Основы методики тактической подготовки футболистов

1. Тактическая подготовка - процесс овладения знаниями, умениями и навыками выполнения индивидуальных, групповых и командных тактических действий, а также развития тактического мышления.

2. Задачами процесса тактической подготовки являются:

1. Овладение знаниями о тактике футбола, тенденциях её развития.

2. Сбор информации о соперниках, условиях соревнований, в том числе об особенностях режима выступлений, социально-психологической атмосфере и т.п. (решение этих двух задач обеспечивает спортсмену и тренеру разработку тактического плана в игре с конкретным соперником).

3. Развитие тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей.

4. Овладение и совершенствование тактическими умениями и навыками в единстве с проявлением физической и технической подготовленности.

3. К основным средствам (упражнениям) тактической подготовки относятся:

а) специальные (специфические, специализированные) игровые тактико-технические (ИТкТх):

- официальные, контрольные, двухсторонние игры;

- игровые упражнения с участием 6 и более футболистов в каждой команде (группе);

б) специальные (специфические, специализированные) игровые технико-тактические (ИТхТк) упражнения с участием 5 и менее футболистов в каждой команде (группе);

в) специальные (специфические, специализированные) неигровые упражнения, включающие выполнение игровых ситуаций;

г) игровые упражнения, игры из других видов спорта.

Становление и совершенствование тактического мастерства во многом обусловлено технической, физической и психической подготовленностью, т.е. процесс совершенствования техники, развития физических и психических качеств является, по сути, первым этапом тактической подготовки. Именно поэтому процесс тактической подготовки связан с другими, в первую очередь, с технической.

В процессе тактической подготовки в большом объёме используются теоретические средства.

Решение первой и второй из указанных выше задач осуществляется преимущественно в рамках теоретических занятий (занятия лекционного и семинарского типа, наблюдения за соревновательной деятельностью с последующим разбором, просмотр и анализ кино- и видеомагнитофонных записей, анализ личного соревновательного опыта, работа с литературными и документальными источниками, разработка тактических планов предстоящих соревнований и т.п.).

4. Этапы тактической подготовки:

- начальное разучивание;

- углубленное разучивание;

- закрепление и дальнейшее совершенствование.

5. Методы тактической подготовки.

1. Словесные (рассказ, объяснение, указание и т.п.)

2. Наглядные (практический показ упражнения, использование разнообразных аудио-видеоматериалов и т.п.).

3. Практические (повторный, игровой, соревновательный).

6. Формы тактической подготовки.

1. Учебно-тренировочное занятие (урок), включающее подготовительную, основную и заключительную части (основная форма организации тактической подготовки).

2. Внетренировочные (внеурочные) формы (дополнительная форма).

В зависимости от задач и содержания занятий они могут быть:

- тематическими по тактической подготовке;

- комплексными.

7. Планирование тактической подготовки.

В недельном микроцикле или межигровом цикле наибольший объём средств тактической подготовки планируется на вторую половину (особенно в соревновательном периоде).

В годичном цикле занятия по тактической подготовке применяются на всех этапах. На общеподготовительном этапе подготовительного периода тренировки разучиваются и совершенствуются преимущественно индивидуальные и групповые действия. На специально подготовительном этапе подготовительного периода и в период основных соревнований совершенствуются все стороны тактического мастерства.

Контроль тактической подготовленности футболистов

Для оценки тактического мастерства используются в настоящее время следующие показатели:

1. Экспертная оценка – оценка на основе визуальной информации тактической целесообразности выполнения того или иного приема. Это основной способ. При достаточно высоком уровне квалификации и большом опыте эксперта (тренера) этот метод дает хорошие результаты.

Тактическая целесообразность определяется выбором наиболее эффективного средства решения тактической задачи обыгрыша соперника.

2. Показатели выполнения тестов. Однако надежных и информативных практически нет. Сложность в их выборе заключается в трудности создания ситуаций, которые футболист должен быстро и точно оценить и в которых должен принять решение.

3. Показатели соревновательной деятельности. Наиболее информативные из них следующие:

а) в атаке:

- количество атак;

- коэффициент эффективности атак, который определяется как частное от деления количества атак, завершившихся успешно (показатели успешности выполнения атак: гол, удар в ворота, 11-метровый удар, штрафной и свободный удары вблизи ворот, угловой удар, острая ситуация у ворот соперника) к общему количеству атак;

б) в обороне:

- количество атак соперника;

- коэффициент эффективности оборонительных действий, который определяется как частное от деления количества атак соперника, закончившихся для его успешно, к общему количеству атак соперника (чем меньше КЭ, тем более успешно команда играла в обороне).

Эволюция командной тактики игры

Одной из движущих сил развития футбола является тактика игры. Оставаясь неизменным по форме, по духу, футбол претерпел, и не один раз, серьезные изменения технического и особенно тактического порядка.

Основным фактором, влияющим на развитие любой спортивной игры, является борьба между нападением и защитой. Именно эта борьба и стимулирует постоянное развитие тактики игры.

Наиболее подвижна в своем развитии индивидуальная тактика. Постоянно уточняются новые способы выполнения технических приемов, которые становятся средствами индивидуальной тактики. Смена средств осуществления решений происходит здесь относительно часто. Иное дело с командной организацией игры, выражением которой являются тактические системы, которые возникали по мере обогащения футбола новыми техническими приемами и тактическими действиями.

Каждая тактическая система имеет свои более или менее постоянные признаки, к которым относятся расположение игроков, способы и формы ведения игры, а также функции и обязанности игроков. Но если новое в индивидуальных тактических действиях появлялось довольно часто, то смена тактических систем, полностью зависящих от развития игры, происходит через значительные периоды времени.

Система «пять в линию»

Классическая расстановка игроков впервые была разработана английским клубом "Ноттинген Форест" в 80-х гг. прошлого века. Ее название произошло от формы расстановки игроков передней линии.

При этой системе в команде было два защитника, три полузащитника и пять нападающих (рис. 1). Такое построение игроков сзади давало возможность одному из защитников перемещаться вперед с целью "разрушить" игру, или, точнее, создать искусственное положение "вне игры". Однако постепенно футбол начинал терять свою привлекательность из-за того, что большая часть встреч заканчивалась безрезультатно. Нужны были радикальные меры, чтобы оживить футбол. В 1925 г. Международная федерация футбола внесла изменения в трактовку пункта правил о положении "вне игры". Теперь уже атакующему игроку в момент передачи ему мяча достаточно было иметь перед собой не трех соперников, а двух.

Первые годы после изменения правил прошли под знаком полного превосходства нападения над защитой. Получив свободу маневра по длине поля, нападающие стали довольно легко проходить к штрафной площади и забивать большое количество голов. Необходимо было искать эффективные средства защиты ворот.

Система «дубль-ве»

В1932 г. тренер английского клуба "Арсенал" Чэпмэн оттянул назад центрального полузащитника, чтобы укрепить оборону наиболее опасной зоны перед воротами, превратив его в центрального защитника. Это, естественно, повлекло за собой изменения в расположении остальных игроков и послужило основой для разработки новой тактической системы, получившей всеобщее признание под названием "дубль-ве", или система трех защитников (рис. 2).

Так в середине поля появился "магический квадрат", включающий в себя двух полусредних и двух полузащитников. Именно это четверка организо­вывала как атакующие, так и оборонительные действия команды.

На некоторый период времени установилось сбалансированное соотно­шение сил атаки и обороны. Однако в связи с тем, что разрушать всегда легче, чем созидать, через некоторое время перевес оказался на стороне защиты.

Рис. 1 – Система «пять в линию»

 
  Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 2 – Система «дубль-ве»

Система 1 + 4 + 2 + 4

Шведский чемпионат мира 1958 г. завершился убедительной победой сборной команды Бразилии и как бы подвел итог эволюции тактики футбола 50-х гг. Своим успехом бразильцы во многом были обязаны новой тактической системе: команда, играющая по этой системе, имеет три твердые линии (рис. 3). Игроки каждой линии наделены более четкими тактическими функциями. Основным преимуществом новой системы являлось укрепление линии обороны, что позволило перейти на зонный принцип организации командных действий и надежнее выполнять страховку. Появилась возможность увеличить оперативное пространство для действий каждого нападающего и концентрации игроков по продольной оси футбольного поля (до шести игроков).

Быстро уяснив преимущества новой тактической системы, все команды начали тактическое перевооружение и на чилийском чемпионате мира 1962 г. все команды играли по бразильской системе. Все, кроме одной команды, - Бразилии.

 
  Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис.3 – Система 1 + 4 + 2 + 4

Система 1+4+3+3

К очередному чемпионату мира бразильцы существенно перестроили организацию своей игры. Сохранив прежним построение линии защиты, они переукомплектовали две остальные линии, переведя одного из нападающих в среднюю линию (рис.4). Правильно определив важнейшую роль средней линии в организации как атакующих, как и оборонительных действий, бразильцы укрепили именно это звено. Однако эту систему не следует рассматривать как оборонительную. Наличие трех игроков в средней линии позволяет активно включать в атаку не менее двух из них. Увеличивается возможность замены и страховки фланговых игроков. Эти и другие преимущества сделали систему 1+4+3+3 одной из часто применяемых в современном футболе.

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 4 – Система 1+4+3+3

Система 1+4+4+2

Эта система игры широко известна и практикуется с большим успехом. Игроки располагаются в три линии: линия защиты из четырех игроков, сред­няя линия также из четырех и линия нападения - из двух.

Свободные зоны атаки заполняют игроки середины поля, а также фланговые игроки, постоянно меняющие направление развития атаки и затрудняющие этим организацию обороны соперника (рис 5).

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 5 – Система 1+4+4+2

Современные тактические системы

Одним из главных направлений развития современного футбола является тенденция усиления наступательной мощи команды за счет повышения мобильности игроков, их универсализации и более четкой организации игры.

На X чемпионате мира по футболу получили признание новые принципы построения игры, т.е. принципы тотального футбола. Под тотальным футболом понимаются организованные действия всех игроков, их большая активность в любом наступательном и оборонительном эпизодах. Существенная черта тотального футбола - универсализм игроков. Как и прежде, все игроки занимают определенные игровые позиции. Однако, играя в рамках определенной тактической системы, футболисты осмысливают и развивают свою игру, выбирая районы действий по своим возможностям. Они находятся в непрерывном движении, действуют импровизированно и способны изменить характер игры в нужном для команды направлении неожиданно и быстро.

Высокая скоростная техника, умение варьировать темп игры (аритмия), маневренность - вот индивидуальные технические и тактические качества игроков, которые способствуют стиранию различий между отдельными ли­ниями, позволяют осуществлять взаимозаменяемость игроков.

Характерным для современного футбола является то, что атака и оборона носят массированный характер и хорошо сочетаются с индивидуальными методами игры. Четкая взаимозаменяемость игроков различных линий позволяет без ущерба для обороны успешно использовать в атаке игроков средней линии и фланговых игроков.

Индивидуальные действия в современном футболе все больше и больше подчиняются коллективной игре. Однако это вовсе не умаляет достоинства индивидуально сильных игроков, которые становятся лидерами коман­ды. Да и импровизация носит теперь не только индивидуальный, но и коллективный характер, что делает неожиданными командные действия и дезорганизует соперников. Стремление вести атаку в стиле коллективной им­провизации приносит успех лишь тогда, когда в команде есть соответствующие исполнители.

Одной из главных причин появления новых тактических систем игры является поиск такого расположения игроков, когда нагрузка на каждого из них распределялась бы равномерно; когда значительно увеличивалась бы оперативная глубина и ширина наступательных и оборонительных действий команды; когда атака и оборона плавно переходили одна в другую, усиливая активность игроков в оборонительных и атакующих действиях.

Командные действия при системе 1+4+3+3

Организация коллективных действий при системе 1+4+3+3 характеризуется крупномасштабным маневром, длинным пасом при преодолении середины поля и быстрыми атаками с использованием тактических комбинаций в одно-два касания.

Центральные защитники изменяют свое расположение и занимают позицию "уступом", т.е. один выдвигается вперед, а другой остается на прежнем месте "свободным защитником". Передний защитник уделяет большее внимание центральному нападающему, следит за его перемещениями и вступает в единоборство с ним. Задний, перемещаясь по фронту, обеспечивает страховку своих партнеров и занимает ключевую позиция в центре обороны. По ходу игры, в зависимости от создавшейся обстановки, эти игроки меняются ролями.

Игроки средней линии активно участвуют как в оборонительных, так и в атакующих действиях, помогая нападающим прорывать оборону соперников.

В линии нападения располагаются три игрока, контролируемые четырьмя защитниками. Их связь по фронту растянута. Однако, сохраняя принцип ломаной линии в наступлении и маневрируя по фронту и вглубь, нападающие не только находят пути освобождения от защитников, но и обеспечивают глубину атаки и связи в звеньях.

Командные действия при системе 1+4+4+2

Особенность данной системы заключается в том, что средняя линия со­стоит уже из четырех человек. Кроме того, более равномерно распределены нагрузки между игроками средней и защитной линий. Если при системе 1+4+2+4 была укреплена продольная ось, то при системе 1+4+4+2 она пе­реместилась, стала поперечной и состоит уже из 4-5 игроков. Действия фланговых игроков, которые могут перейти на зонную игру в обороне, становятся подвижными и маневренными. Число "чистых" нападающих уменьшилось до двух, тем не менее, увеличилось количество игроков, активно уча­ствующих в атаках, до пяти-шести. Они ведут наступление из разных точек поля.

Линия обороны если не претерпела изменений в количественном отно­шении, то в тактическом плане сделала шаг вперед. Игроки обороны кроме своих обычных действий в обороне участвуют в наступательных акциях команды, причем не от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всей игры. При игре в обороне команды чаще придерживаются зонного метода.

Своеобразным стержнем команды является средняя линия. Здесь концентрируется группа игроков, которым в основном принадлежит конструирующая роль. Это обычно универсальные игроки, которые уверенно чувствуют себя в любой точке поля. Их игра основана на длительном владении мячом, многоходовых комбинациях, отличном взаимодействии. Подвижность игроков средней линии позволяет взять под контроль середину полу. Это не только лишает нападающих соперников поддержки партнеров, но и создает предпосылки для беспрерывных выпадов в тылу соперников. Они часто практикуют взаимозаменяемость с нападающими и защитниками, ищут комбинационные возможности, охотно прибегают к обводке и короткому пасу. Готовя атаку в середине поля, игроки средней линии меняют направление развития атаки посредством средних и коротких передач во всех направлениях, выискивая слабые места в организации обороны противника.

Линия нападения составлена из двух игроков, умеющих играть на флангах и в центре. Их перемещения и маневры направлены на то, чтобы создать для партнеров игровое пространство и возможность для неожиданного, за­ранее наигранного выхода на ударную позицию. На долю нападающих приходится большая нагрузка, так как они действуют на предельной скорости и находятся в постоянном движении

В настоящее время продолжается совершенствование современных тактических систем, и многие команды не без успеха используют следующие их модификации: 1+4+1+3+2; 1+4+3+1+2 и 1+3+5+2.

Особенность системы 1+4+1+3+2 заключается в том, что один из игроков средней линии оттягивается назад и занимает игровую позицию между линией защиты и средней линией. Основными функциями этого игрока являются: налаживание игровых связей между игроками средней линии и линии защиты; осуществление взаимозаменяемости с ними и надежной страховки на опасном направлении развития атаки соперника (рис. 6, 7)

Выполнение таких опорных и связующих функций открывает широкие возможности для созидательных акций в нападении фланговым игрокам и игрокам средней линии.

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 6 – Система 1+4+1+3+2

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 7 – Система 1+4+1+3+2

При системе 1+4+3+1+2 один из игроков занимает промежуточную рабочую точку между игроками средней линии и нападающими. Главная задача "свободного" игрока - осуществление связи между атакующими игроками. Он активно участвует во всех эпизодах игры при развитии и завершении атаки. При переходе к обороне стремится не допустить начала ответной атаки соперника с мячом, в зоне, где он находится, чтобы выиграть время для лучшей организации защитных действий своей команды (рис. 8).

Главная особенность системы 1+3+5+2 заключается в укреплении средней линии еще одним игроком, что создает дополнительные возможности для усиления атак. Игроки середины поля выполняют решающие функции в организации игры, стремясь сохранить равновесие и сбалансировать действия как в атаке, так и в обороне. Перестройка на игру с пятью игроками средней линии требует особой согласованности оборонительных действий при взаимозаменяемости и страховке.

Основы методики тактической подготовки футболистов - student2.ru

Рис. 8 – Система 1+4+3+1+2

Существующие схемы расположения игроков на футбольном поле, их функции, методы ведения игры позволяют говорить о стремлении к созданию универсальной системы, способной видоизменяться в процессе игры.

К теме «Тактика»:

Требования к игрокам при ведении оборонительных действий

1. Во время оборонительных действий футболист должен уметь выбирать нужную позицию, быть готовым вступить в единобо­рство с соперником, всегда стремиться точ­ной передачей игроку своей команды орга­низовать атакующие действия.

2. Если мяч находится перед воротами, обороняющийся не должен передавать его параллельно линии ворот. Для ликвидации опасного момента он обязан отбить мяч вперед - в сторону или вперед. В этом случае четкое разрушение лучше, чем нечеткое со­зидание.

3. В непосредственной близости от своих ворот защитник не должен пытаться обыг­рать соперника, так как это может привести к потере мяча.

4. Положение обороняющегося по отно­шению к сопернику должно быть таким, что­бы видеть не только мяч, но и группу атаку­ющих игроков соперника.

5. Если соперник обыграл обороняюще­гося футболиста, последний обязан пресле­довать игрока, владеющего мячом, до окон­чания игровой ситуации. Нападающий, по­чувствовавший преследование, будет терять уверенность, спешить, допускать ошибки.

6. Если обороняющийся игрок проиграл единоборство и партнер, пытающийся ему помочь, преследует соперника, то защитнику нужно блокировать «свободного» игрока-соперника.

7. Если в борьбу за мяч включается за­щитник, другой игрок команды в это время должен взять на себя его функции.

8. После завершения атаки соперника за­щитник должен возвратиться на свое место.

9. При срыве атаки команды-соперницы защитник должен немедленно открыться для того, чтобы через него можно было начать атаку своей команды.

10. Перемещаясь по футбольному полю, защитник всегда должен располагаться между со­перником и собственными воротами.

11. Игрок обороны не должен допустить того, чтобы соперник создал себе оператив­но-игровое пространство, которым затем мог бы воспользоваться.

12. При оборонительных действиях нель­зя бесцельно отбивать мяч, если нет опас­ности у ворот; рациональнее начать атаку точной передачей открывшемуся партнеру.

13. В процессе обороны следует прини­мать решения согласованно с действиями вратаря и в случае его ошибки прийти ему на помощь.

Требования к игрокам при ведении атакующих действий

1. При возможности сде­лать передачу партнеру, находящемуся в бо­лее выгодной ситуации для продолжения атакующих действий, футболист, контроли­рующий мяч, обязан сделать это без промедления.

2. После передачи мяча атакующему иг­року необходимо переместиться в свобод­ную зону для продолжения активных действий.

3. При развитии атаки игрок не должен стоять на месте, а в соответствии с игровой ситуацией должен менять позицию, так как стоящего игрока легко блокировать.

4. При единоборстве с обороняющимся игроком атакующий игрок должен вести мяч, контролируя его дальней от соперника ногой.

5. Чтобы освободиться от опеки соперни­ка, атакующий игрок должен использовать ложные ма­невры: бег с максимальной скоростью и внезапным изменением направления дви­жения.

6. Принимая мяч, игрок атаки должен двигаться к нему навстречу, исключая воз­можность перехвата мяча соперником.

7. Атакующий игрок не должен вести игру там, где на небольшом пространстве сосре­доточено много игроков соперника, а изме­нить направление развития атаки.

8. Перед тем как принять мяч, нападаю­щий должен найти оптимальное решение о дальнейших своих действиях.

9. Все атакующие игроки должны не толь­ко четко выполнять свои задачи, нацелен­ные на завершение атакующих действий, но и выполнять оборонительные функции. При потере мяча игроки должны пытаться отобрать его у соперника или активными действиями за­держать развитие атаки до тех пор, пока ос­тальные футболисты не займут выгодные по­зиции для отбора мяча.

10. Если соперник владеет мячом, то не­зависимо от того, какую позицию зани­мает нападающий, он должен прикрывать ближайшего к себе игрока команды соперника.

Физические качества, физическая подготовка футболистов

Введение

1.Современный футбол характеризуется большим объемом и высокой интенсивностью двигательной деятельности, необходимостью многократно выполнять сложные по координации действия с мячом и без мяча в условиях дефицита времени и пространства. Все это предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, под которой следует понимать определенный уровень развития физических качеств.

2.Физическими качествами принято называть отдельные качественно определенные стороны двигательных возможностей человека (В.М. Зациорский, 1966). Понятие «физическое качество» объединяет, в частности, те стороны моторики человека, которые:

а) проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом, т.е. имеют один и тот же измеритель (например, максимальную скорость);

б) имеют аналогичные физиологические и биомеханические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики.

3.Целенаправленнй педагогический процесс развития физических качеств или поддержания их на определенном уровне называется физической подготовкой.

4.К основным физическим качествам относятся: быстрота, сила, ловкость, выносливость.

Наши рекомендации