Методика обучения и совершенствования техники броска в дартс
Обучение в дартс делится на три основных этапа:
1. Изучение теоретических вопросов:
а) материальная часть дротика (форма, конструкция, устройство, предназначение и т.д.);
б) экипировка дартсиста;
в) основы техники броска;
г) наиболее рациональные способы подсчета очков (таблица окончаний);
д) правила игр;
е) правила соревнований;
ж) материально-техническое обеспечение игровых мест.
2. Обучение элементам техники броска в дартс:
а) изготовка;
б) прицеливание;
в) хватка (способ удержания дротика);
г) бросок (способ метания дротика);
д) выпуск (способ освобождения дротика из захвата пальцев);
е) управление дыханием;
ж) согласованное выполнение всех элементов техники броска без дротика;
з) согласованное выполнение всех элементов техники броска с дротиком кроме выпуска.
3. Обучение выполнению целостного броска:
а) броски по чистой (белой) мишени;
б) броски в «белую мишень» (в белый лист бумаги) на кучность;
в) броски в определенную зону;
г) броски в определенный сектор;
д) броски по игровому формату (на результат) без соперника;
е) броски по игровому формату (на результат) с соперником. Обучение технике выполнения броска в дартс начинается с изготовки.
Обучение изготовке
Изготовка — это положение частей тела с дротиком, позволяющее наиболее эффективно, с наименьшими энергозатратам и выполнить необходимые технические действия по обеспечению прицельного броска. Она определяется положением отдельных звеньев системы «дартсист-дротик» относительно плоскости броска и обеспечивается согласованной работой соответствующих групп мышц.
Изготовка должна обеспечивать:
- хорошую устойчивость дротика при оптимальном напряжении мышц дартсиста;
- противодействие возмущающим внутренним и внешним силам для поддержания устойчивости тела и дротика, а также эффективной работы руки, выполняющей бросок (ведущей руки);
- создание надежной опоры;
- удобное положение головы для обеспечения наиболее благоприятных условий работы глаз во время выполнения прицеливания.
В начале обучения тренер показывает как выполняется бросок в целом. Встав на линию так, чтобы его было хорошо видно, тренер принимает исходное положение для броска (один из вариантов изготовки) и выполняет несколько броской по мишени.
Если тренер утратил навык выполнения броска и ему трудно показать хороший результат, он приглашает на занятие опытного дартсиста, находящегося в хорошей спортивной форме, который показывает не только правильную технику, но и хороший результат.
Тренер сразу же объясняет, что главное — это кучность попаданий, меткость же является результатом совмещения хорошей кучности и правильно выполненного прицеливания.
Затем тренер знакомит обучаемых с различными вариантами изготовок. Для этого желательно наряду с собственным показом использовать наглядные пособия (плакаты, кино- и видеосъемки и т.д.). Рассказывая о различных вариантах изготовок, необходимо отметить основные общие требования, предъявляемые к рациональной изготовке.
После этого начинается практическое обучение по отдельным частям или элементам: а) положение ног; б) положение туловища; в) положение головы; г) положение рук; д) хватка; с) выпуск.
Положение ног
Тренер подает команду поставить ноги в положение изготовки. После того как спортсмены принимают исходное положение, тренер проверяет правильность его выполнения, обращая внимание обучающихся на то, что положение должно быть устойчивым и наиболее приемлемым для каждого спортсмена. Затем каждый дартсист должен несколько раз самостоятельно принять выбранное им положение. После этого тренер очерчивает мелом стопы изготовившегося для броска спортсмена. Затем ему предлагают отойти, а потом вновь принять положение изготовки, не глядя на очерченное положение стоп. Когда спортсмен изготовится, стопы очерчиваются еще раз. так можно выполнить 5-6 повторений.
Это упражнение дартсист может повторять до тех пор, пока не глядя на отметки не займет необходимое положение.
После того как положение стоп уточнено, спортсмен, принимая изготовку, всякий раз должен проверять правильность расположения стоп.
В дальнейшем в процессе совершенствования техники положение ног может меняться.