Ii. карнавал в городе

Этот карнавал мы с художником А. В. Стрельниковым и балетмейстером Б. Е. Кобринским впервые придумали и поста­вили в г. Геленджике в 1977 году. С тех пор праздник стал традиционным. Ежегодно он посвящался какой-то крупной да­те или событию (150-летие со дня основания города, Между­народный год защиты детей, Всемирный фестиваль молодежи и студентов и т. п.), что и определяло его образное решение. Но в 1986 году такой даты не было, если не считать десятилетнего юбилея самого праздника. К тому же за эти 10 лет карнавал неимоверно разросся, каждое следующее представление добав­ляло новые костюмы и куклы, декоративное оформление машин и улиц. Праздник стал поистине массовым, глобальным, он ох­ватывал весь город и длился уже не часы и не весь день, а целую неделю. Но при этом он стал каким-то бесформенным, потерял логику развития, стройность и цельность. И вот нас попросили «обновить» карнавал, придумать для него новый «ход» с учетом всего того, что уже было сделано.

В поисках образного решения мы рассуждали так. Чем зна­менит курорт Геленджик, чем он отличается от других курорт­ных городов Черноморского побережья? Здесь нет целебной воды или грязей, а климат не лучше, чем, скажем, в Туапсе или Планерском. Но зато здесь ежегодно проходит карнавал. Геленджик — это самый веселый курорт страны. А смех — это тоже целебное средство. Недаром английский врач XVII века Сиденхелл писал: «Прибытие в город комедиантов важнее для здоровья его жителей, чем прибытие обоза, груженного лекар­ствами». А группа американских ученых из Стэнфордского уни­верситета (штат Калифорния) после многолетних исследований доказала, что смех улучшает здоровье и продлевает жизнь. Итак, лечение смехом, смехолечение. Главный герой — смехолекарь, «смехарь». Так родился образ, а затем и «ход» будущего представления: первая часть — переаттестация всех медиков ку­рорта, проверка их «смехолечебных» умений, вторая часть — собственно смехолечение всех в оном нуждающихся: бюрокра­тов и лодырей, пьяниц и фарцовщиков, и т. д. и т. п. Так ро­дился и единый изобразительный мотив — образ «смехаря», ры­жего веселого клоуна в докторской шапочке с красным крестом (художник В. Бортяков). Это изображение было на плакатах и программках, на пригласительных билетах и листовках, на машинах и костюмах, на фонарях и витринах. Во всех ларьках и киосках продавались значки с изображением веселого смехаря, керамические медали, оригинальные куклы-сувениры и т. п. Театрализованное шествие было разбито на девять тематиче­ских колонн («Геленджик — город мира», «Геленджик — город дружбы», «Геленджик — город здоровья», «Геленджик — город солнца» и т. д. до «Геленджик — город будущего»), во главе каждой шагал униформист со штандартом, на котором была нарисована рожица веселого «смехаря» и начертано название колонны. И, наконец, огромный «смехарь» встречал зрителей на стадионе. Голова его в докторской шапочке поворачивалась то вправо, то влево и подмигивала трибунам (машина с теле­скопической вышкой), а огромные руки с букетами цветов под­нимались и опускались, пытаясь обнять всех разом (две маши­ны типа «мехрука»). Платье «смехаря» с учетом ветровой на­грузки было собрано из старых рыболовных сетей, покрашенных в разные цвета. Оно же, естественно, стало задником, фоном для выступающих, местом, где сосредоточивались и переодева­лись коллективы.

На форму юбилейного карнавала несомненно наложило от­печаток еще и то обстоятельство, что 1986 год был годом XXVII съезда КПСС, а по решению ЮНЕСКО 1986 год был объявлен годом мира. В течение семи дней в городе работали выставки «Геленджик вчера, сегодня, завтра», цветов, аранжи­ровок и композиций под названием «Праздник, который всегда с тобой», домашних животных и птиц под названием «Любовь со взаимностью», картин, гравюр и карикатур местных худож­ников под названием «Искусство на панели» (выставка была под открытым небом), книг местных авторов и т. д. и т. п. На этих выставках продавали книги и эстампы с автографами ав­торов, грампластинки и кассеты, семена и выкройки, устраи­вались аукционы породистых животных и птиц, редких блюд и поделок народных умельцев, демонстрировались моды нового курортного сезона и проводились комические спортивные со­ревнования, проводились консультации врачей, поваров, офици­антов, парикмахеров, массажистов, косметологов, юристов, мо­дельеров. Все это проходило в рамках семидневной театрали­зованной ярмарки. Помимо этого, был марш-парад духовых оркестров, конкурс бальных, народных и современных танцев, выборы «королевы курортного сезона-86», бал-концерт приехав­ших на праздник коллективов и исполнителей, народное гу­лянье на набережных и т.д. Но главным мероприятием, гвоз­дем и «изюминкой» всей этой праздничной недели было костю­мированное шествие по улицам, бульварам и набережным го­рода с театрализованными представлениями на площадях (у кинотеатра, у Морского порта) и на стадионе. Узкие улочки города, небольшие размеры площадей и стадиона (одна три­буна на 2500 мест), а также стационарное звукоусиление на всей трассе и на всех площадках позволили использовать до­вольно много звучащего текста. Кроме того, комические надписи были на бортах машин, на плакатах, на парапетах и заборах, на витринах и уличных «перетяжках». Помимо оригинальных текстов, мы кое-где использовали репризы и стихи известных авторов агитбригадных представлений А. Аксельрода и М. Левинтона (на одном из первых карнавалов М. Левинтон был у нас консультантом по медицинской тематике и «черному юмо­ру») с их любезного согласия, а также отдельные строфы С. Маршака, Ф. Кривина, подлинные тексты русских скоморо­хов, балаганных дедов, петрушечников, раешников и др. Об­щий сценарий всех представлений составлял 140 машинописных страниц. Естественно, здесь мы приведем не все, а только сце­нарий ярмарки и костюмированного шествия с представления­ми на площадях.

«ЧТО УГОДНО ДЛЯ ДУШИ!»

(Сценарий театрализованной ярмарки)

В последние годы все чаще и чаще в городах и поселках вспоминают о древней русской традиции — осенней ярмарке, связанной со сбором урожая. На площадях и возле рынков устанавливаются ларьки и киоски, Агропром торгует прямо с борта рефрижераторов, заодно продают изделия местных ма­стеров и умельцев, тут же разворачивается коопторг, общепит организует передвижные чайные и закусочные, повсеместно предлагают свой товар специалисты в области индивидуальной трудовой деятельности... Иногда на территории ярмарки строит­ся помост, на котором время от времени выступают коллекти­вы художественной самодеятельности. Вое это происходит от­дельно друг от друга — торговля сама по себе, а творчество — само по себе. Но опыт традиционных русских ярмарок с их скоморохами и зазывалами, раешниками и балаганами говорит о том, что связь между этими двумя течениями может быть го­раздо теснее, если театрализовать торговлю, а в репертуар кол­лективов внести соответствующие коррективы. Тогда ярмарка превратится в народное гулянье, в праздник. Ниже предла­гается сценарий подобного праздника для карнавала в Геленд­жике.

Итак, на улицах и площадях, находящихся в треугольнике между кинотеатром «Буревестник», портом и рынком, идет тор­говая ярмарка. Помимо сельхозпродукции колхозов и совхозов Геленджика, в ларьках и киосках торгуют цветами, плодами и овощами члены садово-огородных товариществ и объединений. Они не только продают излишки своей продукции, но и органи­зовали выставку лучших образцов, дают советы и рекомендации по обработке почвы, по уходу за растениями, кустарниками и деревьями, по переработке урожая, продают семена, черенки. Рядом — выставка-продажа домашних животных, декоративных рыб и птиц. Кругом клетки и аквариумы, вольеры и консульта­ционные столы. Здесь можно получить консультацию по уходу за животными, купить щенков и котят, попугайчиков и рыбок, корм для них и новую клетку, постричь собаку. Здесь же голу­беводы, продавцы хомяков.

В ларьках, расположенных рядом с эстрадами, идет торгов­ля изделиями народных мастеров и дегустация национальных блюд.

Сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства не только продаются, но тут же, на глазах зрителей, изготавли­ваются. Рядом с домиками сидят и работают мастера. Они не только сами изготавливают свои изделия, но и обучают этому зрителей. У каждого несколько гончарных кругов, или ткацких станков, или наковален. Человек делает изделия сам, показы­вает, как их делать, приглашает всех желающих попробовать, продает готовые изделия, предлагает желающим глину, солому, металл и т. п. исходный материал, рекламирует свой промысел.

В других киосках идет торговля полуфабрикатами и готовы­ми изделиями национальной кухни, их дегустация, тут же раз­даются рецепты и показываются приемы приготовления пищи, объясняется назначение незнакомых предметов кухонной утва­ри и т.д. Здесь же бармены готовят, проводят дегустацию и дают рецепты безалкогольных коктейлей, врачи-диетологи ре­комендуют, как похудеть, врачи-косметологи — как следить за своей внешностью, массажисты обучают приемам самомассажа.

На пирсе в промежутках между концертными программами проходит показ моды летнего сезона-86. Участвуют манекенщи­цы и модельеры Геленджикского, Новороссийского, Краснодар­ского и Сочинского домов моделей. Зрители располагаются на берегу и на верандах нового здания морпорта. В конце пирса пришвартованы два прогулочных судна, где манекенщицы ме­няют платья. Тут же модельеры предлагают эскизы и выкрой­ки, дают консультации. Коопторг и местная промышленность продают майки, сумки, кепи, сувениры с эмблемой ярмарки и надписями, специальные значки. Последняя модель — пляжные костюмы и купальники. Проходя по пирсу, манекенщицы сни­мают с себя пляжные куртки, юбки, шорты, остаются в купаль­никах, прыгают в воду и добираются до берега вплавь Финал показа — танец на берегу. Показ мод проходит в утренние ча­сы, когда солнце светит с берега, из-за спин зрителей, на пирс.

В некоторых киосках идет продажа пластинок, пленок и кассет с записью музыки местных композиторов, книг местных писателей, картин, эстампов, офортов местных художников. Все это продают сами авторы, раздают автографы, отвечают на во­просы посетителей. Рядом продаются конверты и марки со спецгашением, посвященным празднику. На аллеях самодея­тельные художники рисуют портреты всех желающих, продают свои картины, гравюры, статуэтки.

Особое место отведено выставке технического самодеятель­ного творчества. Авторы объясняют, из чего и как сделаны их самоделки, дают чертежи и рекомендации, показывают машины в действии.

К празднику приурочены выставки коллекционеров (марки, монеты, этикетки, экслибрисы и т. д.), клубов по интересам, кактусоводов, живописи, карикатуры, фотографии, детского ри­сунка и т. п. Проходят они в обоих домах культуры. Тут же владельцы и авторы дают пояснения, советы, рекомендации.

В оформлении сценических площадок и киосков максималь­но используются товарные знаки фирм и обозначения товаров, флаги расцвечивания, герб города, эмблема карнавала, фольга, воздушные шары, а также цветы и зелень В оформлении сле­дует максимально использовать уже имеющиеся архитектурные элементы гирлянды флагов натягивать между деревьями и столбами, фонари раскрашивать клоунскими рожицами, стенки киосков и витрины расписывать лозунгами и разрисовывать смешными рисунками. Надо также расписать заборы, парапеты и мостовые. На стенах и заборах надо наклеить плакаты и афиши карнавала, нарисовать эмблемы и карикатуры, написать рекламные тексты и шутливые надписи типа: «Здесь самое удобное место для обзора карнавального шествия», «На этом углу кавалькада остановится на 27,5 секунды», «Стоянка карна­вала строго воспрещается!» и т. д.

На всех перекрестках стоят комические указатели со стрел­ками — где, что происходит. Это может быть однорукое огород­ное пугало, указывающее рукой на эстраду, или камень с надписью типа:

Направо пойдешь — товары найдешь,

Налево пойдешь — поешь и попьешь,

Прямо пойдешь — со смеха помрешь,

Домой уйдешь — с тоски пропадешь!

Могут быть просто полосатые столбы со стрелками. На од­ной стороне надписи: «Что? Где? Когда?» На другой: «Все, что твоей душеньке угодно! Повсюду! Сегодня и ежедневно!»

Наконец, это могут быть большие схемы территории ярмар­ки, где яркими рисунками обозначены места торговли и верни­сажа, показа мод и спортивных состязаний, концертов и вы­ставки цветов, следами ног показан путь к центральной эстра­де. Везде — графики с почасовым «раскладом» концертов, по­казов, торговли и т.п.

У входов на ярмарку находятся костюмированные зазыва­лы с мегафонами. Они выкрикивают рекламные тексты, рас­хваливают товары, заманивают зрителя. В толпе бродят ло­тошники, коробейники, разносчики с мелким товаром. Они, в свою очередь, громко расхваливают свой товар. Наконец, на ярмарке работают группы скоморохов, которые просто веселят публику, загадывают мудреные загадки, водят хороводы, втяги­вая в них зрителей, предсказывают судьбу, гадают на картах, поют «нескладухи», пляшут на руках и на ходулях, играют на бубнах, ложках, трещотках, свистульках. Народные забавы, иг­рища, шутливые обряды, конкурсы. Победители получают шу­точные призы, проигравших «парят» березовым веником. Все скоморохи работают со зрителями и внутри толпы. Основная задача — вовлечь зрителя в действие, создать праздничное на­строение, «завести» людей. Все это — стилизация под старинное народное ярмарочное гулянье, балаганы. Ездят открытые ма­шины с оркестрами и группами артистов, останавливаются в любом месте, выступают и едут дальше. Диксиленды и костю­мированные группы ездят на машинах клуба автомотостарины, на машинах-самоделках, на веломобилях. Вдоль всего берега плавают баржи и прогулочные корабли с оркестрами и участ­никами самодеятельности. Они пристают к берегу, показывают представление и плывут дальше. По улицам и бульварам мар­шируют духовые оркестры, останавливаются, играют, снова маршируют.

Перед началом гала-концерта на центральной эстраде вы­ступают ВИА, семейные ансамбли, малые коллективы, отдель­ные исполнители-виртуозы.

Ниже приводятся тексты зазывал, торговцев и скоморохов. Если понадобится, количество текстов можно увеличить (зави­сит от номенклатуры товаров, репертуара коллективов и т. п.).

Наши рекомендации