Примерная схема построения занятий
1. Построение, объяснение задач урока, показ нового
2. Разминка.
3. Специальные подготовительные упражнения.
4. Изучение новых бросков.
5. Изучение новых приемов борьбы лежа.
6. Совершенствование бросков в схватках по заданию
7. Совершенствование приемов борьбы лежа в схватках с односторонним сопротивлением.
8. Тренировочные схватки.
9. Заключительная часть: упражнения на расслабление, сообщение домашних заданий.
Схемы занятий могут меняться в зависимости от основной задачи урока. В общем плане урока решению основной задачи выделяется большая часть времени. Обязательно надо чередовать борьбу лежа с работой в стойке.
На учебно-тренировочных занятиях с юношами нужно использовать игровые формы изучения материала, нацеливая занимающихся на определенный результат. С большим интересом изучают юноши броски и приемы с прикладными элементами. Например, противник наносит удар кулаком сверху — сделать бросок через плечо.
Целесообразно устраивать бросковую «чехарду». Для этого группа разбивается на две команды, которые получают задание: быстрее выполнить определенный бросок на всех членах команды. Варианты заданий могут быть разные.
Можно устраивать соревнования с заданиями: какая из команд выполнит большее количество раз один и тот же бросок в определенный отрезок времени; какая команда выиграет, применяя определенный бросок или прием борьбы лежа.
Для закрепления изученных бросков, приобретения уверенности при их выполнении в схватках необходимо на занятиях устраивать условные соревнования: продолжает соревнования тот. кто не смог бросить противника в схватке заданным приемом. Так продолжается до тех пор, пока борец не бросит кого-нибудь этим броском. Такое задание можно выполнять как всей группой, так и разделив ее на несколько команд в зависимости от веса и физической подготовки.
Для совершенствования техники бросков применяются следующие средства и способы, приближающие выполнение броска к сложным условиям схватки:
1) выполнение броска на несопротивляющемся партнере без передвижения и в движении;
2) выполнение броска на партнере, оказывающем неполное сопротивление, без передвижения и в движении;
3) выполнение броска на партнере, который не позволяет взять нужный захват, без передвижения и в движении;
4) выполнение броска на партнере, оказывающем полное сопротивление (с завязанными глазами), без передвижения и в движении;
5) выполнение броска на партнере, оказывающем сопротивление и находящемся в неудобной стойке для проведения броска;
6) выполнение броска в учебной схватке с заданием;
7) выполнение броска в соревновательных схватках.
С целью облегчения выполнения бросков следует использовать различные подготовки, а также движение противника, его усилие, особенности стойки и т. д.
Броски назад должны выполняться при движении противника назад (отступает, тянет на себя). Иногда для выполнения бросков назад используются движения противника в стороны и вперед. Если при движении назад основной подготовкой является осаживание, то при движении в стороны и вперед — заведение.
Для реализации намеченных планов схваток на занятиях партнеры должны выполнять следующие задания:
1) напирать на противника, толкать его;
2) отступать, тянуть на себя противника;
3) двигаться в сторону (приставными пли скрестными шагами);
4) бороться в низкой стойке;
5) становиться на колени при попытке противника атаковать любым броском;
6) срывать нужный захват, не давая противнику подготовить атаку.
Большое значение для прочного усвоения материала имеет распределение изучаемых действий по периодам обучения. Занимающихся нельзя перегружать большим количеством бросков, так как это ведет к поверхностному усвоению материала.
Если определить период обучения в три месяца, то в этот отрезок времени должно быть изучено не более 8—10 бросков.
В этот период изучается столько же приемов борьбы лежа, иногда их количество удваивается: изучаются переворачивание и удержание или болевой прием.
Направление бросков в процессе обучения должно чередоваться следующим образом: один день — бросок назад, второй день — бросок вперед. При таком изучении техники бросков легче перейти к овладению комбинационной борьбой.
Изучаемый материал следует располагать таким образом, чтобы через три месяца занимающиеся могли проверить свои знания на соревнованиях в секции. В программу соревнований должны входить: показательные выступления в объеме усвоенного материала (выполняются лучшими учениками или борцами-разрядниками), выполнение бросков по заданию на несопротивляющемся партнере и 2 — 4 изученных броска в течение минуты на количество раз (зачет по парам), а также вольные схватки в течение 4 мин. При проведении схваток могут применяться различные системы оценки бросков.
В конце соревнований подводятся итоги. Победители награждаются призами. Для этого могут использоваться небольшие подарки (шоколадные медали, книги, конфеты, сувениры и т. д.).
В следующий период обучения (также 3 месяца) необходимо наряду с совершенствованием ранее изученных бросков и приемов усваивать их варианты и разновидности.
В процессе обучения следует уделять много внимания интервальным схваткам со сменой атакующего. Например, в течение минуты один атакует, а второй защищается с применением контрприемов, затем наоборот, и так несколько раз. Время атаки можно изменять произвольно.
При подготовке к определенным соревнованиям борец должен проводить учебно-тренировочные схватки с партнерами разного уровня физического развития и технической подготовки. Большую помощь здесь оказывают совместные тренировки с борцами других коллективов.
В конце полугодия занимающиеся могут принять участие в классификационных соревнованиях, но тренеры при этом должны давать следующую установку: меньше силы, больше техники. Борцам, впервые выступающим в официальных соревнованиях, очень большую помощь окажут примерные, планы схваток, составленные тренерами с учетом их особенностей. Эти планы должны включать основные захваты: 2—4 броска (вперед назад), примерное количество попыток и последовательность чередования бросков.
Такие планы-задания в дальнейшем будут способствовать развитию тактического мышления борца, формированию определенной системы ведения схваток с применением разнообразных технических действий.
После окончания соревнований необходимо подробно проанализировать выступления всех борцов, при этом нужно отметить волю к победе, решительность в действиях, выполнение заданий. Особенно подробно следует остановиться на случаях безволия, трусости, нерешительности, приводящих к поражению в схватке.
Во втором полугодии следует увеличить количество бросков для изучения, так как формирование двигательных навыков у занимающихся идет уже быстрее.
Периодически необходимо проводить контрольные занятия, чтобы определить степень усвоения материала занимающимися.
В конце первого года обучения занимающиеся принимают участие в соревнованиях на первенство секции, коллектива (можно объединить несколько коллективов).
При подведении итогов по-прежнему основное внимание обращается на умение применять технические действия без излишней скованности в схватке, с использованием плана ее ведения. Отмечаются все положительные и отрицательные моменты в схватках.
На втором году обучения изучение технических действий может осуществляться по недельным циклам: изучение, совершенствование, применение бросков и приемов в учебных схватках с заданием. Периодичность обучения может оставаться прежней. Занимающиеся начинают знакомиться с элементами комбинационной борьбы: повторные атаки (повторное выполнение броска); обманное движение — бросок; два броска в одном или разных направлениях.
Навыки комбинационной борьбы желательно совершенствовать в следующей последовательности:
1) подготовка (осаживание, заведение) — бросок;
2) повторная атака (одним и тем же броском);
3) тройная атака;
4) обманное движение - бросок;
5) комбинация из двух бросков (одного или двух направлений);
6) комбинация из трех бросков (назад вперед назад).
Овладение комбинационной борьбой — одна из основных задач при подготовке борцов высших разрядов. Роль тренера заключается в том, чтобы помочь борцу отыскать среди множества бросков такие, которые позволили бы ему успешно бороться с разными противниками.
На третьем и в последующие годы обучения более широко изучаются вопросы тактической подготовки и совершенствования комбинационной борьбы.
ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Каждый борец из всех технических действий, изучаемых в процессе обучения, выбирает затем наиболее подходящие для индивидуального арсенала. С помощью тактических действий техника борца оформляется в определенный структурный каркас атаки в соревновательных схватках. На спортивные результаты борца влияет его способность планировать свои действия, варьировать ими в зависимости от ситуации.
Действия борцов в схватках обычно имеют свои закономерности. Поэтому при построении плана схватки каждый из борцов должен учитывать особенности действий противника, основными из которых являются:
1) реакция на действия (уступающая или сдерживающая);
2) характер действий (агрессивный, пассивный);
3) психологическая устойчивость (мобилизация, апатия);
4) физическая подготовка (сила, выносливость, гибкость, быстрота);
5) техническая подготовка (направление и содержание атак).
Обучая борцов технике выполнения бросков и приемов, необходимо сообщать им и способы применения этих действий в различных ситуациях схватки. Тактические действия, позволяющие создать благоприятные ситуации для атаки, условно делятся на три группы:
1. Подавление инициативы противника — это действия, которые позволяют создать и использовать превосходство над противником. Для подавления инициативы противника используют: а) техническую подготовленность, силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость; б) психологическую настройку — смелость, решительность, выдержку, инициативность.
2. Маневрирование — это действия, выполняемые путем смены захватов или перемещений с целью создания благоприятных ситуаций для атаки.
3. Маскировка — это действия, обусловливающие реакцию противника, которая благоприятствует выполнению намеченных задач или усыпляет его бдительность.
Среди способов маскировки различают: а) угрозу — вызов противника на защитное действие; б) вызов — создание ситуации для применения противником определенного атакующего действия.