Этап начальной спортивной специализации

Этап предварительной подготовки.

Первый этап многолетней спортивной тренировки- этап предварительной подготовки - охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. В процессе физического воспитания детей решаются следующие основ­ные задачи: укрепление здоровья; всестороннее физическое развитие; обучение умению выполнять различные физические упражнения; при­витие интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, мето­дов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой ме­тод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с больши­ми физическими и психическими нагрузками, предполагающими при­менение однообразного, монотонного учебного материала.

Исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных умений и навыков создает необходимую основу для дальнейшего со­вершенствования рациональных движений, совершенствования дви­гательного анализатора. Важно стремиться к тому, чтобы дети с самого начала овладевали основами техники целостных упражнений, а не их отдельных деталей.

Этап начальной спортивной специализации

Этап начальной спортивной специализации охватывает, как пра­вило, период двух лет пребывания детей и подростков в спортивной школе в учебно-тренировочных группах.

Эффективная система подготовки на этом этапе во многом опреде­ляет успех дальнейшей многолетней подготовки. Важно, с одной сто­роны, не упустить время, необходимое для достижения высот спор­тивного мастерства. С другой стороны, следует избегать чрезмерно узкой форсированной специализации, которая, хотя и дает в ближай­шие годы быстрый прирост результатов, но в итоге приводит к преж­девременной стабилизации спортивных результатов.

Главными задачами на этапе начальной спортивной специализа­ции являются обеспечение всесторонней физической подготовленно­сти занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спор­тивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достиже­ния наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого ви­да спорта.

Наряду со средствами общей физической подготовки в программу тренировки целесообразно включать комплексы специ­альных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта. Целесообразно ориентировать учащихся на специализацию в определенном виде спорта, однако, процесс тренировки все еще должен строиться на ос­нове всесторонности.

На этапе начальной спортивной специали­зации физическая подготовка постепенно приобретает все более спе­циализированный характер. Она подчиняется главной цели - совер­шенствованию в избранном виде спорта, поэтому средства и методы ее избираются с учетом специфики вида спорта.

На этапе начальной спортивной специализации юный спортсмен обя­зан основательно освоить технику выполнения нескольких десятков специальных подготовительных упражнений. Такой подход формиру­ет у него способности к быстрому совершенствованию техники из­бранного вида спорта, а в дальнейшем обеспечивает умение варьиро­вать параметрами технического мастерства при изменении внешних условий соревнований. Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спор­тивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки.

Особая тщатель­ность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизи­руются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода на­грузкой.

Большие циклы тренировки характеризуются доминированием подготовительного периода. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

Наши рекомендации