Расчет резьбы на прочность
d Основные виды разрушения резьб
d2 Это их смятие и срез по виткам.
d1 смятие Тогда расчет на прочность проводится
1) на смят
срез
2) на срез по виткам
Q
Расчет надо вести для болта и гайки.
h Но если материал гайки и болта
одинаков, то по τ рассчитывают
только болт, т.к. d>d1
τ b Высоту гайки Нг определяют обычно из условия
σсм равнопрочности стержня и резьбы. Т.к. болт ра-
ботает на растяжение, то
τср = 0,6[σp]
|
условие равнопрочности
Обычно: Нг = 0,8d z ≤10
Расчёт резьбового соединения, нагруженного осевой силой.
а) гайка не затянута.
На стержень винта действует внешняя растягивающая сила.
Опасное сечение – сечение ослабленное резьбой
Из этого условия определяется
|
проектный расчёт = >
ð стандартная резьба болт гайка
б) гайка затянута
|
Стержень растягивается осевой силой от затяжки и возникает скручивающий момент за счёт сил трения в резьбе.
| |||
| |||
В нашем случае: Мкр=P∙d2/2; Wp=0.2d13
Поскольку действуют совместно σp и τкр, то по IV теории прочности
(обычно φз≈1,3÷1,5)
здесь φ3 - добавки в расчётах резьбового соединения с затянутой гайкой; этот коэффициент учитывает влияние скручивания – стержня болта.
Тогда окончательно определяем
Расчёт резьбового соединения, нагруженного поперечной силой.
а) болт с зазором (черный)
Внешнюю нагрузку Р уравновешивают силами трения в
P стыке, которые образуют вследствие затяжки болта.
Она (сила Р) на болт не передается. Болт нагружен
только осевой силой затяжки, которая умноженная на ƒ
(коэффициент трения) дает силу трения.
Соединение работоспособно, если Fтр ≥ P
(ƒ ≈ 0.1÷0.2)
где β - коэффициент записи, равный при статической нагрузке β = 1.3÷1.5
отсюда => стандарт
Размер таких болтов обычно больше конструкторы с целью уменьшения этих размеров болтов предотвращают разрушение болта за счет введения деталей, работающих на сдвиг:
болт
шпонка P
P
Есть и другие варианты в частности б)
б) болт без зазора (чистый)
|
|
|
|
|
|
δmin - меньшая толщина соединенных деталей
находят d ≥ … ГОСТ
Чистые болты получаются меньших размеров. Но они не экономичны, т.к. дорогие – отверстие надо развертывать, а болты точить и подгонять.