Ii. карнавал в городе
Этот карнавал мы с художником А. В. Стрельниковым и балетмейстером Б. Е. Кобринским впервые придумали и поставили в г. Геленджике в 1977 году. С тех пор праздник стал традиционным. Ежегодно он посвящался какой-то крупной дате или событию (150-летие со дня основания города, Международный год защиты детей, Всемирный фестиваль молодежи и студентов и т. п.), что и определяло его образное решение. Но в 1986 году такой даты не было, если не считать десятилетнего юбилея самого праздника. К тому же за эти 10 лет карнавал неимоверно разросся, каждое следующее представление добавляло новые костюмы и куклы, декоративное оформление машин и улиц. Праздник стал поистине массовым, глобальным, он охватывал весь город и длился уже не часы и не весь день, а целую неделю. Но при этом он стал каким-то бесформенным, потерял логику развития, стройность и цельность. И вот нас попросили «обновить» карнавал, придумать для него новый «ход» с учетом всего того, что уже было сделано.
В поисках образного решения мы рассуждали так. Чем знаменит курорт Геленджик, чем он отличается от других курортных городов Черноморского побережья? Здесь нет целебной воды или грязей, а климат не лучше, чем, скажем, в Туапсе или Планерском. Но зато здесь ежегодно проходит карнавал. Геленджик — это самый веселый курорт страны. А смех — это тоже целебное средство. Недаром английский врач XVII века Сиденхелл писал: «Прибытие в город комедиантов важнее для здоровья его жителей, чем прибытие обоза, груженного лекарствами». А группа американских ученых из Стэнфордского университета (штат Калифорния) после многолетних исследований доказала, что смех улучшает здоровье и продлевает жизнь. Итак, лечение смехом, смехолечение. Главный герой — смехолекарь, «смехарь». Так родился образ, а затем и «ход» будущего представления: первая часть — переаттестация всех медиков курорта, проверка их «смехолечебных» умений, вторая часть — собственно смехолечение всех в оном нуждающихся: бюрократов и лодырей, пьяниц и фарцовщиков, и т. д. и т. п. Так родился и единый изобразительный мотив — образ «смехаря», рыжего веселого клоуна в докторской шапочке с красным крестом (художник В. Бортяков). Это изображение было на плакатах и программках, на пригласительных билетах и листовках, на машинах и костюмах, на фонарях и витринах. Во всех ларьках и киосках продавались значки с изображением веселого смехаря, керамические медали, оригинальные куклы-сувениры и т. п. Театрализованное шествие было разбито на девять тематических колонн («Геленджик — город мира», «Геленджик — город дружбы», «Геленджик — город здоровья», «Геленджик — город солнца» и т. д. до «Геленджик — город будущего»), во главе каждой шагал униформист со штандартом, на котором была нарисована рожица веселого «смехаря» и начертано название колонны. И, наконец, огромный «смехарь» встречал зрителей на стадионе. Голова его в докторской шапочке поворачивалась то вправо, то влево и подмигивала трибунам (машина с телескопической вышкой), а огромные руки с букетами цветов поднимались и опускались, пытаясь обнять всех разом (две машины типа «мехрука»). Платье «смехаря» с учетом ветровой нагрузки было собрано из старых рыболовных сетей, покрашенных в разные цвета. Оно же, естественно, стало задником, фоном для выступающих, местом, где сосредоточивались и переодевались коллективы.
На форму юбилейного карнавала несомненно наложило отпечаток еще и то обстоятельство, что 1986 год был годом XXVII съезда КПСС, а по решению ЮНЕСКО 1986 год был объявлен годом мира. В течение семи дней в городе работали выставки «Геленджик вчера, сегодня, завтра», цветов, аранжировок и композиций под названием «Праздник, который всегда с тобой», домашних животных и птиц под названием «Любовь со взаимностью», картин, гравюр и карикатур местных художников под названием «Искусство на панели» (выставка была под открытым небом), книг местных авторов и т. д. и т. п. На этих выставках продавали книги и эстампы с автографами авторов, грампластинки и кассеты, семена и выкройки, устраивались аукционы породистых животных и птиц, редких блюд и поделок народных умельцев, демонстрировались моды нового курортного сезона и проводились комические спортивные соревнования, проводились консультации врачей, поваров, официантов, парикмахеров, массажистов, косметологов, юристов, модельеров. Все это проходило в рамках семидневной театрализованной ярмарки. Помимо этого, был марш-парад духовых оркестров, конкурс бальных, народных и современных танцев, выборы «королевы курортного сезона-86», бал-концерт приехавших на праздник коллективов и исполнителей, народное гулянье на набережных и т.д. Но главным мероприятием, гвоздем и «изюминкой» всей этой праздничной недели было костюмированное шествие по улицам, бульварам и набережным города с театрализованными представлениями на площадях (у кинотеатра, у Морского порта) и на стадионе. Узкие улочки города, небольшие размеры площадей и стадиона (одна трибуна на 2500 мест), а также стационарное звукоусиление на всей трассе и на всех площадках позволили использовать довольно много звучащего текста. Кроме того, комические надписи были на бортах машин, на плакатах, на парапетах и заборах, на витринах и уличных «перетяжках». Помимо оригинальных текстов, мы кое-где использовали репризы и стихи известных авторов агитбригадных представлений А. Аксельрода и М. Левинтона (на одном из первых карнавалов М. Левинтон был у нас консультантом по медицинской тематике и «черному юмору») с их любезного согласия, а также отдельные строфы С. Маршака, Ф. Кривина, подлинные тексты русских скоморохов, балаганных дедов, петрушечников, раешников и др. Общий сценарий всех представлений составлял 140 машинописных страниц. Естественно, здесь мы приведем не все, а только сценарий ярмарки и костюмированного шествия с представлениями на площадях.
«ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ!»
(Сценарий театрализованной ярмарки)
В последние годы все чаще и чаще в городах и поселках вспоминают о древней русской традиции — осенней ярмарке, связанной со сбором урожая. На площадях и возле рынков устанавливаются ларьки и киоски, Агропром торгует прямо с борта рефрижераторов, заодно продают изделия местных мастеров и умельцев, тут же разворачивается коопторг, общепит организует передвижные чайные и закусочные, повсеместно предлагают свой товар специалисты в области индивидуальной трудовой деятельности... Иногда на территории ярмарки строится помост, на котором время от времени выступают коллективы художественной самодеятельности. Вое это происходит отдельно друг от друга — торговля сама по себе, а творчество — само по себе. Но опыт традиционных русских ярмарок с их скоморохами и зазывалами, раешниками и балаганами говорит о том, что связь между этими двумя течениями может быть гораздо теснее, если театрализовать торговлю, а в репертуар коллективов внести соответствующие коррективы. Тогда ярмарка превратится в народное гулянье, в праздник. Ниже предлагается сценарий подобного праздника для карнавала в Геленджике.
Итак, на улицах и площадях, находящихся в треугольнике между кинотеатром «Буревестник», портом и рынком, идет торговая ярмарка. Помимо сельхозпродукции колхозов и совхозов Геленджика, в ларьках и киосках торгуют цветами, плодами и овощами члены садово-огородных товариществ и объединений. Они не только продают излишки своей продукции, но и организовали выставку лучших образцов, дают советы и рекомендации по обработке почвы, по уходу за растениями, кустарниками и деревьями, по переработке урожая, продают семена, черенки. Рядом — выставка-продажа домашних животных, декоративных рыб и птиц. Кругом клетки и аквариумы, вольеры и консультационные столы. Здесь можно получить консультацию по уходу за животными, купить щенков и котят, попугайчиков и рыбок, корм для них и новую клетку, постричь собаку. Здесь же голубеводы, продавцы хомяков.
В ларьках, расположенных рядом с эстрадами, идет торговля изделиями народных мастеров и дегустация национальных блюд.
Сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства не только продаются, но тут же, на глазах зрителей, изготавливаются. Рядом с домиками сидят и работают мастера. Они не только сами изготавливают свои изделия, но и обучают этому зрителей. У каждого несколько гончарных кругов, или ткацких станков, или наковален. Человек делает изделия сам, показывает, как их делать, приглашает всех желающих попробовать, продает готовые изделия, предлагает желающим глину, солому, металл и т. п. исходный материал, рекламирует свой промысел.
В других киосках идет торговля полуфабрикатами и готовыми изделиями национальной кухни, их дегустация, тут же раздаются рецепты и показываются приемы приготовления пищи, объясняется назначение незнакомых предметов кухонной утвари и т.д. Здесь же бармены готовят, проводят дегустацию и дают рецепты безалкогольных коктейлей, врачи-диетологи рекомендуют, как похудеть, врачи-косметологи — как следить за своей внешностью, массажисты обучают приемам самомассажа.
На пирсе в промежутках между концертными программами проходит показ моды летнего сезона-86. Участвуют манекенщицы и модельеры Геленджикского, Новороссийского, Краснодарского и Сочинского домов моделей. Зрители располагаются на берегу и на верандах нового здания морпорта. В конце пирса пришвартованы два прогулочных судна, где манекенщицы меняют платья. Тут же модельеры предлагают эскизы и выкройки, дают консультации. Коопторг и местная промышленность продают майки, сумки, кепи, сувениры с эмблемой ярмарки и надписями, специальные значки. Последняя модель — пляжные костюмы и купальники. Проходя по пирсу, манекенщицы снимают с себя пляжные куртки, юбки, шорты, остаются в купальниках, прыгают в воду и добираются до берега вплавь Финал показа — танец на берегу. Показ мод проходит в утренние часы, когда солнце светит с берега, из-за спин зрителей, на пирс.
В некоторых киосках идет продажа пластинок, пленок и кассет с записью музыки местных композиторов, книг местных писателей, картин, эстампов, офортов местных художников. Все это продают сами авторы, раздают автографы, отвечают на вопросы посетителей. Рядом продаются конверты и марки со спецгашением, посвященным празднику. На аллеях самодеятельные художники рисуют портреты всех желающих, продают свои картины, гравюры, статуэтки.
Особое место отведено выставке технического самодеятельного творчества. Авторы объясняют, из чего и как сделаны их самоделки, дают чертежи и рекомендации, показывают машины в действии.
К празднику приурочены выставки коллекционеров (марки, монеты, этикетки, экслибрисы и т. д.), клубов по интересам, кактусоводов, живописи, карикатуры, фотографии, детского рисунка и т. п. Проходят они в обоих домах культуры. Тут же владельцы и авторы дают пояснения, советы, рекомендации.
В оформлении сценических площадок и киосков максимально используются товарные знаки фирм и обозначения товаров, флаги расцвечивания, герб города, эмблема карнавала, фольга, воздушные шары, а также цветы и зелень В оформлении следует максимально использовать уже имеющиеся архитектурные элементы гирлянды флагов натягивать между деревьями и столбами, фонари раскрашивать клоунскими рожицами, стенки киосков и витрины расписывать лозунгами и разрисовывать смешными рисунками. Надо также расписать заборы, парапеты и мостовые. На стенах и заборах надо наклеить плакаты и афиши карнавала, нарисовать эмблемы и карикатуры, написать рекламные тексты и шутливые надписи типа: «Здесь самое удобное место для обзора карнавального шествия», «На этом углу кавалькада остановится на 27,5 секунды», «Стоянка карнавала строго воспрещается!» и т. д.
На всех перекрестках стоят комические указатели со стрелками — где, что происходит. Это может быть однорукое огородное пугало, указывающее рукой на эстраду, или камень с надписью типа:
Направо пойдешь — товары найдешь,
Налево пойдешь — поешь и попьешь,
Прямо пойдешь — со смеха помрешь,
Домой уйдешь — с тоски пропадешь!
Могут быть просто полосатые столбы со стрелками. На одной стороне надписи: «Что? Где? Когда?» На другой: «Все, что твоей душеньке угодно! Повсюду! Сегодня и ежедневно!»
Наконец, это могут быть большие схемы территории ярмарки, где яркими рисунками обозначены места торговли и вернисажа, показа мод и спортивных состязаний, концертов и выставки цветов, следами ног показан путь к центральной эстраде. Везде — графики с почасовым «раскладом» концертов, показов, торговли и т.п.
У входов на ярмарку находятся костюмированные зазывалы с мегафонами. Они выкрикивают рекламные тексты, расхваливают товары, заманивают зрителя. В толпе бродят лотошники, коробейники, разносчики с мелким товаром. Они, в свою очередь, громко расхваливают свой товар. Наконец, на ярмарке работают группы скоморохов, которые просто веселят публику, загадывают мудреные загадки, водят хороводы, втягивая в них зрителей, предсказывают судьбу, гадают на картах, поют «нескладухи», пляшут на руках и на ходулях, играют на бубнах, ложках, трещотках, свистульках. Народные забавы, игрища, шутливые обряды, конкурсы. Победители получают шуточные призы, проигравших «парят» березовым веником. Все скоморохи работают со зрителями и внутри толпы. Основная задача — вовлечь зрителя в действие, создать праздничное настроение, «завести» людей. Все это — стилизация под старинное народное ярмарочное гулянье, балаганы. Ездят открытые машины с оркестрами и группами артистов, останавливаются в любом месте, выступают и едут дальше. Диксиленды и костюмированные группы ездят на машинах клуба автомотостарины, на машинах-самоделках, на веломобилях. Вдоль всего берега плавают баржи и прогулочные корабли с оркестрами и участниками самодеятельности. Они пристают к берегу, показывают представление и плывут дальше. По улицам и бульварам маршируют духовые оркестры, останавливаются, играют, снова маршируют.
Перед началом гала-концерта на центральной эстраде выступают ВИА, семейные ансамбли, малые коллективы, отдельные исполнители-виртуозы.
Ниже приводятся тексты зазывал, торговцев и скоморохов. Если понадобится, количество текстов можно увеличить (зависит от номенклатуры товаров, репертуара коллективов и т. п.).