Бег на средние и длинные дистанции
Техника бега на средние и длинные дистанции аналогична технике бега на короткие дистанции и также состоит из четырёх последовательно связанных между собой фаз:
- положение на старте и старт;
- стартовый разбег (разгон);
- бег по дистанции;
- финиширование.
Положение на старте и старт. При беге на средние и длинные дистанции применяется только высокий старт. В беге на 800м старт даётся на повороте (вираже) по раздельным дорожкам или общий, в беге на 1500м - общий старт на прямой, а на 3000, 5000 и 10000м – общий старт на повороте. При этом, чем короче дистанция, тем больше изготовка бегуна приближается к положению низкого старта. Для начала бега на дистанцию 800м подаётся команда «Внимание», в остальных видах бега такая команда не подаётся.
Стартовый разбег. По сигналу стартующий начинает бег в небольшом наклоне (8-10 шагов), который постепенно уменьшается, при этом длина шагов увеличивается, бег ускоряется (длина ускорения зависит от длины дистанции и подготовленности бегуна) и стартующий переходит к бегу по дистанции.
Бег по дистанции. Во время бега туловище бегуна слегка наклонено вперёд (на 4-6° от вертикальной оси) или вертикально. Небольшой наклон позволяет лучше осуществлять отталкивание и быстрее продвигаться вперёд, а также создаются благоприятные условия для длительной работы мышц и функциональных систем занимающегося. Во время бега наклон туловища может колебаться в пределах 2-3° (к моменту отталкивания увеличивается, а в полётной фазе – уменьшается). Положение головы влияет на положение туловища, поэтому голову надо держать прямо и смотреть вперёд (см. рис.). При отсутствии наклона эффективность отталкивания снижается, однако улучшает возможность выноса маховой ноги вперёд.
В технике бега на средние и длинные дистанции важное место занимает работа ног. Нога, немного согнутая, ставиться на грунт упруго (эластично), но жёстко передней частью наружного свода стопы с последующим перекатом на всю стопу. Движение осуществляется по линии, носки ног слегка супинированы (развёрнуты внутрь). От момента постановки до выпрямления нога продолжает сгибаться, осуществляя так называемое «амортизационное сгибание». Кроме того происходит сгибание стопы, что позволяет впоследствии эффективнее осуществить отталкивание.
Эффективное отталкивание характеризуется поочерёдным выпрямлением ног во всех суставах. Угол отталкивания примерно равен 50-55°. При правильном отталкивании таз подан вперёд, голень согнутой маховой ноги параллельна бедру толчковой ноги. Энергичный вынос маховой ноги способствует более эффективному отталкиванию и продвижению вперёд. Далее следует полёт, при котором мышцы ноги, закончившей отталкивание, расслабляются и нога, сгибаясь в коленном суставе, энергично выносится вперёд. От этого зависит длина шага, которая у бегунов на средние и длинные дистанции равна 160-220см. Такой разброс зависит от многих факторов: наступившего утомления, неравномерности пробегания отдельных отрезков дистанции, качества и состояния беговой дорожки или грунта, погодных условий, подготовленности бегуна и др.
Движения рук происходят преимущественно в плечевых суставах, имеют маятникообразный вид и согласованы с движениями ног, пальцы свободно сложены, не напряжены. Амплитуда движений рук зависит от скорости бега. При этом в крайнем переднем и заднем положениях руки сгибаются больше, чем в промежуточном.
Финиширование. При финишировании бегун переходит на ускоренный бег, главным образом за счёт увеличения частоты шагов и движений рук. Наклон туловища увеличивается, а угол отталкивания уменьшается. Длина отрезка финиширования зависит от тактики бега, протяжённости дистанции, работоспособности (усталости) бегуна.
Последовательность обучения технике бега на средние и длинные дистанции.
Упражнение 1. Бег по прямой на расстояние 80-100м с невысокой равномерной скоростью.
Упражнение 2. То же, но с ускорением.
Упражнение 3. Бег на повороте дорожки на расстояние 100-120м с невысокой равномерной скоростью.
Упражнение 4. Бег от 200 до 300м с переменной скоростью.
Упражнение 5. Бег от 200 до 300м с равномерной скоростью и последующим ускорением до 400-500м.
Упражнение 6. Равномерный бег на расстояние 1500-2000м.
Прыжки в длину
Прыжки в длину могут выполняться с места и с разбега различными способами. Прыжки в длину с разбега выполняются следующими способами: «согнув ноги», «прогнувшись», способом «ножницы». Мы рассмотрим технику и методику обучения прыжка в длину с разбега первым способом.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
Техника этого прыжка состоит из последовательно связанных между собой следующих элементов (фаз):
– разбег и подготовка к отталкиванию;
– отталкивание;
– полет;
– приземление.
Разбег и подготовка к отталкиванию.Разбег применяется для создания начальной скорости полета тела. Он характеризуется определенным углом выталкивания в шагах, изменением их длины и темпа скорости бега и общей длиной разбега. Длина разбега может меняться в зависимости от дорожки разбега, направления ветра, физического состояния прыгающего.
На точке разбега туловище спортсмена наклонено вперёд; при этом одна нога впереди, другая сзади, слегка согнуты; руки полусогнуты, не напряжены. Разбег производится на расстояние 12-14 шагов с ускорением, при этом максимальная горизонтальная скорость достигается на последних 4-6 шагах до постановки толчковой ноги на планку отталкивания. После разбега опорная нога ставится на место отталкивания быстро и энергично, не заступая планки. При этом она должна быть почти выпрямлена и располагаться по отношению к планке отталкивания под углом, примерно, 70°, затем ставится на пятку с энергичным перекатом на всю стопу, туловище слегка отклонено назад на 2-3°, маховая нога, согнутая в коленном суставе, находится сзади и начинает движение коленом вперёд вверх. После постановки на место отталкивания опорная нога сгибается в коленном суставе до 130-135°, а в тазобедренном – до 150°.
Последовательность обучения техники разбега.
Упражнение 1. Равномерное пробегание отрезков 20–25 м с высоким подниманием бедра.
Упражнение 2. То же, с ускорением.
Упражнение 3. Выполнение 7–11 шагов с увеличением темпа движений в конце и попаданием толчковой ногой в зону отталкивания 60х60 см.
Упражнение 4. Пробегание через набивные мячи, меняя расстояние между ними.
Все упражнения заканчивать свободным отталкивание от грунта. Следить за постановкой стопы (на переднюю часть). Не «закрепощать» плечевой пояс. Мышцы шеи и лица не должны напрягаться
Отталкивание.Отталкивание выполняется очень быстро и энергично. Оно происходит путём выпрямления опорной ноги с максимальным усилием в следующей последовательности: разгибается тазобедренный сустав, затем коленный и голеностопный. В это время одна рука, согнутая в локте, выносится вперёд-вверх, другая отведена назад, туловище вертикальное. Время отталкивания – 0,1- 0,15с. При этом нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху, вниз – назад по отношению к туловищу, ближе к проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела, касанием пятки с быстрым перекатом на носок. По отношению к грунту нога ставится всегда вниз – вперед под углом 65-700.
Последовательность обучения технике отталкивания.
Упражнение 1. Исходное положение – толчковая нога и противоположная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Имитация движений при отталкивании (на месте) с активным выведением бедра маховой ноги вперед – вверх (до уровня таза) и одновременно сменой положения рук.
Упражнение 2. То же, но с отталкиванием вверх.
Упражнение 3. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги. Исходное положение – поставить толчковую ногу вперед примерно на 0,5–1 м от края прыжковой ямы (матов). Маховую ногу отставить назад на полшага. Из этого положения быстро вынести согнутую в колене маховую ногу и противоположную ей руку вперед – вверх и одновременно оттолкнуться другой ногой. Приземление осуществляется на две ноги.
Упражнение 4. То же, но с двух или трёх шагов. Исходное положение – толчковая нога впереди, маховая сзади.
Упражнение 5. Прыжки в «шаге» по кружкам, начерченным на земле (расстояние между кружками до 1,5 м).
Упражнение 6. Прыжки в длину с короткого разбега (с 2 – 6 беговых шагов) через горизонтальное препятствие (веревочку, планку, резиновую ленту и т.п.) на высоте 20 – 30 см и на расстоянии 1 – 1,3 м от места отталкивания.
Упражнение 7. Прыжки в длину с разбега с приземлением в «зоны», обозначенные (линиями) в прыжковой яме. Для девушек 190, 230, 260 см, для юношей – 250, 280, 310 см.
Упражнение 8. Прыжки в длину со среднего разбега (с 8 – 12 беговых шагов).
Полёт. Осуществляется в две фазы. В первой фазе выносится маховая нога вперёд, затем к ней подтягивается толчковая и обе ноги приближаются к груди. Во второй фазе - прогнуться в районе поясницы, выпрямляя колени и сменяя положение рук, затем резко согнуться, подав ноги и руки вперёд, стопы вытягиваются вперёд. Примерно за 0,5 м до приземления, ноги почти полностью выпрямляются, руки подаются вниз – назад. Это компенсаторное движение способствует лучшему разгибанию голеней перед приземлением и сохранению устойчивости. Угол вылета в момент отталкивания от планки - 20-26°.
Приземление. Сгибая ноги в тазобедренном и коленном суставах, при нарастающем напряжении мышц, приземлиться в прыжковую яму. Мышцы разгибатели, растягиваясь, совершают уступающую работу, замедляя движение после соприкосновения с грунтом. Замедление движения происходит также за счёт упора стопами и деформации места приземления.
Применяются два варианта приземления: сидя – рис.а; в группировке – рис. б.
Они отличаются друг от друга наклоном туловища и положением рук. После касания пятками грунта (песка) начинается сгибание ног в коленных суставах. Выходу вперед после приземления во всех случаях способствует очень глубокое приседание после касания песка с энергичным движением рук вперед и одновременным приземлением на обе ноги, поставленные на ширину плеч, что позволяет ниже опустить ОЦТ тела за счет бóльшего сгибания и поворота туловища с последующим выходом вперёд или падением вперёд - в сторону.
Последовательность обучения технике приземления
Упражнение 1. Прыжки в длину с места толчком двух ног.
Упражнение 2. Прыжки в длину с места с постепенно увеличивающейся высотой – 20, 30, 60, 80 см (со скамейки, с горки матов). Во время приземления обучаемые должны ставить стопы ног параллельно, примерно на ширине плеч и, мягко приседая, выносить руки вперед.
Упражнение 3. То же, но с одного шага. Исходное положение – маховая нога впереди, толчковая сзади.
Упражнение 4. Прыжки на возвышение 20, 40, 50 см (горка матов) с приземлением на обе ноги: а) толчком двух ног; б) толчком одной ногой.
Упражнение 5. Приземление в положение «сидя» с 3–5 шагов разбега, отталкиваясь на расстояние 1–1,5 м от положенных один на другой 5–6 матов, обучаемые поднимают обе ноги вперед носками вверх и приземляются на горку матов в положение «сидя».
Совершенствование техники прыжка в длину «согну ноги».
Упражнение 1. Прыжки в длину с 5–7 шагов разбега с акцентом на ускоренную постановку ноги на место отталкивания.
Упражнение 2. Бег 12–20 шагов с акцентом на ускоренное продвижение на последних шагах (без отталкивания от планки). Следить, чтобы разбег начинался с одной и той же ноги.
Упражнение 3. Бег 12–20 шагов с акцентом на ускорение на последних шагах с отталкиванием от планки. Постепенно увеличивать длину разбега (на 2 шага) после достижения точности попадания на планку.
Упражнение 4. Прыжки с отягощением (2–8 кг) на поясе.
Упражнение 5. Прыжки с полного разбега на максимальный результат (участие в соревнованиях).
Прыжок в длину с места
Техника прыжка в длину с места предполагает последовательное выполнение следующих двигательных действий (фаз):
- отталкивание;
- полёт;
- приземление.
Отталкивание выполняется с исходного положения: ноги расставлены на ширину стопы, ступни ног параллельны, руки вдоль туловища, мышцы не напряжены. Поднимаясь на носках руки поднять вперёд-вверх, затем, опускаясь на пятки, согнуть ноги в коленном суставе (примерно на 130-140°), наклонить туловище вниз (голову держать прямо) и перенести тяжесть тела на переднюю часть стоп (пятки от поверхности не отрывать) с одновременным отведением рук назад до отказа и слегка в стороны. После этого, не прекращая поступательного движения, резким взмахом рук вперёд-вверх и активным, мощным разгибанием ног сначала в тазобедренном суставе, затем в коленном и голеностопном, выполнить отталкивание. Время отталкивания минимальное, без пауз, угол вылета примерно 50-60°. При этом стопы ног осуществляют подобие загребающего движения сверху и вниз – назад по отношению к туловищу.
Полёт.В фазе полёта слегка прогнуться и затем резким движением подтянуть ноги к туловищу, после чего подать их пятками вперёд в готовности к приземлению, руки из верхнего положения перевести в среднее (на уровне плеч).
Приземление. Приземление осуществляется на обе ноги. Начинается оно с касания пятками поверхности. При этом необходимо выполнить перекат с пяток на носки не поднимая последние слишком высоко, в противном случае вы по инерции можете продолжить движение и не сохраните равновесие. Ноги сгибаются в коленном и тазобедренных суставах до положения приседа, руки вытянуты вперёд (на уровне плеч) или слегка вниз, что позволяет сохранить равновесие после приземления. Разрешается касаться руками поверхности перед собой.
Последовательность обучения технике прыжка в длину с места.
Упражнения для начального обучения.
Упражнение 1. Поднимаясь на носках руки поднять вперёд-вверх, затем, опускаясь на пятки, согнуть ноги в коленном суставе, наклонить туловище вниз и перенести тяжесть тела на переднюю часть стоп (пятки от поверхности не отрывать), отвести рук назад до отказа и слегка в стороны.
Упражнение 2. Выпрыгивание вверх с подниманием рук вперёд-вверх и приземлением на согнутые ноги, руки перед собой, как при приземлении.
Упражнение 3. Выпрыгивание вверх с подниманием рук вперёд-вверх и приземлением на согнутые ноги с небольшим продвижением вперёд (примерно, 1-1.5 шага), руки вперёд или слегка вниз.
Упражнение 4. Выполнить прыжок на небольшое расстояние (учитывая возможности обучаемых), соединяя все предыдущие движения в единое целое.
Упражнение 5. Выполнить прыжок на указанную преподавателем отметку, соизмеряя силу толчка с расстоянием до отметки (учитывать возможности обучаемых).
Упражнение 6. Многоскоки на двух ногах с движением рук как при отталкивании.
Упражнение 7. Выполнение прыжка в целом на технику и на расстояние 70-80% от максимального.
Упражнения для совершенствования.
Упражнение 1. Выполнение прыжков спиной вперёд.
Упражнение 2. Прыжки вверх, преодолевая сопротивление партнёра, который держит за плечи и находится сзади.
Упражнение 3. То же, но партнёр удерживает за талию.
Упражнение 4. Прыжки через небольшое препятствие.
Упражнение 5. То же, но с различными отягощениями.
Упражнение 6. Прыжки на максимальное расстояние.
По окончании обучения технике прыжков и их совершенствования выполняются упражнения игрового и соревновательного характера, часть из которых представлена в четвёртой главе данного пособия.
Прыжки в высоту
В зависимости от разновидности движений при переходе через планку различают пять способов прыжков: «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп». С точки зрения начального обучения прыжкам в высоту и с учётом программы в данном пособии рассматривается только прыжок способом «перешагивание».
Техника прыжка состоит из последовательно связанных между собой фаз:
– разбег и подготовка к отталкиванию;
– отталкивание;
– переход через планку (полёт) и приземление.
При обучении прыжкам в высоту важно следить за состоянием места приземления, которое всегда должно отвечать требованиям безопасности: маты должны плотно прилегать друг к другу; если приземление осуществляется в песок, то яма должна быть всегда вскопана.
Разбега и подготовка к отталкиванию.При способе «перешагивание» разбег происходит по дуге, отталкиваясь дальней от планки ногой и находясь боком к планке.Достаточно выполнять разбег в 5–7 шагов в умеренном темпе.Скорость разбега увеличивается только на первых 3–5 шагах, на двух последних внимание сконцентрировать на отталкивании.Предпоследний шаг делается отлогим и широким. Маховая нога сгибается в коленном суставе. Обе руки находятся позади туловища.Стопа толчковой ноги активно и быстро ставится с пятки на грунт (пол), при этом таз выводится энергичным движением вперед. Таким образом тело принимает правильное положение на месте опоры.
Отталкивание. Толчковая нога, сразу же после постановки ее на грунт (пол), начинает энергично выпрямляться, таз, который принимает на себя сильное давление, нужно активно выводить вперед – вверх. Верхняя часть туловища остается под толчковой ногой и не наклоняется в сторону планки. При этом туловище слегка сгибается вперед: перед отталкиванием прыгун как бы «сжимается наподобие пружины». Маховая нога в значительной степени содействует отталкиванию. Это происходит в том случае, если благодаря энергичному движению голени она выпрямляется и максимально высоко заносится над планкой. Быстрым торможением маховое усилие передается туловищ. Одновременно с маховой ногой обе руки активно выносятся вперед – вверх, толчковая нога двигается вслед за маховой.
Переход через планку и приземление. Оттолкнувшись, прыгун взлетает вверх, удерживая туловище в вертикальном положении и поднимает повыше маховую ногу, слегка согнутую в колене; толчковая нога при этом свободно опущена. В высшей точке взлета маховая нога опускается вниз носком внутрь, а толчковая – поднимается вверх поворотом наружу, одновременно туловище поворачивается к планке и наклоняется к толчковой ноге, таз быстро переходит над планкой, руки опускаются вниз и происходит приземление на маховую ногу.
Последовательность обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание».
Начальное обучение прыжкам в высоту целесообразно проводить в зале, а не на открытой площадке. На площадке лучше продолжить совершенствование техники прыжка в целом, применяя фронтальный и групповой методы выполнения заданий.
Начальное обучение прыжкам в высоту можно проводить, используя следующие упражнения.
Упражнение 1. Прыжок через резиновую ленту, протянутую посередине зала (мелом обозначить место отталкивания и направление разбега).
Упражнение 2. Прыжок через перевернутые гимнастические скамейки, расположенные в одну прямую линию (мелом обозначить место отталкивание и направление разбега).
Упражнение 3. Прыжок через резиновую ленту (скакалку), привязанную к гимнастической стенке (второй конец ленты слегка удерживается партнером).
Упражнения для освоения махового движения ноги и рук
Упражнение 1. Маховые движения, ногой вперед – вверх, держась рукой за рейку гимнастической стенки. Маховые движения выполнять от бедра с «взятием носка на себя». Опорную (толчковую) ногу не сгибать в колене. В конце маха подняться на носок толчковой ноги. Туловище прямое.
Упражнение 2. То же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу. За счет маха оттолкнуться от земли. Туловище во взлете держать вертикально. Свободная рука выполняет маховое движение.
Упражнения для освоения отталкивания
Упражнение 1. Стоя на толчковой ноге, маховая нога, согнутая в колене, отведена назад (на весу). Выполнить мах, отталкивание и вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить непрерывно 4–5 раз подряд. Взлет строго вверх. Туловище держать прямо, не наклонять к маховой ноге. Приземляться только на толчковую ногу.
Упражнение 2. Доставание предмета голенью маховой ноги после имитации отталкивания. Регулировать высоту подвешенного предмета, следить за синхронным выполнением маха и полным выпрямлением толчковой ноги.
Упражнение 3. Прыжки с шагом вверх, отталкиваясь толчковой ногой через шаг. Следить за полным выпрямлением толчковой ноги и вертикальным положением туловища.
Упражнения для освоения разбега перед отталкиванием и отталкивания.
Упражнение 1. Поточные прыжки в шаге вверх, отталкиваясь толчковой ногой через три шага.
Упражнение 2. Выпрыгивание вверх с 3-х шагов разбега с доставанием предмета маховой ногой. Необходимо регулировать высоту предмета для каждого занимающегося.
Упражнение 3. Бег 7–9 шагов с последующим отталкиванием. Следить за ускорением ритма разбега на последних шагах разбега и слитностью разбега и отталкивания.
Упражнение 4. Прыжки с 7–9 шагов разбега, доставая голенью маховой ноги различные предметы, расположенные на расстоянии 80–90 см от места отталкивания.
Упражнения для освоения движений в полете и приземления.
Упражнение 1. «Перешагивание» планки, установленной наклонно (ближний конец высокий), сбоку. Выполнять «перешагивание» как можно ближе к высокому концу планки.
Упражнение 2. «Перешагивание» планки, установленной наклонно (дальний конец высокий), сбоку.
Упражнение 3. «Перешагивание» планки, установленной ровно, с одного шага разбега с последующим приземлением на дорожку. Обращать внимание на приземление на маховую ногу.
Упражнение 4. Прыжок через планку с 2–3 шагов разбега с последующим приземлением на дорожку. Планка устанавливается на доступной высоте. Обращать внимание на опускание маховой ноги за планку и разворот туловища лицом к планке при приземлении.
Упражнение 5. Прыжки в высоту способом «перешагивание» с места, толкаясь двумя ногами и одной ногой. Это упражнение на координацию. Следить за синхронностью отталкивания и перехода планки.
Упражнение 6. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через резиновую ленту (шнур) с 1–2–3 шагов. Регулировать высоту, постоянно ее повышая.
Упражнение 7. Прыжки в высоту способом «перешагивание» через планку с 1–2–3 шагов. Ставить доступную высоту.
Упражнение 8. Прыжки через планку с полного разбега с постепенным увеличением высоты планки.
По окончании обучения технике прыжка в высоту, как во время обучающего урока, так и на уроках совершенствования выполняются упражнения игрового и соревновательного характера.