Разминка (подготовительная часть)
Задача: общее разогревание организма, функциональная подготовка его к предстоящей работе.
Время: 20-30 мин.
Разминка перед занятием легкой атлетикой:
Команды: Курс становись! Ровнясь! Смирно! Направо! Направо бегом марш!
Первую часть разминки составляет:
- бег в спокойном темпе(3-4 мин), затем выполняются общеразвивающие упражнения:
Команды: Курс стой, раз-два!
Исходное положение - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1. Наклон головы вперед. Наклон головы назад. Наклон головы вправо. Наклон головы влево
2. Руки к плечам. Вращение плечами вперед. Вращение плечами назад
3. Руки перед грудью. Рывок.1-4 перед грудью, 5-8- в сторону
4. Поворот туловища вправо и влево, руки в стороны. Рывок.1-4
5. Правая рука вверху, левая внизу. Рывок.1-4. Левая рука вверху, правая внизу. Рывок.5-8
6. Наклон к носку правой ноги. Наклон к полу. Наклон к носку левой ноги. Прогиб назад. 1-4
7. Наклон туловища вправо из исходного положения, поднятая левая. Наклон туловища вправо из исходного положения, поднята правая (рука)
8. Прогиб туловища назад, руки вверх в замок, носок правой ноги отставлен. Прогиб туловища назад, руки вверх в замок, носок левой ноги отставлен.
9. Прыжки на правой ноге.
10. Прыжки на левой ноге.
11. Прыжки на двух ногах.
Команды: Курс! В 2 ряда становись!
12. бег с высоким подниманием бедра,
13. захлест голени
14. бег в шаге («олень»)
15. легкие прыжки
16. Ускорение
Разминка закончена.
3. Пульс - это периодические толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов (артерий, вен), обусловленные сокращениями сердца.
Частоту пульса при правильном ритме определяют, подсчитывая число пульсовых ударов за полминуты и умножая результат на два; при аритмии число пульсовых ударов подсчитывают в течение целой минуты . Нормальная частота пульса в покое у взрослого человека составляет 60-80 ударов в минуту ; при длительном стоянии, а также при эмоциональном волнении она может достигать 100 ударов в минуту . У детей пульс чаще : у новорожденных он в норме равен приблизительно 140 ударам в минуту ; к концу первого года жизни частота пульса снижается до 110-130 ударов в минуту , к 6 годам - примерно до 100 ударов в минуту , а к 16-18 годам частота пульса приближается к нормальной для взрослого человека . Повышение частоты пульса называется тахикардией, понижение - брадикардией.
Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16—20 в минуту. В положении лежа число дыхательных движений обычно уменьшается до 14—16 в минуту, а в вертикальном положении увеличивается (18—20 в минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, при физическом и эмоциональном напряжении оно более глубокое.
Чтобы определить частоту дыхательных движений, необходимо пальцами правой руки охватить кисть пациента в области лучезапястного сустава. I палец располагается на тыльной стороне предплечья, а II—V пальцами нащупывают пульсирующую лучевую артерию и прижимают ее к лучевой кости. Другую руку кладут на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают число вдохов за минуту.
5. Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.
Физкультпауза.
1. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4-локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6, то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз, расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.П. — ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. Медленные круговые движения руками вперед - в стороны - назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выполнить 8-10 раз. Все движения проводить плавно, не спеша.
4. И.п. - ноги вместе, руки свободно опущены. На 1 — приподнять предплечья, пальцы развести, плечи отвести назад, туловище выпрямить. На 2 — расслабить мышцы, перейти в и.п.
5. И.п. - ноги на ширине ступни. На 1 - подняться на носки, руки свободно поднять вперед. На 2 — встать на пятки, руки опустить и отвести назад.
6. Ходьба на месте.
6. Режим дня школьника (12-14 лет)
1) Пробуждение и подъем | 7:00 |
2) Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обливание, душ), умывание, одевание, уборка постели | 7:00-7:30 |
3) Завтрак | 7.30-7.50 |
4) Дорога в школу (прогулка) | 7.50-8.20 |
5) Учебные занятия в школе, внеклассные занятия, общественная работа | 8.20-14.00 |
6) Дорога из школы (прогулка) | 14.00—14.30 |
7) Обед | 14.30-15.00 |
8) Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры и развлечения (лыжи, коньки, санки, лапта и т. д.) | 15.00-17.00 |
9) Приготовление уроков | 17.00—20.00 |
10) Ужин и свободные занятия (рисование, конструирование, вышивание, чтение литературы), помощь семье | 20.00—21.30 |
11) Приготовление ко сну, приведение в порядок одежды, обуви, проветривание комнаты | 21.30—22.00 |
12) Сон | 22.00—7.00 |