Глава 2. техника игры в волейбол

ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Железняк Слупский

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................………………………………………………………………….…...3

Глава 1. Немного истории ..........………………………………………………………...4

Глава 2. Техника игры в волейбол .………………………………………………….......8

Глава 3. Тактика игры в волейбол ..………………………………………………….....24

Глава 4. Методика обучения навыкам игры в волейбол ...……………………………37

Глава 5. Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе…….80

Глава 6. Соревнования, правила игры по волейболу, организация и проведение …..94

Глава 7. Оценка уровня подготовленности учащихся по волейболу . . . . ………….111

Глава 8. Оборудование и инвентарь на занятиях по волейболу ...…………………..116

Приложения ..............…………………………………………………………………...123

Литература ...............……………………………………………………………………128

ЛИТЕРАТУРА

1. А г а ш и н Ф. К. Биомеханика ударных движений.— М.: Физкультура и спорт. 1977.

2. А ш м а р и и Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физи­ческом воспитании. М.: Физкультуа и спорт, 1978.

3. Волейбол /Под .ред. Ю. Н. Клещева и А. Г. Айриянца.—М.: Физкультура и спорт, 1985.

4. Волейбол: Справочник / Сост. А. С. Эдельман.— М.: Физкультура и спорт, 1984.

5. Волейбол: Правила соревнований.— Вильнюс: Госкомспорт СССР, 1989.

6. Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А. Г. Волейбол в школе.— М.: Просвещение, 1976.

7. Ж е л е з н я к Ю. Д., К л е щ е в Ю. Н., Ч е х о в О. С. Подготовка юных волей-6'олистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967.

8. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу.—М.: Физкультура и спорт, 1970.

9. Ж е л е з н я к Ю. Д. К мастерству в волейболе.—М.: Физкультура и спорт, 1978.

10. И в о и л о в А. В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки.— М.: Физкультура и спорт, 1981.

11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы пси­хологии.— 1972.— № 9.

12. П е р ел ь м а н М. Р. Специальная физическая подготовка волейболистов.— М.: Физкультура и спорт, 1969.

13. С л у п с к и й Л. Н. Волейбол: игра связующего.— М.: Физкультура и спорт, 1984.

14. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова.— М,: Физкультура и спорт, 1976.

Учебное издание Волейбол в школе: Пособие для учителя.—М.: Просвеще­ние, 1989.- 128 с.: ил.

В пособии, адресованном учителям средних школ, излагаются основы методики и организации занятий по волейболу как на уроке, так и во внеуроч­ное время и школьной секции, раскрываются вопросы обучения детей тех­нике и тактике этой игры.

Железняк Юрий Дмитриевич, Слупский Леонтий Николаевич

ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ

Зав. редакцией Б. О. Хренников

Редактор М. В. Маслов

Младший редактор А. Н. Синицына

Художник Н. П. Лобанов

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технические редакторы Л. П. Бирюкова, И. Ю.. Щукина

Корректор И. Н. Панкова

©Железняк Ю. Д.. Слупский Л. Н., 1989

ВВЕДЕНИЕ

Осуществление на практике положений реформы общеобразо­вательной и профессиональной школы требует совместных усилий педагогов, учителей физической культуры и спортивных спе­циалистов, родителей, самих учащихся.

Среди большого многообразия средств решения этой задачи в школе важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только ее доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, пере­ключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.

Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторон­ней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение во­лейболу способствует выявлению «волейбольных» талантов еще в школе, а также создает предпосылки для массового приобщения лю­дей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.

Авторы настоящего пособия ставят своей целью оказать помощь учителю физической культуры и всем, кто участвует в организации и проведении занятий по волейболу в школе.

В пособии дается краткий исторический очерк о возникновении и развитии волейбола, описание техники и тактики игры: представ­лено содержание работы по волейболу в школе, отражена специфика этой работы; даны рекомендации по оценке успеваемости обучаемых волейболу; представлено описание оборудования и инвентаря, обе­спечивающего эффективность занятий по волейболу; показана роль соревнований и даны рекомендации по их организации и проведе­нию в условиях школы.

Авторы с благодарностью примут замечания читателей.

Великая Отечественная война приостановила спортивную жизнь нашей страны. Но и в тяжелые годы войны бойцы и командиры Красной Армии в короткие часы досуга не забывали любимую игру. Проводились первенства армий, фронтов, военных округов. Уже в 1943 г. разыгрывается первенство Москвы, Тбилиси, Баку и других городов. С 1945 г. возобновляется первенство СССР. С 1946 г. во Всесоюзных соревнованиях по волейболу стали принимать активное участие команды республик Советской Прибалтики, Молдавии, Сред­ней Азии.

Год 1947-й ознаменовался выходом наших волейболистов на международную арену. Команда Ленинграда приняла участие в со­ревнованиях на Международном фестивале демократической моло­дежи в Праге, продемонстрировав значительное превосходство над другими командами. В этом же году создается Международная фе­дерация волейбола (ФИВБ), членом которой с 1948 г. становится Всесоюзная секция волейбола (ныне Федерация волейбола СССР). Волейболисты СССР получают право участия во всех официальных соревнованиях.

Первые официальные выступления наших команд завершились блестяще: в 1949 г. мужчины стали победителями первого чемпио­ната мира, женщины — чемпионата Европы. Звание чемпионов на­ши спортсмены подтвердили и на последующем чемпионате мира, который проводился в 1952 г. в Москве.

В 1962 г. Москва принимала очередной чемпионат мира. Наша мужская команда вновь выиграла 1-е место, женская уступила во­лейболисткам Японии, показавшим игру самого высокого класса, в том числе и новое грозное оружие нападения — планирующую по­дачу, с приемом которой так и не смогли совладать наши спорт­сменки.

В последующие годы значительно возросла техника и тактика многих, команд, шла усиленная подготовка к XVIII Олимпийским играм 1964 г. в Токио, где предстояло дебютировать волейболу. Первым олимпийским чемпионом среди мужчин стала команда СССР, а среди женщин - Японии.

С 1965 г. вступают в силу некоторые существенные изменения в правилах игры, в том числе разрешение переносить руки на сто­рону соперника при блокировании. В первое время казалось, что данное изменение мало повлияет на прямолинейную мощь'атаку­ющих ударов. В какой-то мере это ошибочное мнение подтвердил успех наших волейболистов на розыгрыше первого Кубка мира 1965 г. среди мужских команд и чемпионате Европы 1967 г.

Добившись победы, наши волейболисты в целом продолжали традиционно строить игру на мощи атакующих ударов, хотя теперь они достигали цели реже обычного.

Игры XIX Олимпиады 1968 г. в Мексике закончились для наших волейболистов триумфально: и мужчины, и женщины стали облада­телями высших наград. Однако победы эти достались в исключи­тельно трудной борьбе. Нашей мощи атакующих ударов сильнейшие команды мира противопоставили более гибкую тактику, в основе

которой была острокомбинационная игра в нападении и виртуоз­ная — в защите. Между тем наши волейболисты не прониклись глу­боко этими новыми веяниями в игре. Это привело к снижению резуль­татов наших спортсменов на крупнейших международных соревно­ваниях в последующее время. Понадобилось много усилий в подго­товке волейболистов-связующих нового плана, прежде чем поло­жение изменилось к лучшему.

Оптимальное сочетание в игре наших спортсменов традицион­но мощного нападения при гибком его построении, совершенство­вание техники группового блокирования и усиление защитных дей­ствий способствовали тому, что к 1980 г. наши волейболисты вернули себе все самые высокие титулы. На играх XXII Олимпиады 1980 г. в Москве советские волейболисты продемонстрировали мастерство самого высокого уровня и заняли первые места. В последующие годы мужская и женская сборные команды добиваются больших успехов в международных соревнованиях. Советская школа волейбола поль­зуется высоким международным авторитетом. В нашей стране игра всемерно развивается. Постоянно совершенствуется система сорев­нований, техническая и тактическая подготовка спортсменов.

Сборные команды СССР принимают участие во всех крупнейших соревнованиях: в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, в играх на Кубок мира. Молодежные команды принимают участие в чемпионатах мира и Европы, сборные юношеские команды прини­мают участие в международных турнирах «Дружба» для команд социалистических стран.

Особое внимание в нашей стране уделяется развитию детско-юношеского волейбола. Так, уже в 1929 г. прошла I Спартакиада пионеров и школьников, в программе которой был и волейбол. Она способствовала широкой популяризации игры, росту спортивного мастерства юных волейболистов. Огромным толчком в развитии волейбола среди молодежи послужило Всесоюзное первенство школь­ников, проведенное в 1935 г.

В настоящее время более 3 млн. детей и подростков занимаются волейболом в школьных спортивных секциях и ДЮСШ. Подготовку резервов для команд высших разрядов осуществляют СДЮШОР (специализированные детско-юношеские спортивные школы олим­пийского резерва), ДЮСШ, УОР (училища олимпийского резерва), специализированные спортивные классы. В СССР насчитывается более 30 СДЮШОР и 10 УОР по волейболу и более 1400 отделений волейбола в ДЮСШ.

В 1959 г. была создана комиссия по детско-юношескому спорту в составе Федерации волейбола СССР. Комиссия занимается вопро­сами развития волейбола среди учащихся.

Волейбол включен в программу Всесоюзных спортивных игр молодежи и Всесоюзных игр учащихся спортивных школ. Первенство СССР для команд юношей и девушек регулярно проводится с 1954 г.;

в этих соревнованиях участвуют спортсмены трех возрастных групп:

13—14, 15—16 и 17—18 лет.

Волейбол — один из самых популярных видов спорта в школе.

В спортивных секциях школьных коллективов физической культуры занимается больше всего учащихся.

Как составная часть программы по физической культуре в школе, волейбол является одним из средств решения основных задач физи­ческого воспитания. Занятия волейболом укрепляют здоровье, спо­собствуют разносторонней физической подготовленности, воспиты­вают чувство коллективизма, закаляют волю. Волейбол включен в уроки физической культуры в V—XI классах, значительное место он занимает в других формах физического воспитания учащихся.

Многолетний опыт работы с юными спортсменами показывает, что повышение уровня мастерства советских волейболистов нахо­дится в прямой зависимости от планомерного и квалифицирован­ного массового обучения игре детей в школе.

Глава 2. ТЕХНИКА ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ

Наши рекомендации