Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 26.3.1 Значение учета, его виды

Учет— одно из важнейших условий эффективного планирования спортивной тренировки. Он дает возможность увидеть результаты прове­денной работы, реальность плановых заданий.

Планирование и учет органически связаны между собой. Плановая работа немыслима без правильного учета. Однако учет работы нужен не только для составления планов. Материалы учета служат показателями выполнения плана, помогают уточнить и исправить его. Например, хо­рошо поставленный учет данных контрольных испытаний даст возмож­ность выявить слабые стороны в подготовленности спортсменов и наме­тить комплекс тренировочных средств и методов для устранения недостатков.

Учет учебно-тренировочного процесса будет эффективным только в том случае, если он ведется систематически, объективно, точно, досто­верно и полноценно фиксирует результаты проделанной работы и состоя­ние спортсмена; наряду с этим он должен просто и наглядно изображать регистрируемые данные. Поэтому большую ошибку совершают те трене­ры, которые недооценивают роль и значение систематического учета учеб­но-тренировочных занятия, не добиваются того, чтобы их ученики регу-

i i\aoa £.\j, i шаппривапис, MJnifJUJID И уче! И прицсоьс UlupiUBHUM ТреНИрОВКИ CnupiUMbHUB



лярно вели дневники своих тренировок, активно участвовали в разработке тренировочных планов, анализировали итоги участия в соревнованиях, выполнение контрольных нормативов и заданий.

Выделяют поэтапный, текущий и оперативный учет.

Поэтапный учет чаще всего проводится в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предва­рительным, во втором — заключительным, итоговым.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подго­товленности спортсмена или группы спортсменов и другие данные по ус­мотрению тренера. На его основе разрабатываются перспективные планы тренировки. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета дают возможность оценить качество учебно-трени­ровочной и воспитательной работы в процессе спортивной тренировки. Наряду с этим они смогут служить показателем эффективности предше­ствующего планирования, а детальный их анализ будет способствовать со­вершенствованию дальнейшего планирования.

Текущий учет осуществляется непрерывно в процессе учебно-трениро­вочных занятий в микро- и мезоциклах тренировки. Он включает регист­рацию посещаемости занятий и пройденного материала, определение по­казателей тренировочного процесса (средств, методов, величины тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д.), оценку состояния здо­ровья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего учета. Данные оперативного учета позволяют получать необходимую информацию об из­менениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для рационального управления тренировочным процессом.

Основными документами учета учебно-тренировочных занятий, на­пример в ДЮСШ, являются: 1) журнал посещаемости занятий; 2) днев­ники тренировок; 3) журнал учета разрядников, инструкторов-обществен­ников, судей по спорту; 4) таблица рекордов; 5) протоколы соревнований; личные карточки и врачебно-контрольные карты учащихся.

Большое значение для совершенствования и повышения эффективно­сти тренировочного процесса имеет систематическое ведение спортсменом дневника тренировок. Регулярное ведение дневника с подробными запи­сями может служить основой для совместной творческой работы тренера и спортсмена.

В дневнике, как правило, фиксируются: дата, время и продолжи­тельность тренировки, место и условия учебно-тренировочных занятий, их содержание, дозировка (объем и интенсивность) тренировочной на­грузки. Записывают в дневник также, как соблюдается режим, дни при­ема бани и другие восстановительные мероприятия. Отмечают состояние сна (продолжительность и глубина), ЧСС (утром лежа — после сна и окон­чания тренировки), общее самочувствие (утомление, вялость, безразли­чие, желание тренироваться, аппетит и т.д.). Степень проявления поло­жительных и отрицательных признаков самочувствия можно оценивать условно по 5-балльной системе (5 — максимальная, 4 — выше средней, 3 — сред­няя, 2 — ниже средней, 1 — малая).

Особенно подробно следует записывать последние дни перед соревно­ваниями, обращая внимание на содержание и характер тренировочных за-

нятий, отмечать количество дней отдыха перед соревнованием, общее пси­хологическое состояние. Дни соревнований также необходимо подробно описывать в дневнике, конкретно указывая удачные моменты и недочеты, ошибки, на которые в дальнейшем следует обратить особое внимание.

Важно регулярно вносить в дневник результаты выполнения конт­рольных упражнений (тестов) для определения уровня развития отдельных сторон подготовленности (физической, технической и т.д.).

Данные врачебного контроля и диспансерного обследования позволя­ют судить о развитии тренированности и оценивать, как воздействуют при­меняемая система тренировки на здоровье спортсменов.

Дневник должен иметь следующие разделы: I. Индивидуальный план учеб­но-тренировочных занятий на определенный период подготовки (это касает­ся, прежде всего, спортсменов, достигших уровня 1-го разряда и выше); II. Характеристика тренировочного процесса (с указанием применяемых средств и методов тренировки, величины тренировочных нагрузок, самочувствия и т.п.); III. Запись выступления в соревнованиях. IV. Данные контрольных испытаний по физической, технической, тактической и другим видам подготовки спортсмена. V. Данные врачебно-медицинских обследований. VI. Отчет о тренировке за год, период, этап, месяц.

Разумеется, в зависимости от специфики того или иного вида спорта, содержание отдельных разделов дневника спортсмена будет изменяться. Ниже приводится примерная форма дневника спортсмена.

Дневник тренировок

(фамилия, имя, отчество)

(спортивная квалификация)

(специализация)

начат (число, месяц, год)

закончен (число, месяц, год)

тренер (Ф.И.О.)

I. Индивидуальный план подготовки 2003/04 учебный год

II. Характеристика тренировочного процесса.

Дата, Содержа- Объем Интенсивность Методы Само- При- Указа-
время ние трени- трениро- тренировочной трени- чув- меча- ния
  ровочного занятия вочной нагрузки нагрузки в главных и вспомога­тельных средствах ровки ствие ние тренера
               

Итого за неделю: 1. Количество тренировочных дней; 2. Количество тренировочных часов; 3. Средства тренировки и их размерность; 4. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в главных (специфических) и вспомогательных (неспецифических) средствах; 5. Методы тренировки (в %); 6. Восстановительные мероприятия.

III. Выступления в соревнованиях.

  № п/п
  Дата и время
  Название соревнования
  Вид соревновательной деятельности (бег на оп­ределенную дистанцию в лыжных гонках, вы­полнение обязательной и произвольной про­граммы в гимнастике, толчок или рывок штанги в тяжелой атлетике)
  Показанный результат
  Занятое место
  Условия соревнований и ход спортивной борь­бы (температура внешней среды, состояние снега,график бега, самочувствие, психологи­ческое состояние и пр.)
  Недостатки в подготовке (технической, фи­зической, тактической, психологической), выявленные в процессе соревнований
  Выводы и оценки выступления

IV. Учет результатов выполнения контрольных нормативов для оцен­ки уровня развития отдельных сторон подготовленности спортсменов (дан­ные контрольных испытаний записываются также в учетную карточку).

Вид подготовки Контрольные упражнения (тесты) Дата, результат
Физическая 1. 2. 3. и т.д.  
Техническая 1. 2. 3. и т.д.  
Тактическая 1. 2. 3. и т.д.  

Психологическая 1. 2. 3. и т.д.  
Теоретическая 1. 2. 3. и т.д.  

V. Учет данных врачебно-медицинских обследований (на основе дан­ных врачебно-медицинских обследований составляются врачебно-конт­рольные карты).

№ п/п Дата Наименование мероприятий Регистрирующие признаки Заключение врача
        J

VI. А) Месячный отчет по учебно-тренировочной работе.

______________________________ по__________________________

(Ф.И.О.) (спортивная специализация)

за______________ месяц 20_____ года

№ п/п Средства тренировки Ед. изм. Недели Всего за месяц
1. 2. 3. и т.д.                

Количество тренировочных дней_____________________________

Количество тренировочных занятий__________________________

Количество соревнований и контрольных тренировок____________

Количество часов_________________________________________

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в специфических и
неспецифических средствах тренировки__________________________

Результаты участия в соревнованиях__________________________

Количество пропущенных занятий____________________________

Заключение тренера_______________________________________

(подпись)______________________________

'"°°° "■ '"'"""мочанив, контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 447

Б) Годовой отчет по учебно-тренировочной работе

---------- .____________ .___ по_______________________

(Ф.И.О.) (спортивная специализация)

№ п/п Показатели и их размерность Периоды спортивной тренировки Этапы Подгото­вительный Соревновательный Переходный Всего за год
 
      Месяцы VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V  
                               

Заключение тренера

(подпись)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая книгу, целесообразно подвести итоги современному со­стоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы развития. Теория и методика физической культуры представ­ляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд самостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фундаментальные общие черты, свойства и законо­мерности функционирования и развития, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процессе целенаправленного воз­действия на природные качества человека.

До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных струк­турных единиц системы знаний о физической культуре существуют различ­ные точки зрения.

В структуру учебного предмета «Теория физической культуры» по мне­нию В.М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы:

♦ Введение в общую теорию физической культуры.

♦ Теория и методика физического воспитания.

♦ Теория и методика спорта.

♦ Теория и методика физической рекреации.

♦ Теория и методика физической реабилитации.

Л.П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физи­ческой культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела:

♦ Введение в теорию физической культуры.

♦ Общие основы теории физического воспитания.

♦ Характеристика типичных направлений и форм использования фи­зической культуры.

♦ Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.

Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассматривали также Н.И. Пономарев (1974, 1985), В.И. Столяров (1985) и другие ученые.

Понятно, что основой структурирования учебного предмета «Теория физической культуры» является дальнейшее углубленное познание состава и строения физической культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физической культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей совокупности компонентов и связей, образую­щих физическую культуру как многогранное явление. Пока не все компо­ненты физической культуры изучены достаточно глубоко и разносторон­не. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно.

К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию кон­цептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современ­ных условиях, прогнозирования ее будущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и отдельных ее компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребностей и ценностей об-

оагл!ичспие

щества и личности в сфере физической культуры в условиях демократиза­ции и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рациона­лизации технологии педагогического процесса при формировании физи­ческой культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов занимающихся.

В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен — некоторые проблемы еще только поставлены, нет достаточной их система­тизации. Здесь много еще предстоит сделать.

Приложение 1

Наши рекомендации