовки - охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. В процессе физического воспитания детей решаются следующие основные задачи: укрепление здоровья; всестороннее физическое развитие; обучение умению выполнять различные физические упражнения; привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных умений и навыков создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, совершенствования двигательного анализатора. Важно стремиться к тому, чтобы дети с самого начала овладевали основами техники целостных упражнений, а не их отдельных деталей.
Этап начальной спортивной специализации
Этап начальной спортивной специализации охватывает, как правило, период двух лет пребывания детей и подростков в спортивной школе в учебно-тренировочных группах.
Эффективная система подготовки на этом этапе во многом определяет успех дальнейшей многолетней подготовки. Важно, с одной стороны, не упустить время, необходимое для достижения высот спортивного мастерства. С другой стороны, следует избегать чрезмерно узкой форсированной специализации, которая, хотя и дает в ближайшие годы быстрый прирост результатов, но в итоге приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов.
Главными задачами на этапе начальной спортивной специализации являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Наряду со средствами общей физической подготовки в программу тренировки целесообразно включать комплексы специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта. Целесообразно ориентировать учащихся на специализацию в определенном виде спорта, однако, процесс тренировки все еще должен строиться на основе всесторонности.
На этапе начальной спортивной специализации физическая подготовка постепенно приобретает все более специализированный характер. Она подчиняется главной цели - совершенствованию в избранном виде спорта, поэтому средства и методы ее избираются с учетом специфики вида спорта.
На этапе начальной спортивной специализации юный спортсмен обязан основательно освоить технику выполнения нескольких десятков специальных подготовительных упражнений. Такой подход формирует у него способности к быстрому совершенствованию техники избранного вида спорта, а в дальнейшем обеспечивает умение варьировать параметрами технического мастерства при изменении внешних условий соревнований. Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки.
Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются доминированием подготовительного периода. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.