Обучение игровой и соревновательной деятельности
Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты).
Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незамени-
ма интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.
Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки спортсменов в игровых видах спорта.
На рисунке 16 показан системный характер интегральной подготовки в процессе обучения спортивной игре, тренировке на более высоком уровне подготовленности.
В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть «блок взаимосвязей» внутри и с другими видами подготовки.
Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность (рис. 16).
Таким образом, содержание и структура соревновательной деятельности являются исходным фактором для построения структуры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в игровой и в конечном счете в соревновательной деятельности.
В главах 6-11 по каждой спортивной игре представлены подготовительные игры, конкретные задания по технике и тактике в учебной игре.
На основе положений об интегральной подготовке и модельных упражнений можно выстроить систему тренировочных, интегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в освоении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов. Во втором разделе представлен материал, отражающий специфику каждой спортивной игры.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх.
2. Какова реализация в соревновательной деятельности результатов тренировки?
3. Какова взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической?
4. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки?
5. Объясните, что собой представляет игровая подготовка как метод интеграции тренировочных эффектов.
6. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая форма интегральной подготовки?