Особенности работы спортивного журналиста в прямом эфире
Главным критерием в работе спортивного журналиста является профессиональный подход к освещаемой спортивной тематике. Он должен хорошо владеть литературным языком и спортивной терминологией, обладать хорошей дикцией, артистичностью, склонностью к импровизации, образным видением действительности.
Многое зависит от средства массовой информации, в котором он работает, и от того, на какой должности он работает.
В функции спортивных корреспондентов входят: посещение спортивных мероприятий, соревнований, пресс-конференций с целью сбора информации, обработка и подготовка материала к эфиру. При подготовке выпуска спортивных новостей журналист должен постоянно ориентироваться на аудиторию. И поэтому подготавливаемый материал не должен быть перенасыщен специфическими и узкопрофессиональными терминами, которые малопонятны простому зрителю. Это помогает ему ярко и динамично раскрыть суть спортивного события. Знание спортивной терминологии дает возможность четко передать специфику проведения соревнований и квалифицированно прокомментировать, что происходит в данный момент на спортивной арене.
Однако при подготовке любого спортивного материала нужно учитывать, что является важным в том или ином спортивном событии и как лучше подать информацию, чтобы избежать штампов и однообразия. Поэтому при необходимости желательно проводить консультации со специалистами в сфере спорта. Сама работа спортивного журналиста делится на несколько периодов.
Подготовительный период включает в себя сбор первичной информации о предстоящем соревновании с использованием различных источников (энциклопедий, спортивных справочников, интернета и т.д.) для получения исторических, статистических и других данных.Обязательное уточнение правил проведения соревнований. Подготовка и проверка аппаратуры (диктофона, микрофона, «репортера», видеокамеры) и других «орудий труда» журналиста (ручки, блокнота), так как во время пресс-конференции или при взятии интервью после завершения матча неожиданно может не сработать батарейка, подсесть аккумулятор, закончиться кассета и т.д.
Основной период включает в себя работу журналиста уже непосредственно на самом соревновании. При этом представителю масс-медиа нужно помнить, что каждый вид спорта имеет свои особенности. Поэтому здесь вырабатывается своя методика работы, которую журналист, работающий в том или ином СМИ, считает для себя более или менее рациональной.
Рассмотрим данную стадию на примере работы во время футбольного матча: если это представитель печатных органов, то он может фиксировать в блокноте или наговаривать на диктофон то, что происходит на поле и на какой минуте: когда возникла острая ситуация, сколько подано угловых, когда и кем был забит мяч, и т.д.Если это теле- или радиожурналист, работающий в прямом эфире, то в его задачу входит: постоянно следить за матчем, отражая в своем комментарии суть происходящего; уметь заполнять возникшие паузы полезной информацией; не отвлекаться на посторонние темы, тем самым пропуская важные игровые моменты. Если это теле- или радиожурналист, работающий в новостях, для него важно правильно отметить, когда и кто забил гол.
Особая внимательность нужна во второй сорокапятиминутке, когда приходится рассчитывать и прибавлять время. Здесь постоянно происходят казусы. Часто теле- или радиожурналист передает в эфир приблизительное время забитого гола, и это расхождение в спортивных новостях на разных теле- или радиоканалах может достигать разницы в 5–7 минут.
Заключительный период, сюда можно отнести присутствие журналиста на пресс-конференции и работу над материалом.
Пресс-конференция обычно проводится уже после соревнований с победителями, призерами или тренерами, реже – до начала состязаний (при открытии спортивного сезона или чемпионата по какому-либо спорту и т.д.).
Сначала на ней предоставляется слово участникам и их наставникам, затем дается возможность журналистам задать вопросы.
Сведения, полученные на пресс-конференции, нередко помогают спортивному журналисту наиболее полно представить всю картину спортивного соревнования. В частности, почему сделана та или иная замена в ходе футбольного матча, или за счет чего удалось обойти соперника, или какие обстоятельства помешали выйти на старт спортсмену и т.д.
При подготовке самого материала к печати или эфиру очень существен «эффект точности и достоверности» с использованием таких элементов, как наглядность, оперативность, ясность, простота и четкость. Нужно уметь выделить значимое, сенсационное, в то же время не забывая про объективность.
И самое главное – спортивному журналисту нужно суметь так подать материал, чтобы интерес к нему со стороны читателя, зрителя или радиослушателя не ослабевал, а наоборот – возрастал, при этом широко используя эмоциональную окраску своего творения.