Чтение стихотворения Ю. Раевского
– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.
– Винни-Пуху непонятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?
Явно – совершенно очевидно, ясно для всех*(см. Примечание).
Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.
Яхта – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
2. Звуковой анализ слова «яхта».
Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.
Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [а], гласный; третий звук – [х], твердый согласный, его мягкая пара [х’]; четвертый звук – [т], твердый согласный, его мягкая пара [т’]; пятый звук – [а], гласный.
– Когда звуки [й’] и [а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – я.
Учитель выставляет букву я на наборном полотне над двумя фишками, обозначающими звуки [й’] и [а].
– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [а] обозначаются одной буквой – я.)
3. «На что похожа буква?».
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я!
Е. Тарлапан
4. Подбор слов со звуками [й’], [а], расположенными в начале слова.
Дифференцированная работа по учебнику.
1-я группа(слабоуспевающие дети) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова якорь.
2-я группа (среднеуспевающие дети) получают индивидуальные карточки с картинками, на которых изображены яблоко, дятел, ёлка, вишня. Задание: произнесите слова-названия предметов. Определите слово, которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.
3-я группа (успевающие дети) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка. Задание: прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ этого слова.
Фронтальная проверка.
2-я группа:
3-я группа:
6. Работа по учебнику. Игра «Угадай, какое слово получится».
Объяснение учащегося:
– Первый звук в слове кисть – [к’], мягкий согласный, обозначим зеленой фишкой.
– Второй звук в слове лимон – [и], гласный, обозначим красной фишкой.
– Третий звук в слове танк – [н], твердый согласный, обозначим синей фишкой.
– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)
Чтение стихотворения.
IV. Итог урока.
– Винни-Пуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да вот только позабыл, в чем ее особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки [й’] и [а], когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)
– Винни-Пух предлагает вам игру «Закончите предложения словом», которое начинается на букву я.
Мальчик бежал и упал в… (яму).
На завтрак у нас сегодня были… (яйца).
Солнце светит очень… (ярко).
День сегодня был теплым и… (ясным).
Вдруг неожиданно налетел… (ястреб).
Урок 13
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
Цели: познакомить с буквой О, о; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать речь, мышление, память.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Артикуляционная гимнастика.
– Жил-был язычок в домике-ротике. Двери-губы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно спит. К нему пришли гости – звуки. Начали они будить: «О-о-о». (Губы округлены, произносится утрированный звук [о], повторить 8–10 раз.)
– Рассмотрите иллюстрацию. (Показ иллюстрации.)
– Что на ней изображено? (Ответы детей.)
«Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.
– Интересно, кто бы это мог быть? – подумал Кролик. – Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.
Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.
– Это определенно не медвежонок! – решил Кролик. – Большие серые уши могут быть только у… Кролика. Но если там, за дверью, стоит Кролик, то кто же тогда я?
Кролик широко распахнул дверь и увидел…»
– Ребята, подумайте, кто пришел в гости к Кролику? (Ослик.)
– Ослик принес Кролику и нам с вами новую букву.