Тема: Дифференциация С – Ц.
Цели: 1. Учить различать на слух и в произношении звуки С – Ц, четко произносить их
в слогах, словах, предложениях.
2. Тренировать в словообразовании с помощью суффиксов –иц, -ниц.
3. Закреплять навык определения места звука в слове, звуко-буквенном анализе.
4. Коррекция мышления на основе сравнения и различения; коррекция
тактильных ощущений.
Оборудование: предметные картинки на С и Ц в одном слове: лестница, синица, страница, солнце, скворец, семнадцать, гусеница, символы звуков, план характеристики, раздаточные буквы С и Ц, пластмассовые буквы, «Волшебный мешочек, зеркала.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка: «Цапля, стоя на крыльце …». Вспомнить слова со звуком Ц.
II Введение в тему. Отгадать загадку, определить 1-й и 5-й звуки.
В небе ходит маляр без кистей,
Краской коричневой красит людей. (солнце)
III Тема: сравнение, различение и чёткое произношение звуков С и Ц.
1. Артикуляция перед зеркалом, определение сходства и различия в произношении.
2. произнесение изолированных звуков по символам.
3. Характеристика звуков по плану, сравнение характеристик.
IV Произнесение цепочек слогов.
Ца-са-ца, со-цо-со, цну-сну-цну, ас-ац-ас, оц-ос-оц, цво-сво-цво, цып-сып-цып, свет-цвет-свет.
V Работа с буквами, обозначающими звуки С – Ц. показ и сравнение букв.
1. Узнать буквы на ощупь в «Волшебном мешочке».
2. Чтение слогов по таблице
VI «Услышь звук», поднять соответствующую букву.
Цифры, стук, циркуль, кости, акация, стадион, сом, отец, полиция, ус, костёр, лицо, кольцо, колесо.
VII дифференциация в словах.
1. Анализ слов цвет – свет, запись, отличия
2. распределение слов в две линеечки на наборном полотне на С и Ц ( картинки у детей раздаточные). Устно дети определяют место звуков в слове.
VIII Физминутка «Цапля».
Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя. (Показ: ходьба, застыть на одной ноге, руки по швам)
IX дифференциация С – Ц в одном слове. Раскладывание букв на парте в нужной последовательности, чёткое проговаривание слов.
Лестница, лисица, синица, гусеница, солнце, скворец, цистерна, семнадцать, страница, песочница.
X Словообразование существительных женского рода с суффиксом –ниц «И я тоже»
а) умник – умница скромник – скромница
фокусник – фокусница воспитатель – воспитательница
садовник – садовница писатель – писательница
мастер – мастерица работник – работница
озорник – озорница строитель – строительница
б) Повторение слов с суффиксом –ниц. Продолжи предложение: на столе стоит (для хлеба) хлебница, (для супа) супница и т.д. со словами мыльница, сахарница, сухарница, салатница, салфетница, селёдочница.
в) Для чего нужны эти предметы? Полные предложения. (Салфетница нужна для салфеток)
XI Итог занятия. Оценка работы детей. Припомнить по одному слову на каждый звук.
61 занятие.
Тема: звук и буква Ч
Цели: 1. Уточнить и автоматизировать правильное произношение звука Ч в слогах,
словах.
2. закреплять зрительный образ буквы Ч.
3. Тренировать в определении места звука в слове, звуко-буквенном анализе слов.
4. Коррекция мелкой моторики, слухо-речевой памяти.
Оборудование: символ звука Ч, буквы Ч раздаточные и демонстрационные, картинки
предметные, «Волшебная ниточка», звуковые линеечки, зеркала, буква Ч
пластмассовая и разборная.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка: «Кто хочет разговаривать …». Пальчиковая разминка: «Этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, ну а это наш малыш». (поочерёдное загибание пальцев одной руки).
II Введение в тему. Прослушать стихотворение и сказать, какой звук чаще всего встречается.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай,
Сколько чаек, отвечай!
III Тема. Дети объявляют какой звук и букву будем сегодня учить на занятии.
1. открыть зеркала, выполнить 5 упражнений артикуляционной гимнастики: «Заборчик – трубочка», «Окошко», «Чашечка», «Почистим верхние зубки», «Лошадки».
2. Выставляется символ звука Ч. Правильная артикуляция звука Ч. Ответить, что делает язык, губы, какая воздушная струя. Многократное изолированное произнесение по символу «Поезд».
3. Характеристика звука Ч по плану.
IV произнесение цепочек слогов: ча-чо-чу, ач-оч-уч, что-чту-чты и т.п.
Чтение слогов по слоговой таблице. Преобразование слогов: ча-ач, ич-чи, чо-оч и т.д.
V «Услышь звук» поднять букву Ч если она есть в слове.
Кочка, оценка, штука, чемодан, ночь, человек, речка, овощи, кошка, дочка, чёрный.
VI Произнесение Ч в словах. Отгадать загадки, найти картинки-отгадки.
У них усы – не для красы –
Они показывают время
И называются …(часы)
Кто же это ходит в каменной рубахе ?
В каменной рубахе ходит …(черепаха)
На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки)
Сама дубовая, деревянная, а пояс железный. (бочка)
Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвостом повернёт, тот и в дом войдёт. (ключ)
Чёрная птица одним крылом весь мир закрыла. (ночь)
ч | ч |
ч |
Подбор схем к словам отгадкам.
VII Физминутка.
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так: тик-так, тик-так. (дети наклоняют голову, то к
одному, то к другому плечу)
смотри скорей который час – направо - раз, налево – раз (дети раскачиваются в такт
маятника)
мы тоже можем так: тик – так, тик – так. (дети поворачивают голову влево – вправо)
VIII Работа с буквой Ч
- рассматривание печатной и прописной букв Ч.
Да, вы правильно решили:
Букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- собрать разобранную печатную букву Ч на фланелеграфе и на партах.
- сравнение прописной буквы Ч с червячком, чайкой (рисунки)
- выкладывание прописной буквы Ч «Волшебной ниточкой»
IX звуко-буквенный анализ слов луч, часы, чайник, грач. Выкладывание из букв разрезной азбуки с опорой на картинки.
X Итог занятия. Оценка работы детей. Припомнить слова ос звуком Ч.
62 занятие.
Тема: звук и буква Ч (2)
Цели: 1. Автоматизировать чёткое произнесение звука Ч в словах, словосочетаниях,
предложениях.
2. Тренировать в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе.
3. Тренировать в словообразовании при помощи суффиксов –чк, -очк, -ичк,
уменьшительно-ласкательной формы слов.
4. Коррекция фразовой речи, мышления, памяти.
Оборудование: картинки на звук Ч, чёрный и коричневый карандаши, картинки на
словосочетания со словами чёрный и коричневый, картинки сюжетные.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка «Кто хочет разговаривать …». Добавь Ч, произнеси слово целиком:
Гра., вра., мя., кала., обру., бога., клю..
II Повторение.
- Какой звук учили на прошлом занятии?
- Скажите, что делает язык? Губы? Как идёт воздушная струя?
- Дайте характеристику звука Ч.
- Припомните стихотворение о букве Ч
III Тема. Произнесение звука Ч в словах, словосочетаниях, предложениях.
1. Назвать картинки на наборном полотне, подобрать к большим картинкам маленькие, назвать маленькие предметы ласково.
Мяч – мячик чемодан – чемоданчик
Ключ – ключик бочка – бочечка
Чашка – чашечка сумка – сумочка
Чайник – чайничек замок – замочек
Миска – мисочка санки – саночки
Составление предложений со словосочетаниями: мяч большой, а мячик маленький и т.п. у меня мяч, а у Жени мячик и т.п.
IV составление словосочетаний со словами чёрный, коричневый.
Чёрный грач, перчатки, выключатель, чернила, ручка, чемодан.
Коричневая бочка, бабочка, очки, чемодан, ручка, чулок, пчела, черепаха.
Закрашивание предметов чёрным и коричневым цветом в раскраске, составление словосочетаний.
V Физминутка «Часы».
VI Составление предложений по сюжетным картинкам. Девочка пьёт чай с печеньем и т.п.
VII Ответы на вопросы по тексту «Очки».
Дедушка надел очки. Он начал читать книжку. Внучек Вовочка подошёл к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки.
- Для чего нужны очки дедушке?
- Почему он читает в очках?
- Что нужно, чтобы научиться читать, - надеть очки или выучить буквы?
- Какая ошибка допущена в рассказе?
Пересказ детьми текста с опорой на картинки (дедушка, очки, внучек, книжка)
VIII Итог занятия. Оценка работы детей. Припомнить, что раскрашивали чёрным цветом, а что коричневым.
63 занятие.
Тема: дифференциация Ц – Ч.
Цели: 1. дифференцировать на слух и в произношении звуки Ч – Ц на материале слов,
словосочетаний.
2. тренировать в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
3. закреплять зрительный образ букв Ч – Ц, учить различать их.
4. коррекция восприятия, слухового внимания и памяти.
Оборудование: символы звуков Ч – Ц, буквы демонстрационные, раздаточные, разрезные,
«Волшебная ниточка», картинки предметные, сюжетные, карточки-
задания, план-схема характеристики.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка «Этот пальчик …». Повторение заучивания:
Ванечка водичкой моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок, - как бы вымыть язычок.
II Введение в тему.
- Какие буквы мы можем собрать из этих частей? На фланелеграфе разборные буквы Ч и Ц. припоминание стихотворений про буквы Ч и Ц.
III Тема. Сегодня мы будем сравнивать звуки и буквы Ч и Ц, различать их на слух и в произношении.
IV Различение артикуляции.
1. – Посмотрите в зеркала, скажите, чем отличается произношение звука Ч от Ц.
При произнесении Ч язык ударяется за верхними зубами и мягко шипит, губы округлены. При произнесении Ц язык ударяется за верхними зубами и свистит, губы улыбаются.
2. Дети повторяют различия в артикуляции.
3. «Угадай звук» по немой артикуляции.
4. Сравнение характеристики звуков по плану – схеме. Определение сходства.
5. Произнесение изолированных звуков в чередовании по символам.
V «Добавь звук, повтори слово». Добавить последний звук Ч или Ц.
Певе., но.ь, коне., клю.ь, до.ь, молоде.. первый звук: .айник, .веток, .ыплёнок, .емодан, .асы, .етыре, .епь.
VI повторение цепочек слогов: ца-ча-ца, оч-оц-оч, цы-чи-цы, ач-ац-ач, цве-чве-цве и т.д.
VII «4-й лишний» на наборном полотне на двух строчках картинки:
Цепь, курица, очки, цветы.
Чемодан, огурец, чайник, ключ. Почему не подходят картинки, переставить, чтобы все подходили.
VIII Физминутка. «Цапля». Очень трудно нам стоять … Упражнения для мелкой моторики пальцев «Очки», «Бочки», «Пальчик-мальчик».
IX Игра «Услышь звук» поднять букву Ч или Ц.
Очки, грач, пинцет, оценка, сцена, кочан, печь, отец, кольцо, речь, человек, цена, овца, чулок.
X Работа с карточками. Вставить нужную букву, прочитать слова.
Мя., .ифра, .ирк, бабо.ка, ку.а, меся..
XI Составление предложений по карточкам. Разложить правильно картинки в чемодан на Ч, а в ларец на Ц. предложения: огурец положу в ларец, ключ положу в чемодан. Голосом выделять хвуки Ч и Ц.
XII Заучивание чистоговорки.
Ученица – озорница получила единицу.
Ученица – отличница получила «пять».
XIII Итог занятия. Оценка письменной и устной работы детей. Назвать два слова на Ч и на Ц.
64 занятие.
Тема: звук и буква Щ.
Цели: 1. Уточнение артикуляции звука Щ, автоматизация произношения в слогах, словах,
предложениях
2. Закрепление зрительного образа буквы Щ, различение с буквами Ц и Ш.
3. Развитие звукового анализа слов на основе определения места звука Щ в слове.
4. Упражнять в словообразовании с суффиксами –щик, -щиц.
5. Коррекция мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти.
Оборудование: символ звука Щ, буква Щ демонстрационная, раздаточная, пластмассовая
в «Волшебном мешочке», картинки на звук Щ, картинки профессии людей,
слоговая таблица, «Волшебная ниточка», зеркала.
Ход занятия.
I Орг.момент. чтение слов по карточкам, объяснение, какую гласную нужно поставить после Ч.
Ч.й, ч.до, куч., леч., уч., ч.шка, ч.йник, ч.лки, ч.лан, ч.гун.
II Определение темы. Выделение звука Щ из стихотворения. (картинка)
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
А у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка – щёлк щенков сплеча,
Два щенка ушли пища.
- В каких словах встретился звук Щ?
III Тема занятия звук и буква Щ.
1. выполнении артикуляционных упражнений по подъёму языка вверх.
2. рассматривание артикуляции звука Щ в зеркало. Произнесение Щ по символу (щётка)
3. характеристика звука Щ по плану-схеме.
IV Работа над зрительным образом буквы Щ.
1. Рассматривание печатной и прописной букв Щ демонстрационных.
2. Складывание разрезанной буквы Щ печатной.
3. Выкладывание прописной буквы Щ «Волшебной ниточкой».
4. Сравнение сходных букв Ш, Щ, Ц, выкладывание и преобразование их из палочек.
5. Найти букву Щ в мешочке среди других букв (Ш, Ц, П).
V Игра «Услышь звук». Хлопнуть в ладоши на звук Щ.
Щенок, пшено, щука, жук, очки, овощи, печка, пещера, вечный, вещи, плющ, ключ.
VI Чтение слогов по таблице, обратить внимание на правописание ща-щу.
VII Воспроизведение слоговых рядов:
Ща-щё-щу, ащ-ощ-ущ, ще-щи-щё и т.п.
VIII Физминутка.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
IX Автоматизация Щ в словах.
1. проговаривание слов по картинкам.
2. определение места звука Щ в словах.
Щ |
Щ |
3. подбор картинок к схемам.
схемам.
Щ |
4. Упражнение на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Отгадай картинку»
(перевёрнутую), «Чего не стало?»
X Словообразование существительных, обозначающих профессии:
Убирает – уборщик, уборщица.
Стеклит окна – стекольщик, стекольщица.
Носит вещи – носильщик,
Кладёт стены – каменщик,
Работает на кране – крановщик, крановщица,
Продаёт – продавщица,
Варит сталь – сварщик,
Танцует – танцовщик, танцовщица.
Проговаривание предложений, что делает человек каждой профессии.
XI Итог занятия. Оценка работы. Припоминание слов со звуком Щ.
65 занятие.
Тема: звук и буква Щ (2)
Цели: 1. автоматизация звука Щ в словах, предложениях, чистоговорках.
2. тренировать в словообразовании с суффиксами –ищ, -щик, -щиц.
3. коррекция памяти, фразовой речи.
Оборудование: картинки великана, человека, профессии людей, предметные картинки для
составления предложений, сюжетные картинки.
Ход занятия.
I Орг. момент. Речевка «Мы пришли сюда учиться, говорить и не лениться, думать,
слушать, читать и писать – на уроке будет пять». Припомнить слова со
звуком Щ.
II Отгадать загадки о профессиях.
- Убирает, моет пол, следит за чистотой.
- Стёкла в рамы он вставляет, ровно стёкла разрезает.
- На тележке возит вещи, носит сумки и мешки.
- Работает на подъёмном кране.
- Работает на экскаваторе.
- Продаёт овощи.
- Варит сталь, металл.
- Танцует на сцене.
Чёткое проговаривание предложений о профессиях.
III Тема. Чёткое произнесение звука Щ в предложениях, чистоговорках.
1. Повторить артикуляцию и характеристику звука Щ
2. Составление предложений по предметным картинкам.
Овощи, ящик, щенки, ящик, вещи, ящик, щенок, щётка.
3. составление предложений по предметным картинкам.
IV Заучивание чистоговорок, произнесение хором, по очереди, по цепочке.
Ща-ща-ща – дайте мне борща.
Щи-щи-щи – это вкусные щи.
Ащ-ащ-ащ – надеваем плащ.
Щу-щу-щу – щуку я тащу.
Щу-щу-щу – щавель я ищу.
V Физминутка с мячом. Добавить слог –щи, произнести слово.
Овощи, вещи, клещи, ищи, тащи, лещи, плащи.
VI Тренировка в словообразовании с суффиксом –ищ.
Посмотрите на великана, богатыря. У него всё огромное, большое, части тела у него больше , чем у обыкновенного человека (показ картинок). Поэтому и называют их изменёнными словами.
Он огромный – у него могучая силища, огромные руки – ручищи, он обут в огоромные сапоги – сапожищи, у него громкий голос – голосище, большие кулаки – кулачищи, большие глаза – глазищи. И т.п.
Дети по показу сами правильно называют части тела великана.
VII Заучивание чистоговорок, загадки.
Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.
Щёткой чищу я щенка – щекочу ему бока.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка)
VIII Итог занятия. Дети повторяют запомнившиеся чистоговорки, предложения, загадку.
Оценка речевых навыков детей.
- Какой звук научились чётко произносить?
66 занятие.
Тема: Дифференциация Ч – Щ.
Цели: 1. учить различать звуки Ч и Щ на слух и в произношении, различать
соответствующие буквы.
2. закреплять правописание ча – ща, чу - щу
3. упражнять в словообразовании существительных с суффиксами –чик, -щик;
4. тренировать в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
5. коррекция слухо-речевой памяти.
Оборудование: картинки на звуки Ч и Щ, профессии, символы звуков, слоги раздаточные, демонстрационные, раздаточные буквы Ч и Щ, «Волшебная ниточка», план-схема, зеркала.
Ход занятия.
I Орг. момент. Проговаривание чистоговорки: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Вспомнить слова со звуком Щ и сесть.
II Повторение.1. Дать характеристику звука щ по плану, как произносится звук Щ.
2. «Отгадай!» ответить одним словом (подсказки-картинки на доске)
Лук, морковь, картофель – это …(овощи)
Носки, рубашки, майки – это личные …(вещи)
У собаки маленькие …(щенки)
Она нужна нам, чтобы чистить зубы …(щётка)
Находится в горах, скалах …(пещера)
Бывает в центре города, села …(площадь)
Назовите рыб со звуком Щ …(щука, лещ)
Назовите первые блюда со звуком Щ …(борщ, щи)
Кислая трава, которую кладут в щи …(щавель)
Самым активным детям раздаются фишки, которые будем считать в конце занятия.
3. припомнить чистоговорки на звук Щ из прошлого урока.
4. «4-й лишний» клещи, чемодан, щепки, плащ(картинки). На какой звук лишнее слово? На слух определить лишнее слово: черепаха, очки, пещера, ключ. Какие звуки мы будем сравнивать? Дети называют тему занятия.
III Тема: звуки Ч и Щ.
- сравнение артикуляции перед зеркалом. Как работает язык? На Ч язык ударяется и мягко шипит за верхними зубами. На Щ язык мягко шипит за верхними зубами, не ударяется. Похожи звуки тем, что язык вверху, мягко шипит.
- характеристика звуков по плану-схеме: согласные, глухие, мягкие, шипящие.
IV Развитие фонематического восприятия. Услышь звук, покажи букву Ч или Щ.
1. В ряду звуков: ч, щ, т, ш, щ, с, ц, ч, щ, ф, х, щ, ч.
2. В ряду слогов: ать, оч, ши, щи, ищ, ча, ца, ча, ша, що, чу, ти, щи.
3. В ряду слов: очки, щёки, чемодан, чай, щель, щипать, меч, мяч, вещь, овощи, печь, речка, кочка, трещит, качать.
V Воспроизведение слоговых рядов с опорой на буквы Ч и Щ и без опоры.
Ча-ща-ча, ща-ча-ща, оч-ощ-ощ, щу-щу-чу, ще-че-ще и т.п.
VI составление слов из слогов. У детей слоги: пи, гун, шка, дак, ка, ку, ро, да, вель, кри.
На доске слоги: ча, ща, чу, щу. На карточках символы-подсказки к какой карточке подходит их слог в виде геометрических фигур. Повторить правило правописания ча-ща, чу-щу.
VII Дифференциация в словах. Разложи картинки в ящик и коробочку. На звуки Ч и Щ.
Картинки дети берут со стола логопеда и раскладывают в соответствии с наличием звука в слове. Картинки: меч, овощи, плащ, ключ, прищепка, колючка, чулки, часы, щенок, щётка, калач.
VIII Физминутка. «Часики» из предыдущих уроков.
IX Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии людей. Картинки.
1. Чистит обувь – чистильщик, точит ножи – точильщик, работает на почте – почтальон, ухаживает за птицами – птичница, кладёт печи – печник, чинит часы – часовщик, ткёт ткани – ткачиха, чистит обувь – чистильщик.
2. Договаривание предложений. «Кто нам нужен?»
Если затупился нож, нам нужен ….(точильщик)
Если сломались часы, …
Если нужно почистить ботинки, …
Если нужно сложить печь, …
Чтобы принесли письмо и газету, …..
X Упражнение в словообразовании с суффиксами –чк, -ищ.
Картинки Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь. Как будем называть их части тела, вещи?
Ручка ручища
Носик носище
Головка головища
Глазки глазищи
Кулачки кулачищи
Ножки ножищи
Голосок голосище
Волосики волосищи
Плечики плечищи
XI Выкладывание букв Ч и Щ «Волшебной ниточкой»
XII Итог работы. Оценка по количеству набранных фишек. Припомнить два слова со звуками Ч и Щ.
67 занятие.
Тема: дифференциация Ш – Щ.
Цели: 1. Учить различать звуки Ш и Щ на слух и в произношении.
2. Тренировать в различении строчных и печатных букв Ш и Щ, в чтении слогов и
слов.
3. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки на звуки Ш и Щ, буквы печатные разборные, «Волшебная ниточка», буквы раздаточные, демонстрационные, картинки-профессии, план-схема, символы звуков, карточки с заданием на развитие внимания, карточки для чтения, сюжетные картинки, предметные, пластмассовые буквы, «Волшебный мешочек», зеркала.
Ход занятия.
I Орг.момент. Проговаривание речёвки: «Кто хочет разговаривать…». Припомнить слова со звуками Ч и Щ.
II Повторение. 1. Какие звуки учили на прошлом занятии? Чем похожи? Чем отличаются?
2. «Кто нам нужен ?» Вспомнить профессии, продолжить предложения как
на прошлом занятии.
3. «Большой – маленький». Повторение словообразования. Что у гномика, что у великана. (части тела, предметы одежды, как на прошлом занятии)
III Введение в тему. Работа по карточкам. На карточках написаны разным шрифтом разные буквы, среди которых повторяются часто буквы Ш и Щ. Задание: найти повторяющиеся буквы, одну подчеркнуть, другую обвести в кружок.
IV Дети определяют тему занятия. Выставляются демонстрационные буквы Ш и Щ.
Ш и Щ родные сёстры, но у Щ есть хвостик острый.
1. Сравнение букв, выкладывание разборных букв, выкладывание прописных букв «Волшебной ниточкой».
2. сравнение артикуляции звуков перед зеркалом. У Ш кончик языка глубже, а у Щ ближе к зубам.
3. сравнение характеристик звуков по плану-схеме. Ш – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый. Щ – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий. Чем похожи и чем отличаются звуки?
V Развитие фонематического восприятия. «Услышь звук, подними букву».
1. В ряду звуков: ж, ш, ч, щ, с, щ, т, ш, ш, щ, ч, ть, сь, щ, ш, ц.
2. В ряду слогов: ши, ще, же, ать, ощ, уш, ич, це, ша, ше, щё, тё, чи, ши.
3. В ряду слов: кошка, роща, вещи, порошок, шоколад, прощение, угощение, мышь, лещ, тишь, камыш, Кощей, плющ, шапка, щепка, щёки, щёлк, шёпот, щебет, щербет.
VI Преобразование слогов и слов с мячиком.
Ша-ща Ош-ощ щу-шу щи-ши
Шо-щё еш-ещ шу-щу иш-ищ
Чаща – чаша шёлк – щёлк пишу-пищу прошу-прощу
Защита – зашита помещать – помешать прошение – прощение
VII Физминутка. «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь». Показ движений и команды разные.
VIII Различение Ш – Щ в словах.
1. «Отгадай букву на ощупь» в «Волшебном мешочке». Буквы пластмассовые. Дети по очереди ощупывают буквы в мешочке, называют, а потом достают из мешочка. Буквы вставляются в домики, в которых будут жить картинки на звуки Ш и Щ.
2. Распределение картинок по домикам. Дети подходят к столу и берут по одной картинке, называют её и вставляют в кармашек соответствующего домика.
IX Различение Ш – Щ в предложениях.
1. Cоставление предложений по завершении игры с опорой на зрительную и слухо-речевую память. Домики принадлежат кошке и щенку. Припомнить, что есть у кошки в домике, а что у щенка. Например: У кошки в домике шкаф, а у щенка щётка. У кошки есть штанишки, а у щенка есть плащ.
2. Составление предложений по сюжетным картинкам. У Маши болит щека. У Миши в клетке щегол. Миша поймал щуку и леща. Плащ висит на вешалке. Разбор предложений, составление схем.
X Чтение слов с пропущенной буквой Ш и Щ.
Мы.и .ель .ёки пе.ера
Ве.и .арф пи.а кало.и
XI Итог занятия. Оценка работы детей. Припоминание слов со звуками Ш и Щ.
68 занятие.
Тема: Дифференциация Щ – Сь.
Цели: 1. Учить различать звуки Щ – Сь на слух и в произношении.
2. Тренировать в произнесении сложнослоговых слов.
3. Упражнять в словообразовании слов с суффиксом –ищ.
4. Обогащать словарь словами – названиями профессий людей.
5. Коррекция мышления и слухового восприятия.
Оборудование: картинки на звуки Щ и Сь, раздаточные буквы, символы звуков, план-
схема характеристики звуков, сюжетные картинки, картинки-профессии.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Припомнить слова со звуком Щ и сесть.
II Введение в тему. «4-й лишний». Картинки: овощи, прищепка, сеть, клещи. Картинки: сито, щепки, сирень, сено. Ответить, почему сеть и щепки «лишние». На слух определить «лишнее» слово: щель, пещера, кассета, вещь; беседка, весь, осень, площадь.
Дети определяют тему занятия. Какие звуки отличали «лишние» слова?
III Тема: Различение звуков Щ и Сь.
1. Сравнение артикуляции звуков перед зеркалом при изолированном проговаривании по символам (водичка, щётка). Отметить, где находится язык при произнесении звуков, в каком положении губы.
2. Характеристика звуков по плану-схеме. Назвать сходство и различие.
IV Различение звуков на слух. Показ соответствующей буквы на материале слогов, слов:
Сила, синий, щи, щипать, трещина, сеять, трещать, посёлок, щетина, лось, осень, карась, ущелье, угощение, десять, семь.
V Различение при произнесении слогов:
Ся-ща-ся ся-ся-ща ща-ща-ся ща-ся-ща ся-ща-ща ась-ащ-ась и т.п. За правильные ответы выдаются фишки.
VI Различение в словах.
1.На доске вставить пропущенную букву и прочитать слово.
Гу.и .ука .енок ово.и пла. ве.и о.ёл пи.ьмо
2. Распределение картинок на наборном полотне в два столбика на звуки Щ и Сь. Картинки перемешаны на наборном полотне, надо навести порядок.
V Физминутка. «На дверях висит замок. Кто его открыть бы мог. Повертели, покрутили, постучали и открыли. Выполняются движения сомкнутыми в замок кистями рук.
VI Дифференциация Щ – Сь в предложениях по картинкам. Анализ предложений.
1.Рыбаки вытащили сети. Носильщик несёт вещи. Плащ висит на вешалке. Гуси щиплют траву. Сима опустила письмо в ящик. Клещи висят на стене.
2. Предложения по картинкам профессии людей.
Стекольщик стеклит окно. Носильщик носит вещи. Часовщик чинит часы. Чистильщик чистит сапоги.
3. Заучивание стихотворения по сюжетной картинке «Поезд».
Поезд свищет и шипит
И колёсами стучит :
Я стучу, стучу, стучу,
Мигом всех вас дотащу.
4.Отгадывание и проговаривание загадки:
Усищи, глазищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)
VII Игра с мячом на словообразование по образцу.
Усы – усищи, хвост – хвостище, глаза – глазищи, когти – когтищи, нос – носище, голос – голосище, сапоги – сапожищи.
VIII Итог занятия. Оценка работы детей по набранным фишкам. Пароль на выход: закончить слово звуком Сь или Щ. Ло.ь, ле., кара.ь, пла., ве.ь, гу.ь, плю., ры.ь, кле., укра.ь, помо.ь.
Занятие 69.
Тема: Дифференциация Ч – Ть
Цели: 1. Развивать фонематический слух на основе различения звуков Ть-Ч в
произношении и на слух.
2. учить изменять глаголы по лицам, правильно чередовать Ч-Ть.
3. Упражнять в словообразовании с помощью суффиксов –чек, -чик, -чок.
4. Коррекция слухо-речевой памяти.
Оборудование: буквы раздаточные, картинки на звуки, цифра 5, сюжетная картинка
«Мяч», зеркала.
Ход занятия.
I Орг. момент. Сядет тот, кто назовёт слова на звук Ч.
II Введение в тему. Развитие слухового восприятия. Прослушать слова, выделить первый звук, запомнить.
Тесто, честно, тигр, чисто, тень, четыре.
III Тема. Дети определяют. Выставляются буквы и схемы-планы.
1. Посмотреть в зеркало и сравнить артикуляции звуков ч и ть. Сходство и различие. Ть
и тьщ.
2. Дать характеристики звукам.
IV Дифференциация в слогах:
Чи-ти-ти ач – ать - ач
Че-те-че чать-тяч тчи-чти
Чу-тю-тю тич-чить
V Дифференциация в словах.
Мяч-мять чёлка-тёлка печь-петь чашка-тяжко вечер-ветер
Речка-редька
VI «Услышь звук» (Поднять соответствующую букву)
Качели, хотели, тёплый, чёрный, утёнок, печёный, учение, перочинный, картина, бычок, котёнок, плетёный, почётный, плечи, крутит, сверчок, потёк, путь, ночь.
VII Распредели слова(картинки в чемоданчик и тележку) тюльпан, тень, чайник, очки, утюг, сеть, телефон, мяч, ключ, тяпка.
Фраза: тюльпан положу в тележку, тележка со звуком ть.
VIII Физминутка «Рыбки плавают, резвятся в чистой, тёпленькой водичке. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке».
IX Изменить глаголы по образцу:
Вертеть – я верчу – он вертит. (Опора-слова местоимения на доске)
Летать - , катить –, молотить - , замесить - , заметить - , светить - , хотеть - , чертить - , крутить.
X Чёткое проговаривание потешек.
Учить – ум точить. Течёт речка, печёт печка. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись все мальчики в тёмные чуланчики – каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)
XI Составление предложения из слов.
Прячет, в, белка, орехи, местечко, укромное.
Картинка. Разбил, мальчик, чайник, мячик.
XII Итог. Дети вспоминают звуки и различия в произношении. Оценка работы детей. Вспомнить слова со звуками ч и ть.
Занятие 70.
Тема: звук и буква Х.
Цели: 1. Развивать фонематический слух на основе выделения звука х в ряду звуков, в
словах, места звука в слове, слоге.
2.обогащать словарный запас словами, обозначающими части тела животных.
3.Коррекция мелкой моторики и зрительной памяти.
Оборудование: буквы раздаточные, картинки на звук Х, «Волшебная ниточка», полоски и
синие кружки раздаточные, «Мешочек с буквами», проволока, палочки.
Ход занятия.
I Орг. момент. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов: ха-хо-ах, ху-хо-ха, ах-ох-ух и т.д.
II Введение в тему. Развитие слухового восприятия. Прослушать слова, выделить первый звук, запомнить.
Хобот, хвост, холка, художник, холод. Дети определяют.
III Тема занятия звук х и буква Х. На доске выставляется буква и символ-картинка (художник).
1) Артикуляция звука. Рассмотреть, что работает при произнесении звука, какая воздушная струя. Вывод: звук согласный, глухой, похож на то, как мы греем руки на морозе.
2) Звук обозначается буквой. Рассмотреть букву. На что похожа буква? Мальчик-художник стоит руки и ноги в стороны. Сделать букву из пальцев, из палочек на столе, из проволоки. Из печатной получить письменную, согнув края.
3) «Волшебный мешочек» найти букву Х среди изученных наощупь (а, с, о, х, м).
IV Выделение звука х:
а) в ряду звуков, поднять синий кружок, когда услышат звук х: а, о, м, фх, с, х, к, п, х, у, х, и т.д.
б) в слогах: ом, ох, хо, ас, со, ху, их, ха, мо и т.д.
в) в словах: хлеб, дом, мох, ухо, кот, стол, хомяк, хобот, парта, хвост и т.д.
V Найти место звука Х в словах. Работа с картинками на наборном полотне. Картинки: хвост, мох, ухо, хобот, мех, художник, хлеб, охотник, петух.
Дети на полосках с клетками выкладывают кружки в начале, середине или конце слова на каждую картинку.
Назвать только картинки начинающиеся на х, кончающиеся на х, где х в середине слова.
Словарная работа. Назвать части тела животных., назвать пофессию и занятие человека, назвать птицу домашнюю.
VI Физминутка. «Шёл по берегу петух…» потом вспомнить слова со звуком х.
VII Игра «Чего не стало?» убираются картинки с наборного полотна, а дети отвечают: не стало петуха, уха, меха и т.п в правильной форме.
VIII Заучивание чистоговорки и проговаривание каждым учеником. Ха-ха-ха – хвост у петуха.
IX Итог занятия, оценка. Припомнить слова со звуком х.
Занятие 71.
Тема: звук и буква Э.
Цели: 1. Закрепить навыки правильного произношения и различения звука Э.Развивать фонематический слух на основе выделения звука Э в ряду звуков,
слов, места звука в слове, слоге.
2.Обогащать словарный запас новыми словами, учить образовывать форму родительногопадежа ед. ч . имён существительных. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов, чтения слов и предложений.
3.Коррекция мелкой моторики и зрительной памяти.
Оборудование: буквы раздаточные, демонстрационные, стилизованные, символ звука,
картинки на звук Э, «Волшебная ниточка»,
карточки для чтения раздаточные, «Мешочек с буквами»,.
Ход занятия.
I Орг. момент. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов: эп, оп, ап; ип-эп-ап, уп-эп-оп, эп-ап-эп, ип-уп-эп, оп-уп-эп.
II Введение в тему. Какой новый гласный звук произносили в цепочке слогов?
III Тема. Звук и буква Э. на доске символ звука – человек в горах кричит: Э-э-э. буква стилизованная как весёлая рожица с языком. Буква печатная и прописная.
1. артикуляция звука (губы приоткрыты и улыбаются).
2. Проговаривание звука хором и по одному, по символу – громко-тихо. Игра «Эхо»
3. Характеристика звука (гласный). Красный кружок.
4. Выделение э в ряду гласных. Поднять букву, когда услышат э.
5. Выделение звука в ряду слов. Улица, этаж, дом, поэт, это, пюре(э), звук, маэстро, приз, каре, мыло, Элла.
IV Физминутка. «Этот пальчик хочет спать…»
V Д/и «Чего не стало?» с картинками: эскимо, этажерка, эскаватор, эскалатор, экран, Эдик, Элли, электрический звонок (эта кнопка и шнурок – электрический звонок), Эму, электрик, поэт, электропоезд (электричка), электроника. Словарная работа по объяснению и уточнению значения слов.
VI Д/и «Волшебный мешочек». Детям раздаются мелкие игрушки из «Киндер-сюрприза». Задание: запомнить свою игрушку на ощупь. Выбрать её из мешочка и сказать: это чебурашка. Это мой чебурашка.
VII Работа с буквой Э. Э – раскрыла ротик смело – язычок глядит налево. Рассматривание стилизованной буквы. Выкладывание буквы из ниточки.
VIII Чтение слогов и слов по карточкам. Составление и выкладывание слов по картинкам на выбор.
IX Составление предложений с новыми словами по картинкам (устно).
X Итог урока. Какой новый звук и букву мы сегодня учили? Повторить чистоговорку на Э.
Занятие 72.
Тема: Буква Ь, мягкие согласные на конце слова.
Цели: 1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.
2. Учить преобразовывать слова, делать звуко - буквенный анализ слов с мягким знаком. Тренировать в чтении слов и предложений с Ь.
3.Коррекция памяти, внимания, мышления.
Оборудование: буквы ь раздаточные, картинки на слова с ь на конце, «Волшебная ниточка», «Мешочек с буквами», проволока, зелёные кружки «Светофор».
Ход занятия.
I Орг. момент. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: пыль-быль-утиль, конь-огонь-не тронь, пень-день-олень, семь-восемь-девять, соль-ноль-боль, дверь-зверь-букварь.
II Введение в тему. Рассмотреть картинки, назвать их и сказать, чем отличаются слова: угол – уголь, хор – хорь, мел – мель. Обратить внимание на то, как произносится последний звук. Рассказать сказку о мягком знаке.
III Тема. Мы будем сегодня говорить о мягком знаке, учиться его слышать в конце слов, ва, читать слов с мягким знаком.
1. Речевая зарядка:
Аль-оль-уль-иль, ась-ось-усь-ись, ань-онь-унь-инь, ать-оть-уть-ить, ар-орь-урь-ирь, авь-овь-увь-ивь.
Ять-ять-ять – мы пошли гулять. Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь. Арь-арь-арь – читаем мы букварь. Ень – ень – ень – в саду растёт сирень.
IV Д/и «Светофор». Логопед произносит слова. Дети должны поднять зелёный светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко. Словарный материал: стул, угол, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
V Отгадай загадку, найди отгадку среди картинок.
Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
Спит или купается, всё не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
В яме спит зимою длинной, но чуть солнце станет греть, в путь за мёдом и малиной отправляется … (медведь).
Кто приходит, кто уходит – все её за руку водят. (дверь)
VI Знакомство с буквой Ь. Буква р перевернулась – мягнким знаком обернулась. Показ буквы ь. объяснение, что ь звука не обозначает и в начале слова не пишется. Звуко-буквенный анализ слов угол и уголь. Чтение таблиц и раздаточных карточек со словами и предложениями.
Д
Л ень
Т
П
VII Физминутка. Тень – тень – потетень, выше города плетень. Сели звери на плетень – похваляются весь день.
VIII Выкладывание слов и предложений: ель, конь, пень, день, гусь, олень, лось, карась, моль. У Вани конь. Ваня сел на пень. Горит огонь.
IX Выкладывание ниточкой буквы ь.
X Итог урока. Оценка работы детей. Припоминание слов с ь на конце.