Упражнения с маленьким мячом».
Наклонитесь вперёд так, чтобы корпус тела принял горизонтальное положение, положите мяч на затылок. Быстро выпрямившись, подкиньте мяч вверх и поймайте его перед собой 3 раза подряд.
Жмурки».
Ведущий с завязанными глазами ловит и угадывает наощупь игроков. Если игрок опознан, он становится водящим. Игроки делятся на «живых», которые могут бегать по площадке, «полуживых», которые могут ходить, и «мёртвых», которые стоят.
Лабиринт».
1-ый ведущий строит лабиринт из стульев, любых предметов, участников. 2-ой с завязанными глазами за 30 с. проходит лабиринт. Если ему это удаётся, занимает место 1-го водящего.
Пятнашка».
Игроки стоят в кругу. За кругом двое игроков: один – пятнашка. Второй от него убегает. Если убегающий видит, что догоняющий его настигает, он просит прощение у любого игрока, называя его по имени. Названный игрок уступает игроку своё место и убегает от пятнашки. Свободное место может занять и пятнашка, если успеет, тогда догоняет тот, кто без места.
Ножки».
Игроки стоят лицом друг к другу так, чтобы в середине круга образовался маленький круг из прижатых друг к другу пяток. По хлопку ведущего или по команде «три, пятнадцать, девять, двадцать» игроки одновременно отпрыгивают от центра круга и замирают на месте. Первый, кто начинает игру, прыгает так, чтобы попасть соседу на одну или две ноги. Если это удаётся, то сосед выбывает из игры, а остальные продолжают по часовой стрелке. Всякий раз после сделанного прыжка нужно замереть, пока снова не подойдёт очередь.
Шарик».
У одного из игроков воздушный шарик, который нужно перекидывать друг другу, не отрывая стоп от пола. Тот, кто сдвинулся или последним коснулся шара, когда его уже никто не поймал, получает штраф и выбывает из игры.
Болото».
Игроки делятся на две команды. Одному игроку каждой команды даются 2 листка бумаги, с помощью которых он должен перевести себя до определённой черты и, вернувшись назад, отдать их следующему игроку. За листки заступать нельзя. Задача: опередить другую команду. Вариант игры: игрок одной команды с помощью листов помогает перейти другому игроку из своей команды.
Упражнения с маленьким мячом».
Наклонитесь вперёд так, чтобы корпус тела принял горизонтальное положение, положите мяч на затылок. Быстро выпрямившись, подкиньте мяч вверх и поймайте его перед собой 3 раза подряд.
Жмурки».
Ведущий с завязанными глазами ловит и угадывает наощупь игроков. Если игрок опознан, он становится водящим. Игроки делятся на «живых», которые могут бегать по площадке, «полуживых», которые могут ходить, и «мёртвых», которые стоят.
Лабиринт».
Первый ведущий строит лабиринт из стульев, любых предметов, участников. Второй с завязанными глазами за 30 секунд проходит лабиринт. Если ему это удаётся, занимает место первого водящего.
Бой петухов».
Каждый игрок стоит на одной ноге, подняв вторую и держа её за голень. Правая рука выдвинута вперёд. Необходимо подпрыгнуть к любому игроку и сделать небольшой хлопок по ладони. Тот, кто встанет на обе ноги, выходит из игры.
Казаки – разбойники».
Игроки делятся на две команды. Одна команда, разбойники, прячется, оставляя мелом стрелки на асфальте, другая, казаки, через некоторое время старается её настичь. Затем происходит смена ролей.
Салка и мяч».
Игроки бегают по площадке, перебрасывая мяч друг другу, а водящий должен осалить игроков, но того, у кого мяч, салить нельзя. Поэтому все стараются бросить мяч тому, за кем бежит салка. Водящий может осалить мяч во время полёта или в руках играющего. Игрок, уронивший мяч, водит.
Салки».
Первый ведущий мячом салит убегающих. Тот, кого посалят, становится помощником салки, и так до тех пор, пока не останутся два победителя.
Ловишки». («Анаконда»).
Как «салки», но без мяча, взявшись за руки.
Терминатор».
Салка догоняет игрока, но нельзя салить присевшего на корточки игрока, застывшего в неподвижной позе (сидеть не более 15 секунд). Игрока можно рассмешить или заставить шевелиться, не дотрагиваясь до него руками, а щекоча соломкой.
Угадай и догони».
Игроки по очереди подходят к водящему, который стоит с завязанными глазами, и называют его по имени, кладя ему руку на плечо. Если водящий отгадал, то игрок ещё раз прикасается к плечу водящего, давая понять этим, что нужно бежать и догонять игрока, сняв повязку. Если водящий не угадал, то подходит следующий игрок.
Заяц без логова».
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцеплен- ные руки вверх. Это «домики» или «логово» зайца. Выбираются 2 водя- щих: «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в «домике», т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охот- ник осалит зайца, то они меняются местами.
Бой петухов».
Каждый игрок стоит на одной ноге, подняв вторую и держа её за голень. Правая рука выдвинута вперёд. Необходимо подпрыгнуть к любому игроку и сделать небольшой хлопок по ладони. Тот, кто встанет на обе ноги, выходит из игры.
Казаки – разбойники».
Игроки делятся на 2 команды. 1-я команда, разбойники, прячется, оставляя мелом стрелки на асфальте, 2-я, казаки, через некоторое время старается её настичь. Затем происходит смена ролей.
Салка и мяч».
Игроки бегают по площадке, перебрасывая мяч друг другу, а водящий должен осалить игроков, но того, у кого мяч, салить нельзя. Поэтому все стараются бросить мяч тому, за кем бежит салка. Водящий может осалить мяч во время полёта или в руках играющего. Игрок, уронивший мяч, водит.
Салки».
Первый ведущий мячом салит убегающих. Тот, кого посалят, становится помощником салки, и так до тех пор, пока не останутся 2 победителя.
Ловишки». («Анаконда»).
Как «салки», но без мяча, взявшись за руки.
Терминатор».
Салка догоняет игрока, но нельзя салить присевшего на корточки игрока, застывшего в неподвижной позе (сидеть не более 15с.). Его можно рассмешить или заставить шевелиться, не дотрагиваясь до него руками, а щекоча соломкой.
Угадай и догони».
Игроки по очереди подходят к водящему, который стоит с завязанными глазами, и называют его по имени, кладя ему руку на плечо. Если водящий отгадал, то игрок ещё раз прикасается к плечу водящего, давая понять этим, что нужно бежать и догонять игрока, сняв повязку. Если водящий не угадал, то подходит другой игрок.
Заяц без логова».
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцеплен-ные руки вверх. Это «домики» или «логово» зайца. Выбираются 2 водя-щих: «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в «домике», т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охот-ник осалит зайца, то они меняются местами.
Прорыв цепи».
Первая команда образует круг, вторая пытается из него выйти, разомкнув руки первой.
Бояре».
Две команды стоят, взявшись за руки, лицом друг к другу и по очереди поют строчки, делая при этом шаги вперёд и назад:
- Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?
- Бояре, нам …(имя игрока) нужна. Молодые, нам…нужна.
- Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы вылечим её. Молодые, а мы вылечим её.
- Бояре, а как станете лечить? Молодые, а как станете лечить?
-Бояре, а мы плёточкой её. Молодые, а мы плёточкой её.
- Бояре, она плёточки боится. Молодые, она плёточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведём. Молодые, а мы к доктору сведём.
- Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов «невеста» должна с разбега «разбить» сцепленные руки игроков другой команды.
Цепи, цепи».
Правила такие же, как в игре «Бояре», только другие слова:
- Цепи, цепи, раскуйте нас!
- Кого из нас?
Харихало».
Ведущий с мячом загадывает слово и говорит: « Это такое … (животное, растение и т.д.), начинается на … (1-я буква), заканчивается на… (последняя)». Игроки выдвигают свои предположения. Если слово отгадано, ведущий кричит «харихало», подбрасывает мяч вверх и убегает, игрок, угадавший слово, ловит мяч. Как только мяч пойман ведущий останавливается. Если игрок, не сходя с места, на котором был пойман мяч, попадает в ведущего, то меняется с ним ролями, если промахивается. ведущий водит снова.
Успей поймать».
Игроки делятся на две команды. Ведущий подбрасывает мяч вверх, если мяч поймала 1-я команда, то они начинают перебрасывать его так, чтобы игроки другой команды не смогли его перехватить. Выигрывает та команда, которая дольше всех сможет удержать мяч.
Прорыв цепи».
Первая команда образует круг, вторая пытается из него выйти, разомкнув руки первой.
Бояре».
Две команды стоят, взявшись за руки, лицом друг к другу и по очереди поют строчки, делая при этом шаги вперёд и назад:
- Бояре, а мы к вам пришли. Молодые, а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?
- Бояре, нам …(имя игрока) нужна. Молодые, нам…нужна.
- Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы вылечим её. Молодые, а мы вылечим её.
- Бояре, а как станете лечить? Молодые, а как станете лечить?
-Бояре, а мы плёточкой её. Молодые, а мы плёточкой её.
- Бояре, она плёточки боится. Молодые, она плёточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведём. Молодые, а мы к доктору сведём.
- Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
После этих слов «невеста» должна с разбега «разбить» сцепленные руки игроков другой команды.
Цепи, цепи».
Правила такие же, как в игре «Бояре», только другие слова:
- Цепи, цепи, раскуйте нас!
- Кого из нас?
Харихало».
Ведущий с мячом загадывает слово и говорит: « Это такое … (животное, растение и т.д.), начинается на … (1-я буква), заканчивается на… (последняя)». Игроки выдвигают свои предположения. Если слово отгадано, ведущий кричит «харихало», подбрасывает мяч вверх и убегает, игрок, угадавший слово, ловит мяч. Как только мяч пойман ведущий останавливается. Если игрок, не сходя с места, на котором был пойман мяч, попадает в ведущего, то меняется с ним ролями, если промахивается. ведущий водит снова.
Успей поймать».
Игроки делятся на две команды. Ведущий подбрасывает мяч вверх, если мяч поймала 1-я команда, то они начинают перебрасывать его так, чтобы игроки другой команды не смогли его перехватить. Выигрывает та команда, которая дольше всех сможет удержать мяч.
Большой мяч».
Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий с мячом в середине, он должен выбить мяч из круга ногами, а другие не должны разрешить ему это сделать. Брать мяч в руки нельзя. Тот, кто пропустит мяч, водит.
Колдун».
1 игрок вытягивает перед собой руку ладонью вниз. Остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде «1-2-3» все отдёргивают пальцы, а игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец захвачен, трижды колдун. Все разбегаются, а колдун догоняет кого-нибудь и дотрагивается рукой. Пойманный замирает, раскинув руки в стороны. Другой игрок пытается его расколдовать, дотрагивается, а колдун повторным ударом снова заколдовывает игрока и тех, кто пытался его выручить. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а предыдущий колдун убегает вместе со всеми.
Батат».
Все сидят полукругом, упираясь сзади руками в пол. Водящий перед ними. Он слегка подбрасывает мяч игроку, то отбивает мяч ногой как можно дальше так, чтобы водящий не мог поймать его в руки. Водящий бросается ловить мяч, а все не вставая, расползаются, не меняя положения «нога на ногу». Когда водящий добывает мяч, он говорит: «Стоп!» Все и водящий замирают на местах. Ведущий должен попасть в любую часть игрока, но не в правую ногу выше колена, т. е. отбивающую часть ноги. Если попал, то смена ролей, игра продолжается. Если игрок так отбил мяч, что водящий поймал его в руки, опять смена ролей, если нет, то и т. д.
Моргалки».
Игроки встают в круг по парам (вторые смотрят в затылок первым). Один без пары. Он незаметно должен моргнуть кому-либо, стоящему в первом ряду. Тот должен быстро прибежать и встать за спину ведущего. Человек, который стоит во втором ряду, не должен упустить свою пару, а если ему этого не удаётся сделать, он становится ведущим. Постоянно держать руками пару нельзя, только, когда она пытается убежать.
Вариант игры: игроки первого ряда сидят на стульях, игроки второго стоят за стульями.
Чехарда».
Все игроки становятся в шеренгу и нагибаются. Стоящий последним перепрыгивает всех и становится впереди. Так прыгают все остальные.
Большой мяч».
Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий с мячом в середине, он должен выбить мяч из круга ногами, а другие не должны разрешить ему это сделать. Брать мяч в руки нельзя. Тот, кто пропустит мяч, водит.
Колдун».
1 игрок вытягивает перед собой руку ладонью вниз. Остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде «1-2-3» все отдёргивают пальцы, а игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец захвачен, трижды колдун. Все разбегаются, а колдун догоняет кого-нибудь и дотрагивается рукой. Пойманный замирает, раскинув руки в стороны. Другой игрок пытается его расколдовать, дотрагивается, а колдун повторным ударом снова заколдовывает игрока и тех, кто пытался его выручить. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а предыдущий колдун убегает вместе со всеми.
Батат».
Все сидят полукругом, упираясь сзади руками в пол. Водящий перед ними. Он слегка подбрасывает мяч игроку, то отбивает мяч ногой как можно дальше так, чтобы водящий не мог поймать его в руки. Водящий бросается ловить мяч, а все не вставая, расползаются, не меняя положения «нога на ногу». Когда водящий добывает мяч, он говорит: «Стоп!» Все и водящий замирают на местах. Ведущий должен попасть в любую часть игрока, но не в правую ногу выше колена, т. е. отбивающую часть ноги. Если попал, то смена ролей, игра продолжается. Если игрок так отбил мяч, что водящий поймал его в руки, опять смена ролей, если нет, то и т. д.
Моргалки».
Игроки встают в круг по парам (вторые смотрят в затылок первым). Один без пары. Он незаметно должен моргнуть кому-либо, стоящему в первом ряду. Тот должен быстро прибежать и встать за спину ведущего. Человек, который стоит во втором ряду, не должен упустить свою пару, а если ему этого не удаётся сделать, он становится ведущим. Постоянно держать руками пару нельзя, только, когда она пытается убежать.
Вариант игры: игроки первого ряда сидят на стульях, игроки второго стоят за стульями.
Чехарда».
Все игроки становятся в шеренгу и нагибаются. Стоящий последним перепрыгивает всех и становится впереди. Так прыгают все остальные.
Иголка и нитка».
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя её вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагая им поднять руки вверх и соединить их с руками своих соседей. Образуется длинный ряд ворот. Стоящий в цепочке первым (направляющий) ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят Он обходит одного справ, другого – слева. Направляющий как бы изображает иголку, а все идущие за ним – нитку.
Лягушки».
Эта весёлая игра может занять одновременно десятки ребят. В каждой команде по 5-10 участников. Они становятся в затылок друг другу, приседают и поддерживают руками друг друга. По команде начинается гонка. Вставать нельзя, надо подпрыгивать и поддерживать товарищей, чтобы никто не упал, продвигаясь вперёд. Если кто упадёт, надо помочь ему встать и продолжить гонку. Дистанции гонки 15-20 метров. Для старших ребят – до 30 метров.
Круговые салки».
Ребята берутся за руки и образуют круг. После этого мальчики делают шаг вперёд, организуя круг внутри первого. По команде ведущего оба круга начинают двигаться: внешний в одну сторону, внутренний в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются, и мальчики стараются догнать девочек, находящихся во внешнем кругу. Однако тех девочек, которые успевают повернуться лицом друг к другу и взяться за руки, салить нельзя. Девочки, которых посалили, берутся за руки и образуют круг внутри второго. Получается три круга: девочки, Мальчики, девочки. Игра повторяется вновь. На этот раз мальчики могут ловить девочек из обоих кругов. При повторении игры мальчики и девочки меняются местами.
Кольцо».
Группа стоит, взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Игрок может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри мало- го. Задача каждого: заставить других наступить на запретную зону и при этом удержаться самому.
Шаги».
Ведущий находится на одном конце игрового поля (финиш), остальные – на старте. Ведущий по очереди называет игрокам определённое количество шагов (гигантских, лягушачьих, муравьиных, рачьих и др.). Если игрок делает большее количество шагов или, делая гигантские шаги, касается земли рукой, то он возвращается назад. Тот, кто первым доходит до финиша, водит.
Иголка и нитка».
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя её вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагая им поднять руки вверх и соединить их с руками своих соседей. Образуется длинный ряд ворот. Стоящий в цепочке первым (направляющий) ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят Он обходит одного справ, другого – слева. Направляющий как бы изображает иголку, а все идущие за ним – нитку.
Лягушки».
Эта весёлая игра может занять одновременно десятки ребят. В каждой команде по 5-10 участников. Они становятся в затылок друг другу, приседают и поддерживают руками друг друга. По команде начинается гонка. Вставать нельзя, надо подпрыгивать и поддерживать товарищей, чтобы никто не упал, продвигаясь вперёд. Если кто упадёт, надо помочь ему встать и продолжить гонку. Дистанции гонки 15-20 метров. Для старших ребят – до 30 метров.
Круговые салки».
Ребята берутся за руки и образуют круг. После этого мальчики делают шаг вперёд, организуя круг внутри первого. По команде ведущего оба круга начинают двигаться: внешний в одну сторону, внутренний в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются, и мальчики стараются догнать девочек, находящихся во внешнем кругу. Однако тех девочек, которые успевают повернуться лицом друг к другу и взяться за руки, салить нельзя. Девочки, которых посалили, берутся за руки и образуют круг внутри второго. Получается три круга: девочки, Мальчики, девочки. Игра повторяется вновь. На этот раз мальчики могут ловить девочек из обоих кругов. При повторении игры мальчики и девочки меняются местами.
Кольцо».
Группа стоит, взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Игрок может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого: заставить других наступить на запретную зону и при этом удержаться самому.
Шаги».
Ведущий находится на одном конце игрового поля (финиш), остальные – на старте. Ведущий по очереди называет игрокам определённое количество шагов (гигантских, лягушачьих, муравьиных, рачьих и др.). Если игрок делает большее количество шагов или, делая гигантские шаги, касается земли рукой, то он возвращается назад. Тот, кто первым доходит до финиша становится ведущим.
Крокодильчики».
Один игрок изображает пантомиму, а все её угадывают. Тот, кто первым угадывает, догоняет ведущего, салит его и сам становится ведущим.