XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов

Приведенные модельные характеристики соревновательной дея­тельности и подготовленности являются результатом исследований групп спортсменов высокой квалификации и носят обобщенный характер.


XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

Эффективность использования таких характеристик для ори- ентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных или взрослых спортсменов, не достигших вершин спортивного мастерства. Что же касается подготовки спорт­сменов международного класса, то использование в ней усреднен ных модельных характеристик оказывается менее эффективным. Дело в том, что одаренный спортсмен — это, как правило, человек с ярко выраженной индивидуальностью, которая может иметь са­мые, различные проявления, свидетельствующие об уникальных способностях к освоению спортивной техники или возможностях тех или иных функциональных систем или к проявлению волевых качеств и т. д.

'По существу, редко кто из сильнейших спортсменов, на основе показателей которых создавались усредненные модели, соответст­вует «усредненному идеалу». Так, при анализе функциональных возможностей кислородтранспортной системы велосипедистов-шос-сейников высокого класса с примерно одинаковым уровнем под­готовленности были обнаружены очень большие индивидуальные колебания отдельных показателей (рис. 96). У спортсменов высо-

XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

           
    XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru
 
  XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru
    XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru
 

XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

кого класса, специализирующихся в одних и тех же спортивных дисциплинах и имеющих примерно одинаковые достижения, наблю­даются существенные колебания не только локальных показате­лей. Например, исследования В. С. Мищенко (1984) показывают, что у велосипедистов-шоссейников иногда существенно различается значимость даже такого основополагающего фактора, как мощ­ность; об этом же свидетельствуют колебания значимости фактора подвижности у велосипедистов-трековиков, который является для них одним из наиболее специфичных (рис. 97).

Подобное наблюдается и у пловцов высокого класса. Напри-, мер, достижения двух выдающихся советских пловцов, имеющих примерно одинаковые результаты в комплексном плавании (рис. 98), основываются на преимущественном использовании различных . составляющих подготовленности, обусловленных их яркими инди­видуальными чертами.

Столь же высокая вариативность основных показателей наблю­дается и при анализе соревновательной деятельности выдающихся спортсменов: идентичных результатов они достигают как за счет относительного равномерного развития основных характеристик соревновательной деятельности, так и при резко выраженной дис­пропорции в их развитии (рис. 99, 100).

При сопоставлении индивидуальных показателей выдающихся •спортсменов с модельными данными часто приходится сталки­ваться с положением, когда спортсмен обладает некоторыми воз­можностями, превышающими должные показатели, а по другим данным весьма далек от модельных величин.

Как охарактеризовать такую подготовленность? Каким путем идти при дальнейшем совершенствовании? Согласно распростра­ненной точке зрения, нужно устранять диспропорцию, «подтяги­вать» отстающие в развитии качества до модельных данных. Однако практика показывает, что такой, казалось бы, вполне разумный подход часто оказывается нежизненным, особенно в

подготовке спортсменов, обладающих яркой индивидуальностью. Тренер стремится повысить те качества спортсмена, которые во многом лимитированы генетически или сдерживаются исключи­тельно высоким уровнем развития других качеств. В этом случае тренировка, как правило, не только не дает результатов, но и «приглушает» наиболее сильные стороны подготовленности, сгла­живает те индивидуальные черты спортсмена, которые являлись залогом успеха.

Существует и другая точка зрения, которая чаще находит под­тверждение в практике. Кажущиеся недостатки в подготовленности многих выдающихся спортсменов — закономерное следствие их сильных сторон, и не будь этих недостатков, не проявились бы способности, обеспечивающие в конечном счете достижение вы­дающихся результатов. Неравномерное развитие отдельных сторон подготовленности, механизмы проявления которых часто находят­ся в определенном антагонизме, объективно отражает методику


XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов - student2.ru

тренировки, природные задатки конкретного спортсмена, а также закономерности комплексного проявления различных качеств и способностей. Известно, что у легкоатлета-спринтера В. Борзова в пору его высших достижений не было функциональной основы для (Проявления выносливости уже на дистанции 400 м. Пловец С. Фесенко, обладая в 1979 г. лучшим результатом в мире на ди­станции 200 м способом баттерфляй, имел относительно невысокий скоростно-силовой потенциал и не мог составить конкуренции мно­гим пловцам мира, специализирующимся на дистанции 100 м

этим же способом. Вероятно, что если бы при подготовке этих спортсменов их тренеры стремились бы к разносторонней подго­товленности своих учеников, то они не достигли бы столь выдаю­щихся результатов.

Интересна в этом отношении и подготовка выдающегося совет­ского гонщика С. Копылова. Многолетний анализ структуры его соревновательной деятельности в гите на 1000 м с места в сопо­ставлении с данными технико-тактической и функциональной под­готовленности позволил разработать модель соревновательной деятельности для результата 1 мин 3,5 с. Поэтапная реализация этой модели при преимущественной ориентации подготовки на раз­витие скоростно-силовых качеств обеспечила достижение запла­нированного результата в главных соревнованиях (рис. 101).

Сказанное вовсе не означает целесообразности однобокого под­хода к подготовке спортсменов. Разносторонняя подготовка нужна. Но не та, которая была бы направлена на воспитание одинаковых, лишенных индивидуальности спортсменов, а та, которая позволила бы каждому спортсмену на базе достаточно гармоничного физиче­ского, психического и нравственного развития максимально исполь­зовать свои индивидуальные способности.

Перспективной является разработка групповых моделей сорев-вательной деятельности и подготовленности. Исследования пока­зывают, что спортсмены, достигающие выдающихся результатов, могут быть разделены на несколько относительно самостоятельных групп по принципу родственной структуры соревновательной дея тельности и подготовленности. Так, пловцы, гребцы, бегуны на средние дистанции могут быть разделены на три основные группы: 1) спортсмены, способные достичь высоких результатов за счет ско-ростно-силовых способностей; 2) спортсмены, достигающие высоких результатов преимущественно за счет специальной выносливости; 3) спортсмены, отличающиеся равномерной подготовленностью.

Наши рекомендации