Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные, обозначьте их число.
На дереве с…дела рыж…нькая белочка и грызла оре…ки. Б….жала к…за через м…сточек, ухватила кл..новый л…сточек.
Итог урока.
8. Домашнее задание.Записать им. сущ. ед. и мн. числа (по 5 шт.)
Дата ___________
Тема: Существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе
Цели:углубить представление об имени существительном, дать представление об именах существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать желание аккуратно писать в тетради.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Проверка д. з.
- Прочитайте имена существительные единственного числа. Прочитайте имена существительные множественного числа.
- Как изменяются имена существительные?
Орфографическая разминка. Чистописание
Л..жился на п..ля туман,
Гусей крикливых караван
Т..нулся к югу; прибл..жалась
Довольно скучная п..ра;
Ст..ял н..ябрь уж у дв..ра.
- Назовите имена существительные, прилагательные, глаголы. Как определить к какой части речи относится слово?
Дд двдв дб др дл
дерев..я д..ждливый дружит
Обозначить части речи. Составить со словами предложения.
С деревьев дождём сыплются листья.
- Определите части речи. Подберите однокоренные слова к слову дождливый. Разберите слово дождливый по составу.
Сообщение темы и целей урока
Изучение новой темы
А) языковое наблюдение на основе упр.160.
- Прочитайте существительные. Можно ли их поставить в форму единственного числа?
б) вывод правила – с.84
Актуализация знаний
а) упр.161 –Прочитайте диалог. Дополните диалог, используя слова для справок. Назовите имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.
Б) В словах выделите приставки. Подчеркните имена существительные.
Долгий, быстро, переночевать, принёс, закопать, посадить, ураган, уход, заход, приходить, отмерить, затихает.
в) словарная работа – сейчас, завтрак.
Итог урока
8.Домашнее задание.Упр.162, прав., сл.сл.
Дата _______________
Тема: Род имён существительных
Цели:углубить представление об имени существительном, дать представление учащимся об определении рода имён существительных, познакомить с алгоритмом определения рода имён существительных; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать желание аккуратно писать в тетради.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Проверка д. з.
- Прочитайте имена существительные и назовите их род.
- Как изменяются имена существительные?
Словарный диктант (1 человек у доски): завтрак, сейчас, концерт, предмет, сегодня, животное, иней, рисовать, ботинки, корзина.
Орфографическая разминка. Чистописание
Ос..нь зол..то р..няет,
Холо.. пташек уг..няет.
До свиданья, ле.. и лу.. ,
Мы л..тим на тёплый юг..!
- Объясните написание пропущенных орфограмм. Назовите имена существительные.
К К к ккк клк кмк
кл..новый кр..снеть кр..сота
- Определить части речи. Составить предложения.
Под диктовку:
Красные листья клёнов осветило солнце.
- Определите число имён существительных. Выполнить морфемный разбор слова красные. Выполнить фонетический разбор слова солнце.
Сообщение темы и целей урока
Изучение новой темы
А) языковое наблюдение на основе упр.163.
- Рассмотрите рисунок. Кто поздравляет цыплёнка с появлением на свет? Какие подарки ему принесли? Какие предметы вы видите на рисунке? Назовите их, представляя к каждому существительному слова: он, мой; она, моя; оно, моё. Запишите существительные в три столбика.
б) вывод правила – с.85
в) первичное закрепление –упр.164
Словарная работа – неделя.
Г) алгоритм определения рода имени прилагательного
Актуализация знаний
а) упр.165 –Прочитайте.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте над именами существительными их род (буквами м., ж., ср.).
Б) работа в рабочей тетради на печатной основе
Итог урока
8.Домашнее задание.Записать по 3 слова ж., м. и ср. р.
Дата _____________
Тема: Употребление существительных, род которых не совпадает в русском и белорусском языках
Цели:дать представление о несовпадении рода имен существительных в некоторых словах в русском и белорусском языках; развивать умение определять род имён существительных, продолжить работу по определению частей речи, обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать желание изучать русский язык.
ХОД УРОКА.
Орг. момент