Учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 26.3.1 Значение учета, его виды
Учет— одно из важнейших условий эффективного планирования спортивной тренировки. Он дает возможность увидеть результаты проведенной работы, реальность плановых заданий.
Планирование и учет органически связаны между собой. Плановая работа немыслима без правильного учета. Однако учет работы нужен не только для составления планов. Материалы учета служат показателями выполнения плана, помогают уточнить и исправить его. Например, хорошо поставленный учет данных контрольных испытаний даст возможность выявить слабые стороны в подготовленности спортсменов и наметить комплекс тренировочных средств и методов для устранения недостатков.
Учет учебно-тренировочного процесса будет эффективным только в том случае, если он ведется систематически, объективно, точно, достоверно и полноценно фиксирует результаты проделанной работы и состояние спортсмена; наряду с этим он должен просто и наглядно изображать регистрируемые данные. Поэтому большую ошибку совершают те тренеры, которые недооценивают роль и значение систематического учета учебно-тренировочных занятия, не добиваются того, чтобы их ученики регу-
i i\aoa £.\j, i шаппривапис, MJnifJUJID И уче! И прицсоьс UlupiUBHUM ТреНИрОВКИ CnupiUMbHUB
лярно вели дневники своих тренировок, активно участвовали в разработке тренировочных планов, анализировали итоги участия в соревнованиях, выполнение контрольных нормативов и заданий.
Выделяют поэтапный, текущий и оперативный учет.
Поэтапный учет чаще всего проводится в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным, итоговым.
Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов и другие данные по усмотрению тренера. На его основе разрабатываются перспективные планы тренировки. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета дают возможность оценить качество учебно-тренировочной и воспитательной работы в процессе спортивной тренировки. Наряду с этим они смогут служить показателем эффективности предшествующего планирования, а детальный их анализ будет способствовать совершенствованию дальнейшего планирования.
Текущий учет осуществляется непрерывно в процессе учебно-тренировочных занятий в микро- и мезоциклах тренировки. Он включает регистрацию посещаемости занятий и пройденного материала, определение показателей тренировочного процесса (средств, методов, величины тренировочных и соревновательных нагрузок и т.д.), оценку состояния здоровья и подготовленности спортсмена.
Оперативный учет является разновидностью текущего учета. Данные оперативного учета позволяют получать необходимую информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для рационального управления тренировочным процессом.
Основными документами учета учебно-тренировочных занятий, например в ДЮСШ, являются: 1) журнал посещаемости занятий; 2) дневники тренировок; 3) журнал учета разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту; 4) таблица рекордов; 5) протоколы соревнований; личные карточки и врачебно-контрольные карты учащихся.
Большое значение для совершенствования и повышения эффективности тренировочного процесса имеет систематическое ведение спортсменом дневника тренировок. Регулярное ведение дневника с подробными записями может служить основой для совместной творческой работы тренера и спортсмена.
В дневнике, как правило, фиксируются: дата, время и продолжительность тренировки, место и условия учебно-тренировочных занятий, их содержание, дозировка (объем и интенсивность) тренировочной нагрузки. Записывают в дневник также, как соблюдается режим, дни приема бани и другие восстановительные мероприятия. Отмечают состояние сна (продолжительность и глубина), ЧСС (утром лежа — после сна и окончания тренировки), общее самочувствие (утомление, вялость, безразличие, желание тренироваться, аппетит и т.д.). Степень проявления положительных и отрицательных признаков самочувствия можно оценивать условно по 5-балльной системе (5 — максимальная, 4 — выше средней, 3 — средняя, 2 — ниже средней, 1 — малая).
Особенно подробно следует записывать последние дни перед соревнованиями, обращая внимание на содержание и характер тренировочных за-
нятий, отмечать количество дней отдыха перед соревнованием, общее психологическое состояние. Дни соревнований также необходимо подробно описывать в дневнике, конкретно указывая удачные моменты и недочеты, ошибки, на которые в дальнейшем следует обратить особое внимание.
Важно регулярно вносить в дневник результаты выполнения контрольных упражнений (тестов) для определения уровня развития отдельных сторон подготовленности (физической, технической и т.д.).
Данные врачебного контроля и диспансерного обследования позволяют судить о развитии тренированности и оценивать, как воздействуют применяемая система тренировки на здоровье спортсменов.
Дневник должен иметь следующие разделы: I. Индивидуальный план учебно-тренировочных занятий на определенный период подготовки (это касается, прежде всего, спортсменов, достигших уровня 1-го разряда и выше); II. Характеристика тренировочного процесса (с указанием применяемых средств и методов тренировки, величины тренировочных нагрузок, самочувствия и т.п.); III. Запись выступления в соревнованиях. IV. Данные контрольных испытаний по физической, технической, тактической и другим видам подготовки спортсмена. V. Данные врачебно-медицинских обследований. VI. Отчет о тренировке за год, период, этап, месяц.
Разумеется, в зависимости от специфики того или иного вида спорта, содержание отдельных разделов дневника спортсмена будет изменяться. Ниже приводится примерная форма дневника спортсмена.
Дневник тренировок
(фамилия, имя, отчество)
(спортивная квалификация)
(специализация)
начат (число, месяц, год)
закончен (число, месяц, год)
тренер (Ф.И.О.)
I. Индивидуальный план подготовки 2003/04 учебный год
II. Характеристика тренировочного процесса.
Дата, | Содержа- | Объем | Интенсивность | Методы | Само- | При- | Указа- |
время | ние трени- | трениро- | тренировочной | трени- | чув- | меча- | ния |
ровочного занятия | вочной нагрузки | нагрузки в главных и вспомогательных средствах | ровки | ствие | ние | тренера | |
Итого за неделю: 1. Количество тренировочных дней; 2. Количество тренировочных часов; 3. Средства тренировки и их размерность; 4. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в главных (специфических) и вспомогательных (неспецифических) средствах; 5. Методы тренировки (в %); 6. Восстановительные мероприятия.
III. Выступления в соревнованиях.
№ п/п | |
Дата и время | |
Название соревнования | |
Вид соревновательной деятельности (бег на определенную дистанцию в лыжных гонках, выполнение обязательной и произвольной программы в гимнастике, толчок или рывок штанги в тяжелой атлетике) | |
Показанный результат | |
Занятое место | |
Условия соревнований и ход спортивной борьбы (температура внешней среды, состояние снега,график бега, самочувствие, психологическое состояние и пр.) | |
Недостатки в подготовке (технической, физической, тактической, психологической), выявленные в процессе соревнований | |
Выводы и оценки выступления |
IV. Учет результатов выполнения контрольных нормативов для оценки уровня развития отдельных сторон подготовленности спортсменов (данные контрольных испытаний записываются также в учетную карточку).
Вид подготовки | Контрольные упражнения (тесты) | Дата, результат |
Физическая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Техническая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Тактическая | 1. 2. 3. и т.д. |
Психологическая | 1. 2. 3. и т.д. | |
Теоретическая | 1. 2. 3. и т.д. |
V. Учет данных врачебно-медицинских обследований (на основе данных врачебно-медицинских обследований составляются врачебно-контрольные карты).
№ п/п | Дата | Наименование мероприятий | Регистрирующие признаки | Заключение врача |
J |
VI. А) Месячный отчет по учебно-тренировочной работе.
______________________________ по__________________________
(Ф.И.О.) (спортивная специализация)
за______________ месяц 20_____ года
№ п/п | Средства тренировки | Ед. изм. | Недели | Всего за месяц | ||||
1. 2. 3. и т.д. |
Количество тренировочных дней_____________________________
Количество тренировочных занятий__________________________
Количество соревнований и контрольных тренировок____________
Количество часов_________________________________________
Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в специфических и
неспецифических средствах тренировки__________________________
Результаты участия в соревнованиях__________________________
Количество пропущенных занятий____________________________
Заключение тренера_______________________________________
(подпись)______________________________
'"°°° "■ '"'"""мочанив, контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 447
Б) Годовой отчет по учебно-тренировочной работе
---------- .____________ .___ по_______________________
(Ф.И.О.) (спортивная специализация)
№ п/п | Показатели и их размерность | Периоды спортивной тренировки | Этапы | Подготовительный | Соревновательный | Переходный | Всего за год | ||||||||
Месяцы | VI | VII | VIII IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | ||||
Заключение тренера
(подпись)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая книгу, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы развития. Теория и методика физической культуры представляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд самостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фундаментальные общие черты, свойства и закономерности функционирования и развития, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процессе целенаправленного воздействия на природные качества человека.
До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных структурных единиц системы знаний о физической культуре существуют различные точки зрения.
В структуру учебного предмета «Теория физической культуры» по мнению В.М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы:
♦ Введение в общую теорию физической культуры.
♦ Теория и методика физического воспитания.
♦ Теория и методика спорта.
♦ Теория и методика физической рекреации.
♦ Теория и методика физической реабилитации.
Л.П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела:
♦ Введение в теорию физической культуры.
♦ Общие основы теории физического воспитания.
♦ Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры.
♦ Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.
Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассматривали также Н.И. Пономарев (1974, 1985), В.И. Столяров (1985) и другие ученые.
Понятно, что основой структурирования учебного предмета «Теория физической культуры» является дальнейшее углубленное познание состава и строения физической культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физической культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей совокупности компонентов и связей, образующих физическую культуру как многогранное явление. Пока не все компоненты физической культуры изучены достаточно глубоко и разносторонне. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно.
К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию концептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современных условиях, прогнозирования ее будущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и отдельных ее компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребностей и ценностей об-
оагл!ичспие
щества и личности в сфере физической культуры в условиях демократизации и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рационализации технологии педагогического процесса при формировании физической культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов занимающихся.
В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен — некоторые проблемы еще только поставлены, нет достаточной их систематизации. Здесь много еще предстоит сделать.
Приложение 1