XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности . и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов
Приведенные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности являются результатом исследований групп спортсменов высокой квалификации и носят обобщенный характер.
Эффективность использования таких характеристик для ори- ентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных или взрослых спортсменов, не достигших вершин спортивного мастерства. Что же касается подготовки спортсменов международного класса, то использование в ней усреднен ных модельных характеристик оказывается менее эффективным. Дело в том, что одаренный спортсмен — это, как правило, человек с ярко выраженной индивидуальностью, которая может иметь самые, различные проявления, свидетельствующие об уникальных способностях к освоению спортивной техники или возможностях тех или иных функциональных систем или к проявлению волевых качеств и т. д.
'По существу, редко кто из сильнейших спортсменов, на основе показателей которых создавались усредненные модели, соответствует «усредненному идеалу». Так, при анализе функциональных возможностей кислородтранспортной системы велосипедистов-шос-сейников высокого класса с примерно одинаковым уровнем подготовленности были обнаружены очень большие индивидуальные колебания отдельных показателей (рис. 96). У спортсменов высо-
кого класса, специализирующихся в одних и тех же спортивных дисциплинах и имеющих примерно одинаковые достижения, наблюдаются существенные колебания не только локальных показателей. Например, исследования В. С. Мищенко (1984) показывают, что у велосипедистов-шоссейников иногда существенно различается значимость даже такого основополагающего фактора, как мощность; об этом же свидетельствуют колебания значимости фактора подвижности у велосипедистов-трековиков, который является для них одним из наиболее специфичных (рис. 97).
Подобное наблюдается и у пловцов высокого класса. Напри-, мер, достижения двух выдающихся советских пловцов, имеющих примерно одинаковые результаты в комплексном плавании (рис. 98), основываются на преимущественном использовании различных . составляющих подготовленности, обусловленных их яркими индивидуальными чертами.
Столь же высокая вариативность основных показателей наблюдается и при анализе соревновательной деятельности выдающихся спортсменов: идентичных результатов они достигают как за счет относительного равномерного развития основных характеристик соревновательной деятельности, так и при резко выраженной диспропорции в их развитии (рис. 99, 100).
При сопоставлении индивидуальных показателей выдающихся •спортсменов с модельными данными часто приходится сталкиваться с положением, когда спортсмен обладает некоторыми возможностями, превышающими должные показатели, а по другим данным весьма далек от модельных величин.
Как охарактеризовать такую подготовленность? Каким путем идти при дальнейшем совершенствовании? Согласно распространенной точке зрения, нужно устранять диспропорцию, «подтягивать» отстающие в развитии качества до модельных данных. Однако практика показывает, что такой, казалось бы, вполне разумный подход часто оказывается нежизненным, особенно в
подготовке спортсменов, обладающих яркой индивидуальностью. Тренер стремится повысить те качества спортсмена, которые во многом лимитированы генетически или сдерживаются исключительно высоким уровнем развития других качеств. В этом случае тренировка, как правило, не только не дает результатов, но и «приглушает» наиболее сильные стороны подготовленности, сглаживает те индивидуальные черты спортсмена, которые являлись залогом успеха.
Существует и другая точка зрения, которая чаще находит подтверждение в практике. Кажущиеся недостатки в подготовленности многих выдающихся спортсменов — закономерное следствие их сильных сторон, и не будь этих недостатков, не проявились бы способности, обеспечивающие в конечном счете достижение выдающихся результатов. Неравномерное развитие отдельных сторон подготовленности, механизмы проявления которых часто находятся в определенном антагонизме, объективно отражает методику
тренировки, природные задатки конкретного спортсмена, а также закономерности комплексного проявления различных качеств и способностей. Известно, что у легкоатлета-спринтера В. Борзова в пору его высших достижений не было функциональной основы для (Проявления выносливости уже на дистанции 400 м. Пловец С. Фесенко, обладая в 1979 г. лучшим результатом в мире на дистанции 200 м способом баттерфляй, имел относительно невысокий скоростно-силовой потенциал и не мог составить конкуренции многим пловцам мира, специализирующимся на дистанции 100 м
этим же способом. Вероятно, что если бы при подготовке этих спортсменов их тренеры стремились бы к разносторонней подготовленности своих учеников, то они не достигли бы столь выдающихся результатов.
Интересна в этом отношении и подготовка выдающегося советского гонщика С. Копылова. Многолетний анализ структуры его соревновательной деятельности в гите на 1000 м с места в сопоставлении с данными технико-тактической и функциональной подготовленности позволил разработать модель соревновательной деятельности для результата 1 мин 3,5 с. Поэтапная реализация этой модели при преимущественной ориентации подготовки на развитие скоростно-силовых качеств обеспечила достижение запланированного результата в главных соревнованиях (рис. 101).
Сказанное вовсе не означает целесообразности однобокого подхода к подготовке спортсменов. Разносторонняя подготовка нужна. Но не та, которая была бы направлена на воспитание одинаковых, лишенных индивидуальности спортсменов, а та, которая позволила бы каждому спортсмену на базе достаточно гармоничного физического, психического и нравственного развития максимально использовать свои индивидуальные способности.
Перспективной является разработка групповых моделей сорев-вательной деятельности и подготовленности. Исследования показывают, что спортсмены, достигающие выдающихся результатов, могут быть разделены на несколько относительно самостоятельных групп по принципу родственной структуры соревновательной дея тельности и подготовленности. Так, пловцы, гребцы, бегуны на средние дистанции могут быть разделены на три основные группы: 1) спортсмены, способные достичь высоких результатов за счет ско-ростно-силовых способностей; 2) спортсмены, достигающие высоких результатов преимущественно за счет специальной выносливости; 3) спортсмены, отличающиеся равномерной подготовленностью.