Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне

Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Работа над предложением: запись загадки Красный конёк по дереву бежит. (Огонь.) Выделение в предложении главных членов, называние словосочетаний, нахождение в словах орфограмм в корне слов и обоснование их написания.

Чтение темы «Правописание слов с безударными гласными в корне». Обсуждение: «Что означает выражение правописание безударных гласных в корне?» Постановка познавательной задачи урока: «Как проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне?» Обсуждение задач урока.

Воспроизведение знаний о способах проверки буквы безударного гласного в корне слова и выполнение заданий (учебник, упр. 194, с. 104). Обоснование способов решения орфографической задачи при написании каждого слова.

Работа с правилом (учебник, с. 104), воспроизведение способов подбора проверочных слов для правильного обозначения буквой безударного гласного звука.

Работа с рубрикой «Запомните» (учебник, с. 104): чтение слов с правильным ударением, составление (устно) предложений с каждым из данных слов, подбор проверочных слов, обосновывающих написание букв безударных гласных в словах шкафы, холмы.

Упражнения в обосновании правильного написания пропущенной орфограммы в корне слова (учебник, упр. 195, с. 105). Варианты работы: упражнения проводятся в форме предупредительного, либо объяснительного, либо выборочного диктанта, либо устного орфографического диктанта с последующей записью слов самостоятельно или под диктовку учителя.

Упражнение в распознавании трудных случаев обозначения буквой безударного гласного звука (учебник, упр. 196, с. 105). Учитель обращает внимание детей на следующее: прежде чем определить написание корня в слове, надо выяснить его значение. Письменное задание выполняется по усмотрению учителя частично или полностью.

Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Почему надо проверять букву безударного гласного в корне слова? Как её надо проверять? Проверьте себя! Найдите орфограмму в корне слов и подберите проверочное слово» («Рабочая тетрадь», упр. 134, с. 53, задание выполняется устно).

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (на выбор: упр. 133, 134, с. 53).

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ[3]

В данном разделе приведены примеры лишь некоторых заданий итоговой оценки достижения планируемых результатов[4] учащимися по курсу «Русский язык» (3 класс).

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Развитие речи»

Планируемый результат: определять тип речи, подбирать к тексту заглавие.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Озаглавь текст. Выдели в тексте описание.

Бурундук — житель тайги. Он маленькая земляная белка. Хвост у бурундука не пушистый, а на спине пять чёрных полосочек. Осенью, как созревают кедровые орешки, бурундук набивает за щёки побольше орешков и носит в норку про запас на зиму.

(Г. Снегирёв)

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Озаглавь текст. Определи тип текста в каждой части (описание, повествование, рассуждение).

Я пробирался между сугробами и зорко посматривал по сторонам. Вдруг какая-то птичка мелькнула передо мной. Подкрадываюсь поближе. С восхищением разглядываю её чудесный наряд.

Она вся как будто разрисована: головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-жёлтая и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.

Синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щёлку — охотилась за спрятавшимися там на зиму жучками и паучками. Потом синица вдруг села на веточку и звонко и весело запела.

(По Г. Скребицкому)

1—я часть —

1) я часть —

2) я часть —

Планируемый результат: оценивать правильность выбора языковых средств общения со сверстниками, знакомыми, с людьми разного возраста.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. При обращении к ребятам — пассажирам троллейбуса Петя Иванов допустил две ошибки в употреблении слов. Подчеркни слова, в которых были допущены эти ошибки.

□ Ребята, вы на следующей остановке будете сходить с троллейбуса?

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Найди предложение-обращение, которое построено правильно. Отметь правильное обращение знаком ✓ . В других обращениях подчеркни неправильно употреблённые слова и объясни, в чём причина ошибки.

□ Ребята, вы на следующей остановке будете выходить с троллейбуса?

□ Ребята, вы на следующей остановке будете сходить с троллейбуса?

□ Ребята, вы на следующей остановке будете выходить из троллейбуса?

Раздел «Фонетика и графика»

Планируемый результат: различать звуки и буквы.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Укажи слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Ёж, □ день, □ вьюга, □ моря, □ маяк.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В какие группы можно объединить слова по количеству в каждом слове звуков и букв? Запиши каждую группу слов с новой строки.

Ёрш, тьма, яма, мышь, съел, каюта, вьюн, плащ, сердце.

Планируемый результат: различать ударные и безударные гласные звуки.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в каждом слове предложения буквы, которыми обозначены безударные гласные звуки.

По берегам реки раскинулся сосновый бор.

На зелёной травке играли бельчата.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Укажи слова, которые начинаются с безударного гласного звука. Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Язык, □ июль, □ осина, □ утка, □ альбом, □ этаж, □ йогурт.

Планируемый результат: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в предложениях слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Дети разливали в чашки горячий чай.

Целый день тюлень отдыхал на льдине.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука. Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Тетрадь, шить, лебедь, дети;

□ чаща, якорь, щавель, тюльпан;

□ песня, люстра, цирк, дятел.

Планируемый результат: различать звонкие и глухие согласные звуки.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Душистый запах цветов наполнял воздух.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Укажи ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки. Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Отец, камыш, поэт;

□ капуста, степь, шкаф;

□ кирпич, суп, копейка.

Планируемый результат: уметь давать характеристику звука.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Какой звук обозначен выделенной буквой? Произнеси его. Определи его место в «звуковом домике». Отметь правильный ответ знаком ✓.

стрижка

□ [_] — согласный непарный звонкий, непарный твёрдый;

□ [_] — согласный парный глухой, непарный твёрдый.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни пропущенные признаки (характеристики) этого звука.

ЧУДЕСНЫЙ

[_ ] — согласный, гласный, ударный, безударный; непарный,

парный звонкий, глухой; парный, непарный мягкий, твёрдый;

[_ ] — согласный, гласный, ударный, безударный; непарный,

парный звонкий, глухой; парный, непарный мягкий, твёрдый;

[_ ] — согласный, гласный, ударный, безударный; непарный, парный звонкий, глухой; парный, непарный мягкий, твёрдый.

Планируемый результат: пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. В каком порядке встретятся тебе слова в словаре? Покажи порядок цифрами от 1 до 5.

Синица, □ аист, □ дрозд, □ соловей, □ пеночка.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В каком порядке встретятся тебе слова в словаре? Покажи порядок цифрами от 1 до 5.

Дождь, □ дерево, □ дождик, □ долина, □ дятел.

Раздел «Орфоэпия»

Планируемый результат: соблюдать орфоэпические нормы.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Произнеси слова правильно. Укажи, какой звук обозначен выделенной буквой в данных словах.

Моряк [__], шубка [_ ], яичница [__ ], чертёж [__].

Задание повышенного уровня сложности Произнеси слова. Подчеркни в словах буквы, которые надо произносить не орфографически, а орфоэпически.

Лодка, ручка, чтобы, почта, водичка, голубь, мороз.

Задание базового уровня

Произнеси слова. Обозначь в словах ударение.

Красивей, статуя, положить, жаворонок, жарче, взяла, инструмент, сантиметр, форзац.

Задание повышенного уровня сложности

Произнеси слова. Распредели их в две группы по месту ударения в слове. Запиши каждую группу с новой строки. Обозначь в словах ударение.

Звонил, километр, понял, щавель, магазин, портфель, алфавит, клеить, шофер, краны.

Раздел «Лексика»

Планируемый результат: определять лексическое значение слов, умение пользоваться «Толковым словарём» учебника для выяснения значения незнакомого слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подбери и запиши слова той же лексической группы, что и данное слово.

Скрипач, _______________________________________

Баян, ___________________________________________

Шахматы, _______________________________________

Дождь, _________________________________________

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Распредели слова по значению в две группы: 1) слова, которые вышли из употребления в современном литературном языке; 2) слова, которые сравнительно недавно пришли в наш язык из других языков. Подчеркни слово, значение которого ты не знаешь. Узнай о лексическом значении этого слова в «Толковом словаре».

Компьютер, ямщик, перст, плейер, око, ноутбук, кушак, брег, картуз, менеджер.

Планируемый результат: различать фразеологизмы (простые случаи), понимать их значение.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни то слово из скобок, которое объясняет значение данного фразеологизма.

Рукой подать (далеко, близко). Во весь дух (быстро, медленно). В час по чайной ложке (быстро, медленно).

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Найди и запиши фразеологизмы-синонимы парами.

Сидеть сложа руки, с гулькин нос, дать нагоняй, гонять лодыря, капля в море, со всех ног, намылить голову, во все лопатки (бежать).

Планируемый результат: различать синонимы, антонимы, омонимы, пользоваться синонимами для уточнения значения слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Укажи ряд словосочетаний, где выделенные слова являются синонимами (антонимами, омонимами). Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Студёныйключ, скрипичныйключ;

мягкий хлеб — чёрствый хлеб;

дорожить дружбой — ценить дружбу.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Определи, что обозначает каждое выделенное слово. Подбери к нему синоним или антоним для объяснения его значения.

По камням журчалстудёный ключ.

Спуск с горной вершины былпологий, и мы быстро спустились к морю.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Планируемый результат: различать однокоренные (родственные) слова, выделять в них корень.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Найди однокоренные (родственные) слова. Запиши каждую группу однокоренных слов с новой строки. Выдели в однокоренных словах корень.

Гора, горка, горелый, горе, догореть, горюшко, гористый, горевать, гореть.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Найди однокоренные (родственные) слова среди неоднокоренных слов. Запиши каждую группу слов с новой строки. Выдели в однокоренных словах корень.

Соломенный, солонка, солист, солить, солёный, солома, соловушка, соломка, солнце.

Планируемый результат: различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Какое из слов является формой слова звезда? Отметь правильный ответ знаком ✓.

□ Звёздочка, □ звёздный, □ звездой, □ звездопад.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Распредели слова в два столбика: формы слова голубь и однокоренные слова к слову голубь. Среди данных слов есть лишние слова.

Голубок, голубка, голубем, голубёнок, голенький, (к) голубю, голубизна, (о) голубе, голубятник.

Планируемый результат: различать изменяемые и неизменяемые слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Отметь неизменяемые слова знаком ✓.

□ Метро, □ облако, □ море, □ кофе, □ метель.

Задание повышенного уровня сложности Прочитай. Выпиши слова, в которых есть окончания. Выдели эти окончания.

Шампунь, тополь, радио, озеро, зеркало, полотенце, шоссе, такси, брюки, пальто, золото.

Планируемый результат: подбирать из предложенного списка слова с однозначно выделяемыми морфемами к заданной схеме состава слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Рассмотри схемы. Укажи схему, которая соответствует слову подснежники.

3) ^ □;

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Запиши слова в порядке расположения данных схем. Выдели в словах значимые части слова.

^ □, □, . □.

Полоска, почта, пограничники. ____________________

Приветливый, природа, пригородный. ______________

Планируемый результат: определять, при помощи какой значимой части образовались однокоренные слова.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни названия тех частей слова, при помощи которых могут быть образованы новые слова.

Основа, приставка, окончание, суффикс, корень.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Выдели в каждом ряду слов ту значимую часть (или части), с помощью которой образовались новые слова. Перед словами каждого ряда запиши слово, от которого образовались однокоренные слова.

(_________ ) — печка, печурка, печник, печной.

(_________ ) — накормить, покормить, выкормить.

(_________ ) — нагорный, подгорный, предгорный.

Раздел «Морфология»

Планируемый результат: распознавать слова разных частей речи.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Укажи над каждым словом предложения часть речи.

Из тёплых стран летели на родину перепёлки. Они летели над морем.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Распредели слова в группы по частям речи. Среди данных слов есть и неизученные части речи. Запиши слова каждой части речи с новой строки.

Победа, зеленеть, быстро, восемь, они, на, весёлый, дружба, четыре, ты, спать, сон, сегодня, жёлтый, я, под, к, вы, пятница, счастливый.

Планируемый результат: распознавать имя существительное и его признаки.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Найди имена существительные. Укажи над ними род. Подчеркни неизменяемое имя существительное среднего рода, употреблённое в родительном падеже.

Мальчик выбежал на крыльцо без пальто и без шапки.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В какие группы можно объединить данные имена существительные? Запиши каждую группу слов с новой строки. Подготовься объяснить, по какому признаку ты распределил слова в группы.

Россия, пальто, брюки, Томск, друзья, Венера, шоссе, врач.

Облако, снегирь, полотенце, муравьи, кино, мышь, шахматы.

Задание базового уровня

Прочитай. Укажи падеж выделенных имён существительных.

Ясныймесяц осветилокрестность.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Выпиши из предложения словосочетания с именами существительными. Укажи над именами существительными падеж.

Ребята плыли на лодке по озеру.

Планируемый результат: умение распознавать глаголы и их признаки.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Найди в предложениях глаголы. Укажи над глаголами их время.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В какие группы можно объединить данные глаголы?

Запиши каждую группу слов с новой строки. Подготовься объяснить, по какому признаку ты распределил слова в группы.

Читает, посмотрел, встретят, идти, слушает, позвонят, держать, объяснил, работает, копать, прочитают, пообедал.

Планируемый результат: умение распознавать имена прилагательные, определять признаки имени прилагательного, находить в предложении словосочетания с именами прилагательными.

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни имена прилагательные, укажи их род. Выпиши из предложений каждое имя прилагательное вместе с именем существительным.

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт — рядится в беленькое платьице. (Е. Серова)

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Выпиши из предложения каждое имя прилагательное вместе с именем существительным. Подчеркни имя прилагательное, употреблённое в винительном падеже, укажи над ним род.

Прячет ловкая кедровка в старый мох орехи ловко. (Е. Головин)

Раздел «Синтаксис»

Планируемый результат: умение различать словосочетание и предложение.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Отметь знаком ✓ только словосочетания из данного предложения.

Тихо падают с берёз осенние листья.

□ тихо падают □ листья падают

□ осенние листья □ падают с берёз

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Выпиши словосочетания из предложения.

В траве ярко сверкали капельки росы.

Планируемый результат: умение различать главные и второстепенные члены предложения.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай предложение. Отметь знаком ✓, какое из данных слов является подлежащим.

Низкие облака закрыли небо.

□ низкие □ облака

□ закрыли □ небо

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай предложение. Выпиши из предложения слово, которое является второстепенным членом, поясняющим сказуемое.

Луч солнца осветил окрестность.

Планируемый результат: умение различать предложения по цели высказывания и по интонации.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Отметь знаком ✓ побудительное невосклицательное предложение.

□ Всякая работа мастера хвалит.

□ Не торопись отвечать, торопись слушать.

Задание повышенного уровня сложности

Составь и запиши два предложения:

· повествовательное восклицательное предложение;

· побудительное невосклицательное предложение.

Раздел «Орфография»

Планируемый результат: находить в словах орфограммы, определять тип орфограммы.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

Разъезд, семья, коньки, мышь, грамм, жизнь, чаща, ночка.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Найди в словах орфограммы на изученные правила и рядом с каждым словом напиши слово с той же орфограммой.

Рожь — ____ , герб — ______ , касса — ______ , друзья —

_ , съезд — ______ , лыжи — ______ , шить — ______ , , чай

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в корнях слов проверяемые орфограммы на изученные правила.

Книжка, городок, зелёный, пирожок, озеро, местный, площадка.

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. В какие группы можно объединить слова с орфограммой в корне на одно и то же правило? Запиши каждую группу слов с новой строки, подчеркни орфограммы.

Близкий, долина, помогать, честность, травка, сторона, поздний, сливки, звёздный, пляска, далеко, сказка, тростник.

Планируемый результат: определять место орфограммы в слове.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы и укажи знаком ✓, где находится эта орфограмма.

КЛЮЧИК ВЕТЕР

□ корень □ корень

□ приставка □ приставка

□ суффикс □ суффикс

□ окончание □ окончание

Задание повышенного уровня сложности

Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы. Объедини слова в группы по месту орфограммы в слове.

Дворник, собрал, мороз, зонтик, облил, север, родной, продал, глазок, внучек, переплыл.

точка

Орфограмма в корне:

Орфограмма в суффиксе: __________________________

Орфограмма в приставке: _________________________

Ниже представлены примеры текстов и заданий к ним для оценивания результатов проведения подробного списывания и проверочного диктанта.

Планируемый результат: безошибочно списывать текст объёмом 60—70 слов.

Догадливый хомяк

Повезло хомяку — наткнулся на птичье гнездо. Лежат на земле два большущих яйца. Забирай и пируй!

Только вот лапками яйцо не обхватишь — выскальзывает. И за щёку не затолкать — не помещается. А бросить жалко.

Возился хомяк, примеривался, пыхтел, сопел — не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо — и покатил к себе в нору. Если дело не по зубам, не по лапам — головой работать надо! (63 слова.)

(Н. Сладков)

Планируемый результат: писать под диктовку тексты объёмом 55—60 слов в соответствии с изученными правилами правописания.

Весеннее утро

Прошла весенняя ночь. Наступило чудесное утро. Лесную окрестность осветило солнце. Посмотрите вокруг! На траве сверкают золотые блёстки росы. Кругом пестреют ромашки и одуванчики. Под елью цветёт серебристый ландыш. У ручья голубыенезабудки. Как прекрасны эти маленькие цветы! Лёгкий ветерок качает листья молодой осинки. Звучат радостные трели дроздов. Ползут рыжие муравьи. Пробежала лесная мышь. Ловкие белки играют на сосне. (60 слов.)

Задание позволяет оценить достижение данного планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне сложности.

Орфограммы, которые не изучаются в начальной школе, выделены в тексте и подчёркнуты. В зависимости от принятой в таких случаях формы работы учитель либо чётко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на доске с пропусками встретившихся в словах изучаемых орфограмм, например п_см_трите и т. д.

[1]В данном разделе пособия «Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс» автора В. П. Канакиной представлены разработки уроков к части 1 учебника «Русский язык» (3 класс) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Материал данного раздела рассчитан на 1-ю и 2-ю четверти обучения.

[2] На данном этапе обучения используется учебник «Русский язык» (3 класс) часть 1 авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и пособие «Русский язык. Рабочая тетрадь» (3 класс) часть 1 автора В. П. Канакиной. Исключение составляет урок 1, где используются части 1 и 2 учебника и пособия.

[3] См.: Иванов с. В., Карабанова О. А., Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).

[4] См.: Логинова О. Б., Яковлева с. Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 кл. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).

Наши рекомендации