Глава vii. интегральная подготовка
Интегральная подготовка направлена на .координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства — технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон 'подготовленности, качеств и способностей, цель которого — обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявления всех многообразных составляющих, в совокупности определяющих успешность соревновательной деятелвности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.
Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного характера, максимально приближенным по структуре и особенностям деятельности функциональных систем к соревновательным.
Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо форме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.
В сложно координационных видах спорта, единоборствах и особенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их ' -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного совершенствования. Например, в спортивных играх главным средством интегральной подготовки является специально организованная и управляемая двухсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-тактических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.
Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:
— совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;
— совершенствование групповых технико-тактических действий;
— совершенствование командных технико-тактических действий;
— совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
—совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления с целью обеспечения высокой работоспособности.
Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:
— облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;
—-усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» противником и др.;
— интенсификацию соревновательной деятельности посредством увеличения ее продолжительности, размеров поля или площадки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.
Рассматривая место интегральной подготовки в процессе многолетнего совершенствования спортсмена, в структуре годичной тренировки и отдельных макроциклов, нужно отметить, что объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям — на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей в многолетней подготовке, в соревновательном периоде макроцикла. Это, однако, не означает, что средства интегральной подготовки не находят применения в других периодах и на других этапах совершенствования спортсмена. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.