Скоростные способности. Прыжки и прыжковые упражнения
Скоростные способности – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.
Методика воспитания скоростных способностей – это, прежде всего, выполнение хорошо освоенного задания на возможной скорости. Для развития скоростных качеств (быстроты) используют: повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.
Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:
- функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;
- функциональный потенциал сенсорных систем;
- функциональный потенциал психически функций — ощущений, восприятия, внимания;
- функциональный потенциал нервно-мышечной системы;
- синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных единиц при мышечном сокращении;
- сила мышц и их способность к расслаблению;
- уровень координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.);
- степень освоения техники двигательного действия;
- тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.
У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций и т.п.
Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:
- способность быстро реагировать на внешний сигнал;
- способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;
- способность поддерживать максимальный темп движений;
-способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).
Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений (эстафеты, подвижные игры, слалом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.), где условия и сама деятельность постоянно меняются, что требует определенной ловкости, которая невозможна без разных проявлений быстроты.
Элементарные скоростные способности не связаны между собой. Нет взаимосвязи между проявлениями быстроты движений рук и ног, правой и левой стороны, дистальных и проксимальных отделов конечностей, между упражнениями, выполняемыми с отягощениями и без них. Это означает, что развитие скоростных способностей необходимо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.
Существуют 2 типа быстроты двигательных реакций – простая и сложная.
Простая – выражается временем реагирования движением на внезапный сигнал. Для слепых и слабовидящих используются звуковые сигналы, для глухих и слабослышащих – зрительные, тактильные, вибрационные. При сохранных сенсорных системах применяются все доступные виды сигналов. Простая двигательная реакция у детей аномального развития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее формирования, а точнее – временем переработки информации в ЦНС. Поражение ЦНС существенно ограничивает эту возможность. Не случайно умственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. В дошкольном возрасте оно хуже, что связано с отсутствием двигательного опыта, а главное, неумением концентрировать внимание, что особенно выражено у глухих детей младшего школьного возраста. Сенситивным периодом является возраст 10-11 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков.
Развивается быстрота простой двигательной реакции в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку с остановкой, поворотом кругом или упором присев и т. Варьирование сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание и в практической деятельности используется в игре.
Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на движущийся объект и реакция выбора.
Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационными способностями, в частности, с ориентацией в пространстве, умением оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимущество имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.
Реакция на движущийся объект определяется быстротой зрительного или слухового восприятия. Чаще всего она встречается в игровой обстановке. Даже в таких играх, как «Съедобное – не съедобное», «Рыбы, птицы, звери», ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно проанализировав ситуацию, принять решение и быстро отреагировать: поймать мяч или не ловить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направление полета мяча. Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение времени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скорости полета мяча, уменьшения его диаметра и т. п.
Реакция выбора также проявляется и развивается в игровой деятельности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.), который принесет успех. При смене окружающей обстановки всякий раз необходимо делать выбор, принимать решение и дифференцировать двигательное поведение. Например, играя в «Круговую лапту» или «Пятнашки мячом», ребенок, убегая, меняет направление, уклоняется, делает ускорение, чтобы избежать попадания в него мячом.
Известно, что среди всех физических качеств скоростные труднее всего поддаются тренировке. Отмеченные у аномальных детей низкая степень координации, скованность движений, малая подвижность, замедленное время двигательной реакции ведут к понижению скорости выполнения спортивных движений, к нерациональному распределению усилий. Все это требует специальной методики тренировочных занятий для развития, учитывая особенности двигательной сферы и функционального состояния организма.
Особенность развития быстроты реакции у детей аномального развития состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои лимитирующие факторы (отсутствие или недостаток зрительного или слухового восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует дифференцированного подбора физических упражнений и игр, активизирующих эти способности.
Чтобы целостное упражнение выполнялось точно, быстро, мощно, необходимо совершенствовать каждую фазу, каждый элемент структуры этого двигательного действия.
В адаптивном физической культуре быстрота одиночных движений реализуется следующими методическими приемами:
- создание облегченных условий выполнения упражнений (облегченные снаряды, передвижение за лидером);
- выполнение подводящих и элементов соревновательных упражнений с максимальной скоростью
- использование дополнительных отягощений, не нарушающих технику, но увеличивающих мощность движений
- чередование облегченных, стандартных и усложненных условий.
Эти приемы реализуются в процессе обучения двигательным действиям с учетом индивидуальных возможностей занимающихся и не имеют самостоятельной ярко выраженной направленности.
В циклических видах физических упражнений (бег, ходьба, передвижение в коляске) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения длины шага и темпа движений (частота движений в единицу времени). Оба показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику. Темп зависит от состояния нервной системы, возможностей опорно-двигательного аппарата, способности мышц к расслаблению и переключению.
Дети аномального развития существенно уступают здоровым сверстникам в скорости, отставая в беге на 20 м на 15-25% за счет меньшей длины шага и темпа движений. Следовательно, оба показателя являются резервом потенциального роста скоростных возможностей. Для повышения темпа используются следующие методические приемы:
- повторное выполнение циклических упражнений в течение 5-6 с с максимальной частотой шагов;
- повторное выполнение циклических упражнений на дистанции 20-30 м с различной частотой шагов и фиксированием времени;
- эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований на коротких отрезках дистанций с максимальной начальной скоростью;
- упражнения на расслабление.
Развитие скоростных способностей с помощью физических упражнений является одной из важных задач адаптивной физической культуры.
Приложение
Примерные упражнения на развитие быстроты
1. По сигналу из основной стойки быстро поднять предмет (легкий) с пола вверх над головой: левой, правой, двумя руками.
То же, но выполнить 4-6-8 движений в максимально быстром темпе.
2. Быстро переложить или переставить два, три и более предметов с одного места на другое.
3. Из основной стойки быстро присесть и коснуться рукой пола.
4. Из седа, за максимально короткое время, встать в основную стойку.
5. Сидя на гимнастической скамейке палка поперек на полу, быстрые движения ногой (левой, правой) влево-вправо-влево и т. д., касаясь ногой пола.
6. Метания на дальность.
7. Слаломный, челночный бег, бег на 5, 10, 15 м с высокою старта, бет по кругу влево, вправо с максимальной скоростью.
8. Как можно быстрее коснуться руками предметов (ориентиров), расположенных на расстоянии 15 см друг от друга на столе; в селе на скамейке ногами коснуться предметов, лежащих на полу, то же – руками и ногами, то же – в положении лежа на спине.
9. Быстро переложить предметы (кубики, мячи – 10-15 шт.) из одной коробки в другую или за линии, в квадраты (начерчены на полу): вперед-назад, влево-вправо; то же левой (правой) рукой.
10. Прыжки в стойку: ноги врозь-вместе, вперед-назад, ступая в обозначенные на полу круги. По сигналу прыжок в длину, вверх, влево, вправо, назад.
11. Быстро выполнить 4-6 циклов движений: и. п. – о. с. Упор присев – упор лежа на бедрах – упор присев – встать (определяется время в секундах или кто быстрее, и т. п.).
12. По сигналу принять основную стойку из положений: упор присев, седа, лежа, лежа на спине.
13. Метание теннисного, гимнастического мяча на максимальные расстояния из исходных положений: стоя, в седе, лежа на животе, на спине.
14. По сигналу стартовый разбег, бег из положений: лежа на животе, на спине; то же, но головой, ногами по направлению бега.
15. Серия прыжков вперед на двух (многоскоки), многоскоки с одной на другую.
16.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (3-5 движений в максимально быстром темпе).
17. Метание набивного мяча (до 1 кг), из положения седа ноги врозь, стоя: слева, справа, влево, вправо, назад, снизу, от груди, из-за головы, от плеча. Метание ногами набивного мяча (до 1 кг) вперед, назад, вверх.
18. Темповые прыжки через скамейку (дозированное количество прыжков).
19. Бег по наклонной плоскости вверх.
20. Преодоление полос препятствий.
21. Эстафеты.
22.Подвижные игры и фрагменты спортивных игр по упрощенным правилам.
Упражнения для развития скоростных способностей
1.Бег с прямыми ногами, с захлёстом голени, высоко поднимаябедро. Сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыханием.
2. Приседания с отягощением с предельным и околопредельным весом (глубокий сед, полуприсед). Приседания с грифом на время (4-5 раз).
3. Выпрыгивания вверх с отягощением.
6. Метание различных снарядов (гиря, ядро, набивной мяч) вперёд обеими руками. Метание набивного мяча обеими руками вперёд из различных исходных положений с последующим стартовым ускорением.
7. И. п. – стоя на шестой-седьмой рейке гимнастической стенки, руки на рейке на уровне пояса. Одна нога вместе с туловищем опускается вниз, другая, опираясь на рейку, сгибается в коленном суставе. Энергичным разгибанием опорной ноги подняться в и.п. и, сменив ноги, повторить упражнение. Опускаться вниз можно в произвольном темпе, а подниматься следует как можно быстрее.
8.Прыжки с места в длину.
9.И. п. – упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись.
10.И. п. – упор присев на одной ноге, другая – вперед. Быстро подняться или выпрыгнуть вверх.
11.Многоскоки на обеих ногах. Выполняются на отрезках 15-20 м. Многоскоки на обеих или одной ноге с преодолением препятствий (мячи, гимнастические скамейки, планки, установленные на небольшой высоте и пр.).
12.Бег с низкого старта с преодолением сопротивления. Оно может быть либо создано партнёром, который упирается руками в плечи или опирается о поясницу ученика, бегущего со старта навстречу, либо реализовано с использованием вожжей, перекинутых через плечи бегущего.
13.И. П. – сед. Упражнение «сесть-лечь».
14.И. П. – упор лежа. Сгибание, разгибание рук.
15.Элементы волейбола, баскетбола и других спортивных игр, броски мяча в цель.
16.Упражнения с использованием гантелей, эспандеров, гимнастических палок и других снарядов.
17. Вис на гимнастической стенке. Поднимание ног до угла 90°, угол 90° – угол 45°, подтягивание.
Упражнения для развития быстроты у умственно отсталых школьников (V-VI классы)
1. В прыжках выполнить хлопки перед грудью, за спиной 3-5 раз, 3-5 с (1 мин.).
2. В прыжке вверх касаться ногой ноги 3-5 раз, 1-2 мин. до11 мин.
3. Стоя (набивной мяч рядом на полу), по сигналу взять мяч и бросить из-за головы 4-5 раз; 1-2 мин до 2 мин.
4. Из положения, лежа на спине у стены (ногами к ней) на расстоянии 1-3 м, по сигналу встать и убежать от стены 3-4 раза, 2-3 мин 2 мин.
5. Бег с максимальной частотой шагов в упоре у стены – 3-6 раз, 2-5 с,1-2 мин
6. Быстрые движения руками, как в беге на месте 3-5 раз, 2-5 до 11 мин.
7. Бег на месте без упора с максимальной частотой шагов 3-5 раз, 2-5 с ,1 мин.
8. Старты из различных положений по сигналу 6-10 раз, 5-110 м 1-2 мин.
9. Бег с максимальной частотой укороченными шагами по меткам 3-5 раз, 5-10 м 1-2 мин.
10. Переменно: спортивная ходьба с максимальной частотой и легкий бег 3-4 раза, 2-3 мин 1-2 мин.
11. По первому хлопку – быстрый прыжок через маты, по второму – лечь на маты, по третьему – быстро встать и принять первоначальное положение; 5-7 раз до 1-2 мин.
12. Быстрые прыжки с продвижением вперед 3-4 серии по 5-7 прыжков 1-2 мин.