Выбор передаточного числа редуктора
Величина передаточного отношения главной передачи
оказывает значительное влияние на динамические каче-
ства автомобиля. Практика подбора передаточного чис-
ла редуктора заднего моста показывает, что уменьшение
или увеличение отношения в передаче на одну или нес-
колько десятых заметно изменяет приемистость автомо-
биля. Недостаточная величина передаточного отношения
делает автомобиль «тупым» при разгоне, вызывает быс-
трую потерю скорости на подъеме. Чрезмерно большое
передаточное отношение может вывести работу двигате-
ля на режим с оборотами, превышающими предел на-
======================== 55 =========================
дежности.
Правильно выбранное передаточное число главной
передачи должно обеспечивать автомобилю максимально
возможную скорость и высокую приемистость при раз-
гоне, но превышение номинальных оборотов двигателя
при этом не должно быть выше 10—15%.
Выбор правильного передаточного числа в первую
очередь, обусловливается особенностями трассы сорев-
нований. Если трасса будет проходить в основном по
пересеченной местности, по горным дорогам или дорогам
с многочисленными поворотами и подъемами, то автомо-
биль должен иметь значительный запас тяги для быст-
рого разгона. Значит, передаточное число редуктора
должно быть больше*.
Если трасса будет со многими длинными прямыми
участками пли автомобиль готовится для рекордных за-
ездов, то главной задачей является обеспечение высокой
максимальной скорости и надежной работы двигателя
на большой скорости продолжительное время**.
Для определения величины передаточного числа
главной передачи заднего моста необходимо знать внеш-
нюю скоростную характеристику двигателя, т. е. полу-
чить данные, какова зависимость изменения мощности
двигателя от оборотов коленчатого вала при работе на
полностью открытом дросселе. Располагая скоростной
характеристикой и зная изменение крутящего момента
по оборотам, можно строить динамическую характерис-
тику автомобиля, представляющую собой изменение ди-
намического фактора автомобиля в зависимости от ско-
рости движения.
Динамический фактор — это такой показатель, кото-
рый позволяет давать сравнительную оценку автомоби-
лям независимо от их веса. Довольно легко аналитиче-
ски и графически определяется зависимость величины
избыточной тяговой силы от скорости автомобиля, что
позволяет решать основные тяговые задачи о движении.
Но эта величина не может быть непосредственно исполь-
зована в качестве показателя для сравнительной оцен-
ки тяговых качеств различных автомобилей с неодинако-
======================== 56 =========================
вым весом.
Теоретически, передаточное число главной передачи
должно быть таким, чтобы мощность, расходуемая на
преодоление всех сопротивлений движению автомобиля,
равнялась максимальной мощности двигателя, т. е. ве-
личине мощности на перегибе скоростной характеристи-
ки. Однако такое теоретическое передаточное число, рас-
__________________________________________________________
* Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Риге и Ленинграде, трас-
сы авторалли первенства СССР в Ереване (1970 г.), в Ленинграде
(1972 г.), в Вильнюсе (1974 г.). (Прим. авт.).
** Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Таллине, Минске, Кауна-
се, трасса авторалли в Тернополе (первенство СССР, 1973 г.).
(Прим. авт.).
__________________________________________________________
считанное для случая установившегося движения авто-
мобиля (движение с постоянной скоростью по ровному
участку пути на прямой передаче) не учитывает непос-
тоянства сопротивления движению. Действительно, то
меняется качество покрытия дороги, то, возникает ветер
т. п. Поэтому для обеспечения некоторого запаса тяги
при движении с максимальной скоростью передаточное
число выбирается несколько больше расчетного. К тому
же изготовить шестерни главной передачи самостоятель-
но практически невозможно, поэтому на практике выбор
передаточного числа сводится к использованию пар шес-
терен главной передачи, устанавливаемых на модифика-
циях данной модели автомобиля.
К автомобилям «Москвич» заводы-изготовители вы-
пускают редукторы заднего моста с передаточными чис-
лам 4,55 (модели М-426, 427, 433, 434) и 4,22 (модели
М-408, М-412), а к автомобилям ВАЗ — 4,3 (модели
2101, 21011), — 4,44 (модель 2102) и 4,1 (модель 2103)*
Горьковский автозавод на автомобилях ГАЗ-24 и его мо-
дификациях устанавливает редуктор с передаточным
числом 4,1.
Таким образом, исходя из конкретных особенностей
трассы соревнований и степени форсированное двига-
======================== 57 =========================
теля можно в известной степени влиять на динамические
качества автомобиля подбором передаточного числа ре-
дуктора заднего моста.