Формирование системы физического воспитания и физической подготовки в армии и военно-учебных заведениях на рубеже Х1Хвека

Одним из основных факторов являлись возросшие требования боевой деятельности к физической готовности солдат, матросов и офицеров. Прежде всего, они были связаны с военно-техническими изобретениями, увеличившими роль огня на поле боя, и созданием массовых армий. Все это поставило перед войсками новые, более сложные задачи, разрешить которые можно было только с помощью развития физической подготовки и спорта. Изменения в физической подготовке в армии начались на завершающем этапе Крымской войны в 1855 г. Под влиянием поражения в войне военные власти предприняли ряд мер, которые привели к окончательному становлению таких видов физической подготовки как гимнастика, фехтование, верховая езда, вольтижировка. Наиболее активно и успешно проходило обучение верховой езде в кавалерии. Здесь совершенствование шло по линии усиления подвижности. В этой области конница прошла следующие этапы [4, с.228]:

-е - 1870-е гг. - период проездок,

сначала 1880-х гг. - пробегов,

с конца 1880-х гг. - дальних пробегов.

Происходил все больший выход из манежа в поле, на пересеченную местность. Окончательно он был совершен в 1880-е - 1890-е гг. Физическая подготовка кавалерии из всех родов войск являлась наиболее сложной, так как складывалась из обучения личного и конского составов: чтобы поставить рекрута пехоты в строй, требовалось три месяца, в кавалерии - шесть.

Динамично проходило развитие гимнастики, как основного средства физической подготовки бойца, которое должно было способствовать лучшему овладению знаниями, умениями и навыками в других отделах одиночного обучения. Постоянно возрастали требования, главным образом, к преодолению расстояний и препятствий, увеличивалось число целей, разрешаемых гимнастикой. Так, согласно правилам по гимнастике 1859 г., в минуту следовало пробегать 150-160 шагов, по наставлению 1879 г. - 160-170, по наставлению 1910 г. - 160-170. Документ 1910 г. увеличивал количество препятствий в полевой гимнастике с 8 до 12, их параметры в 1,5-1,75 раза, вводил их дифференцированные размеры, как правило, трех видов. Исходя из этого, в развитии гимнастики можно выделить три основных этапа:

вторая половина 1850-х - начало 1880-х гг. - время ее становления,

-е - 1900-е гг. - появление полевой гимнастики в качестве самостоятельного отдела, создание особых наставлений для родов войск и флота,

третий период связан с введением сокольской системы гимнастики, что привело к некоторому отходу по отдельным направлениям от военных целей, при одновременном увеличении требований к физической подготовке по другим.

Особое внимание физическая подготовка личного состава нашла в отрядах охотников, создаваемых с 1886 г. Эти подразделения отличались высоким уровнем физической подготовки и развитием плавания, езды на велосипеде, охоты, бега на лыжах, слабо культивируемых в войсках в тот период. Охотники являлись образцом в области физической подготовки военнослужащих.

Развитие физического воспитания и физической подготовки в военных гимназиях - кадетских корпусах началось с их преобразования, проведенного в 1863-1864 гг., и прошло четыре основных периода:

до 1860-х гг. - время становления занятий физическими упражнениями при реализации прежде всего военных целей;

-е - 1880-е гг. - период первоначального развития физического воспитания, преследующего цели общего физического развития воспитанников, при отсутствии внимания ко многим вопросам физической подготовки к службе в армии. В середине 1870-х гг. Военное министерство впервые обратило внимание на разработку научной системы физического воспитания. В 1875 г. П.Ф. Лесгафт составил программу гимнастики, применявшуюся во 2-й Петербургской гимназии. В ней впервые четко был проведен учет возрастных особенностей воспитанников.

-е - 1900-е гг. - время установления правильного сочетания физического воспитания и физической подготовки. Разработанная в конце 1880-х гг. при участии А.Д. Бутовского и принятая в 1890 г. "Общая программа распределения времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах" стала главным документом по физическому воспитанию. Она увеличила количество времени, отводимое на гимнастику и подвижные игры с 2 обязательных часов в неделю до 3,5-4,5, ввела новые средства физического воспитания, дала им четкую регламентацию.

с 1905 г. начало происходить развитие спортивного и состязательного начал, как важных средств физического воспитания и физической подготовки. 16 декабря 1909 г. в кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах Николай II учредил призовой жетон за успехи в физических упражнениях. С этого берет свое начало система централизованных спортивных состязаний в военно-учебных заведениях.

Изменения в военных училищах являлись менее кардинальными и зависели от преобразований в войсках. В основном они развивались по линии ужесточения требований к физической подготовке.

Самой сложной система физической подготовки была в кавалерийских училищах, что соответствовало требованиям подготовки конницы. Так, в 1890-е гг. для младших и старших возрастов вместе на физические упражнения отводилось в Константиновском артиллерийском училище 14 часов, в Михайловском - 18,5, в Николаевском кавалерийском - 19,5. Введение всеобщей воинской повинности оказало влияние на физическое воспитание в гражданской школе. Оно сократило сроки военной службы и заставило ввести допризывную физическую подготовку. Из-за инертности Министерства просвещения (МНП), отсутствия у него собственных идей, развитие физического воспитания взяло на себя военное ведомство, подчинившее своим целям гражданские учебные заведения. В своем развитии физическое воспитание в гимназиях и реальных училищах МНП прошло три этапа:

-е гг. - 1889 г. - период становления гимнастики,

-1905 гг. - время господства военной системы и строевой подготовки,

с 1905 г. - период подвижных игр, состязательного и спортивного начал. Если в кадетских корпусах и военных училищах удалось создать единую систему в преподавании отделов физического воспитания и физической подготовки, выйти к началу XX века на высокий уровень, то в гражданских учебных заведениях, даже в рамках МНП, царил разнобой в методах преподавания, гимнастических системах, количестве часов. Преподавание гимнастики было неудовлетворительным. В 54% учебных заведений занятия проводились по сокольской системе, в остальных - по шведской, немецкой, П.Ф. Лесгафта, военным строем. Плохо обстояло дело с помещениями и спортивным оборудованием. К 1913 г. только 22% средних учебных заведений имело гимнастические залы.

Проблема обеспечения хорошо подготовленными кадрами являлась одной из самых острых. Огромным недостатком было отсутствие центрального учебного учреждения, готовившего специалистов для армии и учебных заведений, что имело смысл в условиях существовавшего подчинения гражданской школы и физического воспитания военным целям.

Накануне первой мировой войны, в 1909 г., была создана Главная Гимнастическо-фехтовальная школа (ГГФШ), дававшая самое хорошее теоретическое и практическое образование. До 1914 г. она подготовила около 500 офицеров, провела большую научно-исследовательскую и методическую работу, стала главным спортивным центром как в армии, так и в целом в стране. В русской кавалерии она выступала в качестве пионера того или иного вида или отдела физической подготовки. В 1855 г. с нее началось распространение вольтижировки, в 1883 г. школа предприняла первые конные пробеги, в 1897 г. начала развивать парфорсные охоты, являвшиеся лучшим видом подготовки личного состава для действий на поле боя. Ее курс, как ни один другой, требовал усиленных физических трудов [4,c.228].

Наши рекомендации