Выбор передаточного числа редуктора

Величина передаточного отношения главной передачи

оказывает значительное влияние на динамические каче-

ства автомобиля. Практика подбора передаточного чис-

ла редуктора заднего моста показывает, что уменьшение

или увеличение отношения в передаче на одну или нес-

колько десятых заметно изменяет приемистость автомо-

биля. Недостаточная величина передаточного отношения

делает автомобиль «тупым» при разгоне, вызывает быс-

трую потерю скорости на подъеме. Чрезмерно большое

передаточное отношение может вывести работу двигате-

ля на режим с оборотами, превышающими предел на-

======================== 55 =========================

дежности.

Правильно выбранное передаточное число главной

передачи должно обеспечивать автомобилю максимально

возможную скорость и высокую приемистость при раз-

гоне, но превышение номинальных оборотов двигателя

при этом не должно быть выше 10—15%.

Выбор правильного передаточного числа в первую

очередь, обусловливается особенностями трассы сорев-

нований. Если трасса будет проходить в основном по

пересеченной местности, по горным дорогам или дорогам

с многочисленными поворотами и подъемами, то автомо-

биль должен иметь значительный запас тяги для быст-

рого разгона. Значит, передаточное число редуктора

должно быть больше*.

Если трасса будет со многими длинными прямыми

участками пли автомобиль готовится для рекордных за-

ездов, то главной задачей является обеспечение высокой

максимальной скорости и надежной работы двигателя

на большой скорости продолжительное время**.

Для определения величины передаточного числа

главной передачи заднего моста необходимо знать внеш-

нюю скоростную характеристику двигателя, т. е. полу-

чить данные, какова зависимость изменения мощности

двигателя от оборотов коленчатого вала при работе на

полностью открытом дросселе. Располагая скоростной

характеристикой и зная изменение крутящего момента

по оборотам, можно строить динамическую характерис-

тику автомобиля, представляющую собой изменение ди-

намического фактора автомобиля в зависимости от ско-

рости движения.

Динамический фактор — это такой показатель, кото-

рый позволяет давать сравнительную оценку автомоби-

лям независимо от их веса. Довольно легко аналитиче-

ски и графически определяется зависимость величины

избыточной тяговой силы от скорости автомобиля, что

позволяет решать основные тяговые задачи о движении.

Но эта величина не может быть непосредственно исполь-

зована в качестве показателя для сравнительной оцен-

ки тяговых качеств различных автомобилей с неодинако-

======================== 56 =========================

вым весом.

Теоретически, передаточное число главной передачи

должно быть таким, чтобы мощность, расходуемая на

преодоление всех сопротивлений движению автомобиля,

равнялась максимальной мощности двигателя, т. е. ве-

личине мощности на перегибе скоростной характеристи-

ки. Однако такое теоретическое передаточное число, рас-

__________________________________________________________

* Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Риге и Ленинграде, трас-

сы авторалли первенства СССР в Ереване (1970 г.), в Ленинграде

(1972 г.), в Вильнюсе (1974 г.). (Прим. авт.).

** Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Таллине, Минске, Кауна-

се, трасса авторалли в Тернополе (первенство СССР, 1973 г.).

(Прим. авт.).

__________________________________________________________

считанное для случая установившегося движения авто-

мобиля (движение с постоянной скоростью по ровному

участку пути на прямой передаче) не учитывает непос-

тоянства сопротивления движению. Действительно, то

меняется качество покрытия дороги, то, возникает ветер

т. п. Поэтому для обеспечения некоторого запаса тяги

при движении с максимальной скоростью передаточное

число выбирается несколько больше расчетного. К тому

же изготовить шестерни главной передачи самостоятель-

но практически невозможно, поэтому на практике выбор

передаточного числа сводится к использованию пар шес-

терен главной передачи, устанавливаемых на модифика-

циях данной модели автомобиля.

К автомобилям «Москвич» заводы-изготовители вы-

пускают редукторы заднего моста с передаточными чис-

лам 4,55 (модели М-426, 427, 433, 434) и 4,22 (модели

М-408, М-412), а к автомобилям ВАЗ — 4,3 (модели

2101, 21011), — 4,44 (модель 2102) и 4,1 (модель 2103)*

Горьковский автозавод на автомобилях ГАЗ-24 и его мо-

дификациях устанавливает редуктор с передаточным

числом 4,1.

Таким образом, исходя из конкретных особенностей

трассы соревнований и степени форсированное двига-

======================== 57 =========================

теля можно в известной степени влиять на динамические

качества автомобиля подбором передаточного числа ре-

дуктора заднего моста.

Наши рекомендации