Тема: гласные звуки. Звук и буква А. 1 страница
Цели. 1. уточнить артикуляцию звука А, развивать подвижность и переключаемость движений губ, 2. учить слышать и выделять звук А среди других звуков, в начале слова.
· коррекция мышления на основе отгадывания загадок.
· обогащение предметного словаря.
Оборудование: картинки на звук А, символ звука А, решётка и красные кружки большие и маленькие, буква А разборная.
Ход занятия.
I Орг. момент. Речёвка. «Раз, два – выше голова, три – четыре – руки шире, пять – шесть – тихо сесть».
II артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Заборчик-трубочка», «Окошко», «Почистим зубки», «Качели», «Часики», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».
III Введение в тему. Показ символа звука А – девочка укачивает куклу.
- Как девочка поёт? А-а-а-а.
1. повторение звука с разным ритмом: ’аа-’аа-’аа; аа’-аа’-аа.
2.Долгое произнесение. Доктор Айболит смотрит горлышко а______________
3.повторение с разной громкостью «Эхо». Близко-далеко, громко-тихо. Хором и индивидуально.
IV Тема. Звук А и буква А.
· Артикуляция звука А, можно ли сказать другой звук с широко открытым ртом?
· Анины задания. Я буду говорить разные звуки, а вы повторяйте только А.
А,О,У,Ы.А.А.О.И.А.Ы.А.У..
3.Показ символа большой кружокА.
4.Собрать букву А из частей. На фланелеграфе и на партах.
5.Выкладывание буквы А из палочек.
V Физминутка. Дети сидят, логопед произносит цепочки звуков, на звук А дети встают и хлопают в ладоши.
VI Произнесение А в начале слова под ударением и без.картинки:автобус, арбуз, аквариум, автомат, Айболит, утюг, Аня.
1. чёткое произнесение,
2.найти лишнюю картинку, объяснить, почему.
3. объяснение слов аквариум, автомат.
VII Отгадывание загадок.
На окошке пруд – в нём рыбёшки живут.
На окне стеклянный пруд, а рыбачить не дают.
У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус.
Что это за шар? (Арбуз)
Круглый, полосатый, с огорода взятый.
Сахарный и алый стал.
Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)
Что это за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор ……( Айболит)
VIII Игра «Как зовут детей?» . имена на звук А. Антон, Алёша, Алла, Анна, Андрей, Алик, Алдар, Алиса, Алина.
IX Работа с силуэтом арбуза. Внутри рисуем кружки и крючки для прописной а.
X Итог. Аня приглашает строиться тех, кто вспомнит слова на звук А.
4 занятие.
Тема: Звук и буква У.
Цели:
· Познакомить с понятием гласные звуки, символом гласных.
· Развитие умения выделять звук У в ряду звуков, слогов, слов.
· Развитие модулированности голоса, темпа, ритма звучания
· Коррекция мелкой моторики, слухового восприятия.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символы, звуковая полоска, «волшебная ниточка», разборная буква У, палочки.
Ход занятия
I Орг. момент. Речевка: «1,2,3,4,5 – мы хлопаем руками, 1,2,3,4,5 – мы топаем ногами, 1.2,3,4,5 – хватит отвлекаться, 1,2,3,4,5 – садимся заниматься».
II Актуализация знаний. Беседа:
- Какой звук мы учили на прошлом занятии?
- Какие органы речи работают?
- Если звук состоит только из голоса, какой это звук?
«Испорченный телевизор». Первый звук диктор не произносит, догадайтесь, какой это звук, скажите все слово.
?рбуз, птека, втобус, збука, стра, фрика.
III Введение в тему.
· Рассмотреть картинку «Лес» - слышится звук «у-у-у».
- Кто это воет в лесу?
Появляется картинка «Волк». Покажите, как воет волк: У________ длительно, голос низкий. А это маленький волчонок воет, потоньше: У_______. Вот они зашли далеко в лес и их вой плохо слышно (тихое и громкое произнесение).
2. Паровоз дал гудок. Произнесение по образцу в разном ритме: уу’-уу’-уу’ у-ууу’-ууу’ и т.п.
3. Дети объявляют тему урока
IV Рассматривание в зеркало и обговаривание артикуляции звука.
V Соотнесение звука с буквой. Буква выставляется на доске, рассматриваются ее элементы. Задание: собрать рассыпанную букву на партах и выложить буквы из палочек.
VI Физ. минутка: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь».
VII Игра «Кто внимательней?». Выделение звука на слух в ряду звуков, в словах (дети показывают символ звука У – маленький красный кружок). Хорошая работа поощряется фишками.
VIII Работа с предметными картинками. Отгадать загадки. Найти картинки отгадки.
Мне не нужны моря,
Люблю пруды и лужи я.
Хорошо плыву не зря,
Громко крякаю: «кря-кря» (утка)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический …. (утюг)
Ползет по дорожке,
Показывает рожки.
На себе свой дом таскает. (улитка)
В школе прозвенел звонок,
Начинается…. (урок).
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка – в реке. (удочка)
· Четкое произнесение слов
IX Выкладывание буквы по показу «волшебной ниточкой»
X Итог. Оценка работы по фишкам. Вспомнить слова со звуком У. Построиться.
5 занятие.
Тема: гласные А,У.
Цели: 1. закреплять понятие гласный звук.
· автоматизировать чёткое произнесение гласных, учить выделять и различать звуки а, у в словах.
· коррекция ручной и речевой моторики, фразовой речи.
Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки, символы а, у, силуэты утюга и
арбуза раздаточные для письма элементов букв.
Ход занятия.
I Орг. момент. Речёвка (из предыдущего занятия).
II Развитие ручной моторики: «Дети бегут» пальцы левой и правой руки по столу по
очереди и вместе. «Пальчики здороваются».
III развитие дыхания «Сдуй листочек» (на ниточке с ладошки), губы в трубочку.
IV Тема. 1. отгадай по немой артикуляции, какие звуки будем повторять.
· Дети объясняют артикуляцию звуков а, у, смотрят в зеркала, показывают символы.
· Дети называют звуки по символам. Анализ звукосочетаний АУ, УА, выкладывание символов в нужной последовательности на партах в звуковых линейках.
· «Услышь звук, покажи символ».
а) среди звуков: а,м,э,у,а,у,ы,с,у,и,у,а, и т.п.
б) в словах: Аня, Уля, атлас, утка, душ, мак, утро, туш, лук, сад и т.п.
5. Работа с картинками. Раздать картинки двум девочкам Ане и Уле. Проговаривать фразу: «Ане я дам астру, потому что астра со звуком А.
V Физ. Минутка. «Выполни команду»:
- Покажи правую руку, левую, правое ухо, левое, правую ногу, левую так же глаз, бок,
щёку и т.п.
VI «Укрась силуэты». Показ силуэтов арбуза и утюга, уточнить, какой звук первый. Украсить силуэты соответствующими элементами строчных букв а, у.
VII Итог занятия подводят дети. Поощрение активных учеников. Пароль на выход:
вспомнить, что было у Ани, а что у Ули.
6 занятие.
Тема: звук и буква О.
Цели: 1. Уточнить артикуляцию звука О, автоматизировать произношение в словах
2.Развивать фонематический слух на основе различения гласных а, о, у.
3. Учить определять место звука О в слове.
4. Коррекция мышления на основе сравнения, выделения по признаку артикуляции.
Оборудование: зеркала,символ звука О, звуковая линейка (решётка), прекдметные
картинки на звук О, «Волшебная ниточка», фишки или палочки.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка из 1 занятия. Назвать гласный звук и сесть.
II Актуализация знаний. ( Работа учеников на занятии поощряется фишками).
- На какой звук губы трубочкой?
- На какой звук рот широко открыт?
1. Повторение артикуляционной гимнастики по картинкам. Упрвввваааажнения на переключение движений арт.аппарата: «Блинчик-иголочка», «Качели», «Часики», «Змейка, «Горка».
2. Введение в тему.
- Какое сейчас время года?
- Какой первый звук в слове осень ?
3. Тема. Сегодня мы будем учить звук О и букву О.
4. Артикуляция звука О. сравнение губ с баранкой, овалом. Символ звука – овал. Характеристика звука – гласный, т.к. воздух не встречает преграды во рту, звук тянется, поётся. Рисунок у мальчика болят зубы и он стонет «О-о-о!»
5. Произнесение звука тихо, громко, длительно, кратко, сердито, ласково. Повторение разных ритмов: о_____о______о, оо___оо____оо, ооо___ооо___ооо.
III «Услышь звук». Поднять символ- овал на слова со звуком О: мох, суп, окна, автобус,
сом, Оля, утка, ужин, облако, осень. Фишки даются детям, которые не ошибаются.
Вспомнить слова со звуком О.
IV Физ. минутка. «Ветер дует нам в лицо …»
V Выделение звука в слове, определение места (начало, середина, конец) по линейке с опорой на артикуляцию. Слова из физ.минутки: лицо, деревцо, др. ведро, кино, отдых, остров, опыт, окно, озеро.
Выделение гласного из середины слова, выкладывание символа на линейку: мак, дом, суп, лук, жук, сом, лак, бас, стол, стул, сталь, мост, куст.
VI Игра «4-й лишний» по картинкам: облако, Оля, утка, окна.
VII Выкладывание «Волшебной ниточкой» букв о, а, у.
VIII Игра «Много-один». Выделить последний гласный в словах:
Стёкла-стекло крылья-крыло
Вёдра-ведро перья-перо
Окна-окно звенья-звено
Зёрна-зерно колёса-колесо
IX Подсчёт фишек за все этапы урока, оценка работы каждого ученика. Итог работы подводят дети.
7 занятие
Тема: звук и буква С.
Цели: 1. закреплять чёткое произношение звука С в слогах, словах, чистоговорках.
2.развивать фонематический слух, учить выделять звук в слоге, слове, определять
его место.
3.познакомить с понятием согласный звук. Упражнять в звуко-буквенном анализе
слогов и слов.
5.коррекция зрительно-пространственного восприятия.
Оборудование: символ звука С, кассы букв, предметные картинки, разрезная буква С, «Волшебная ниточка», звуковые линейки, синие кружки, зеркала.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка из 1 занятия. Назвать гласный звук и сесть.
II Повторение. Повторить цепочки гласных: а-о-у, у-а-о, о-а-у, у-о-а, а-у-о и т.п.
III Определение темы. Прослушать стишок и сказать, какой звук чаще всего встречается.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
Дети называют тему и вспоминают слова со звуком С.
IV Произнесение звука С.
· Показ символа «Насос». Произнесение изолированного звука перед зеркалом. Обратить внимание на положение языка, зубов, губ. Предварительно выполняем упражнение «Почистим зубки». Дети отвечают. Какие органы речи работают. Рассматривается профиль звука С.
· характеристика звука по плану. Согласный, глухой, свистящий.
· произнесение звука длительно и отрывисто, проверить воздушную струю
V Автоматизация звука в слогах. Повторить цепочки слогов. Фишки получает тот, кто
повторяет без ошибок: са-со-су, сы-со-са, сэ-со-са, су-сэ-сы, ас-ос-ус, ыс-ус-ос и т.п.
VI Выкладывание схем и слогов АС, ОС, УС.
VII Физминутка. «Мы листики осенние…»
VIII Чтение слогов по настенной таблице. Выкладывание слогов из букв разрезной азбуки.
IX Назвать картинки и подобрать к ним схемы, где слышится звук С в начале, середине и
конце слова.
X заучивание чистоговорок:
Са-са-са – укусила нос оса.
Со-со-со - стал мой нос как колесо.
Сы-сы-сы – не боюсь я злой осы.
Су-су-су - я осу в руке несу.
XI Выкладывание разрезной буквы, из «Волшебной ниточки».
XII Итог. Подсчёт фишек, оценка работы детей.
- Какой звук учили? Парль на выход: вспомнить слова со звуком С.
8 занятие.
Тема: Звук и буква С (2).
Цели: 1. Автоматизировать произношение звука С в слогах, словах, предложениях.
2.развивать фонематический анализ и синтез.
· Упражнять в употреблении отрицательных предложений, существительных в родительном падеже.
· Коррекция памяти, внимания.
Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, плакат с буквами, раздаточные
листы с заданиями, карандаши цветные, фишки, схема характеристики
звука.
Ход занятия.
I Орг.момент. Речёвка: «На урок звенит звонок. Все пришли сегодня в срок. Вот учитель входит в класс – он всему научит нас. Будем заниматься и не отвлекаться.
Припомнить слово со звуком С.
II Актуализация знаний.
- Какие согласные вы знаете?
- Что работает при произнесении звука С.
- Характеристика звука по схеме. Ответы отмечаются фишками.
III Тема.
- Посмотрите на плакат. Какая буква чаще всего повторяется?
- Сколько их?
- Сегодня будем учиться чётко произносить звук С в слогах, словах, предложениях,
слушать и находить место звука С в словах.
IV произнесение в слогах, словах.
· повторить как свистит чайник, насос.
· повторить цепочки слогов: са-со-су, ас-ос-ус, сы-со-са, сы-со-са, сэ-су-сы, сва-сво-сву, ста-сто-сту, аст-ост-уст.
· Повторить цепочки слов: сам-сад-сом, оса-коса-роса, весы, носы, часы.
· выборочное чтение слогов по слоговой таблице.
· повторение чистоговорок из прошлого занятия.
V Игра «Найди место звука С в слове». Разместить картинки в домики с окошками. Правильно ответить, где слышится звук.
VI Физминутка с мячом «Возрази мне!» коса – у меня нет косы, лиса – у меня нет лисы, колбаса - , оса - , полоса - , Лариса - .
VII Составление предложений по опорным картинкам. Света несёт сумку. Соня стоит на мосту. На столе стоят стаканы. Игра «Передай слово товарищу». Проговаривание предложений по одному слову по цепочке.
VIII Работа с раздаточными листами. Найти и раскрасить цветными карандашами картинки, в названии которых есть звук С, подписать под картинкой букву С.
IX итог занятия. Подсчёт фишек, оценка работы детей, припоминание слов со звуком С.
9 занятие.
Тема: звуки с –сь, буква с.
Цели: 1. Автоматизация с-сь в словосочетаниях, предложениях, тексте.
2.Обогащать словарь по темам «Овощи», «Фрукты».
· Тренировать в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.
· Развивать фонематический слух.
· Коррекция речевой и зрительной памяти.
Оборудование: предметные картинки, серия картин «Сом», цветные карандаши, звуковые
полоски (слово).
Ход занятия.
I Орг. момент. вспомнить животных на звук С и сесть. Сложить разрезанную на части
букву С.
II Актуализация знаний.
· произнести чистоговорки на звук С.
· произнести цепочки слогов, слов.
· классификация картинок с изображением овощей и фруктов. Уточнение понятий.
- Где растут овощи?
- Что делают из овощей? (Суп, салат, пюре, салянку, консервы). Назвать овощи со звуком С. (свёкла, капуста, редиска, салат)
- Где растут фрукты?
- Что делают из фруктов? Выбрать фрукты со звуком С ( слива, абрикос, персик, апельсин).
III Введение в тему. В слове персик, апельсин звучит мягкий звук Сь.
· показ символа звука Сь «Кран». Водичка течёт: Сь-Сь-Сь. Произнесение звука детьми. Показ символа мягкого звука «Ватка»
· Сравнение артикуляции звуков с и сь в зеркале. Произнесение звуков по символам. Обращать внимание на продвижение языка вперёд.
· Показ буквы. Буква может обозначать и твёрдый, и мягкий звук.
IV произнесение с-сь в слогах.
1. Цепочки, чередования: си-се-ся, ся-сё-сю, ась-ось-усь, са-ся-са, сё-со-сё, сы-си-сы, сэ-се-се и др.
2. слова: суда-сюда-сода, сито-сытый-синий, Сёма-сом-сёк.
Назвать картинки, найти среди них лишнюю со звуком с или сь. Сено, самолёт, стол, сук. Сеть, стул, персик, сердце.
· составление словосочетаний со словом синий. Игра «Раскрась синим». Синий свитер, синие носки, синяя скамейка, стул, стол, свисток, сосулька, сумка, пояс, васильки.
V физминутка. Сено косим, сено носим, сено рассыпаем, сено сушим, сено сушим, сено собираем. (Имитация движений).
VI составление рассказа по серии картин «Сом».
· Логопед читает рассказ, дети слушают, раскладывают картинки в правильном порядке.
· Повторное чтение с показом соответствующих картинок.
· Беседа по содержанию рассказа.
· Пересказ рассказа по одному предложению.
· 1-2 ученика пересказывают весь рассказ целиком.
· припомнить похожий эпизод из собственной жизни.
VII Итог. Оценка работы детей. Встать и повторить чистоговорку на выбор:
Си-си-си – в сеть попались караси.
Се-се-се – карасей ловили все. Ся-ся-ся – вот и сказка вся.
10 занятие.
Тема: звук и буква ы.
Цели: 1. Учить чётко произносить звук ы в середине и конце слова.
2. Тренировать в образовании множественного числа существительных,
оканчивающихся на ы.
3.Развитие ручной и речевой моторики.
4. Коррекция зрительной и слуховой памяти.
Оборудование: зеркала, разборная буква ы, буква ы демонстрационная, раздаточные
буквы, предметные картинки «1- много», «Волшебная ниточка».
Ход занятия.
I орг. момент. Сядет тот, на кого я посмотрю.
II актуализация знаний.
· вспомнить гласные звуки (символы, артикуляцию) почему называют гласными.
· узнай звук по немой артикуляции, озвучь его.
· введение в тему. Назвать картинки, выделить гласный звук. Сыр, дым, мышь, сын, рысь.
III тема звук ы, буква ы.
· произнесение звука ы перед зеркалом. Артикуляция, символ.
- На что похож звук? На гудок парохода. Произнесение громко с затиханием, тихо – с нарастанием громкости, отрывисто, с повторением ритма и хлопками: ы-ы-ыыы, ыыы-ы-ы и т.п.
2. произнесение цепочек слогов: мы-вы-ты, ды-сы-ры, вы-мы-ты и т.п. цепочки слов: мыл-был-жил, дым-сыр-сын, рысь-мыс-брысь.
3. выделение звука Ы в конце слова. Я называю два слова, дети одно-со звуком ы в конце слова.
Кот-коты хата-хаты кит-киты
Сом-сомы липа-липы дуб-дубы
Шар-шары шарф-шарфы стол-столы
Карандаш-карандаши пол-полы
Показ на звуковой линейке, где звук в конце слова.
IV Физминутка с мячом «Один-много». Слова из предыдущего упражнения.
Куст-кусты, пруд-пруды, шкаф-шкафы, нос-носы, сад-сады, гол-голы, гриб-грибы,
слон-слоны, лист-листы.
V «Услышь звук», поднять букву ы.
1. в ряду звуков: а-ы-о-ы-у-и-м-ы-з-ы-э-я-ы и т.п.
2. в слогах: мы-са-ти-вы-ыс-ро-ста-ды-ры-по и т.п.
3. в словах: дом –дым-рог-сын-мир-шары-рот-косы и т.п.
Детям даются фишки за хорошие результаты.
VI «4-й лишний». Картинки: сыр, дым, дом, коты.
VII «Собери букву» разрезанную на части. Нарисуй глазами букву ы прописную. Выкладывание буквы ы «Волшебной ниточкой».
VIII Итог. Какой звук учили? Бывает этот звук в начале слова? Где бывает? Оценка работы детей по фишкам, заработанным за урок. Пароль на выход: вспомнить слова со звуком ы.
11 занятие.
Тема. Звук и буква Ш.
Цели: 1. уточнить артикуляцию звука ш, автоматизировать в слогах, словах.
· развивать фонематический слух на основе определения места звука в слове, количества и последовательности в слоге.
· закреплять умение образовывать множественное число существительных.
· коррекция речевой и слуховой памяти.
Оборудование: предметные картинки на звук ш, символ звука ш, звуковая линейка
(слово), «Волшебная ниточка», разрезная буква ш, раздаточная, зеркала.
Ход занятия.
I Орг. момент: речёвка: «1-2- выше голова …».
II выделение звука на слух из стихотворения.
Тише, мыши, не шумите, кошку Машку не будите.
III Тема. Дети определяют тему: звук и буква Ш.
IV Артикуляционная гимнастика по картинкам.
V произнесение звука ш перед зеркалом. Символ звука «Змея». Определение как работают органы речи. Характеристика звука по схеме. Согласный, глухой, твёрдый, шипящий.
Произнесение изолированного звука с разным темпом, громкостью, контролем воздушной струи. «Гуси шипят», «Деревья шумят», «Ветер», «Ёжик».
VI Показ буквы Ш. собрать разобранную букву ш, сложить из палочек.
VII Произнесение цепочек слогов, слов.
Ша-шо-шу ши-ше-ша шу-шо-ша Ош-уш-аш Маша-даша-каша
Аш-ош-уш шта-што-шту ашт-ошт-ушт шов-шёл-шум туш-душ-тишь
VIII Игра «Услышь звук» в ряду звуков, слогов, слов. Поднять букву ш.
Ш, м, р, ш, т, с, ш, ж,ш, щ, с, ш, щ, ш.
Аш, са, ша, ты, жи, ше,су, ши, Ош, жи, щи, и т.п.
Сом, шум, мешок, песок, каша, фара, хлопья, мешать, мех, шуба, щука, катушка.
IX Физминутка. Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Машем выше, машем выше,
И садимся тише, тише.
X Назвать картинки. Отгадать загадки, найти отгадки. Определить место звука ш в словах-
отгадках по звуковым линейкам.
Хвост длинный, сама крошка, боится очень кошки. (мышь)
Сижу верхом, не знаю на ком, прохожего встречу-соскочу, привечу. (шапка)
Мягкие лапки, в лапках цап-царапки. (кошка)
XI Игра «Чего не стало» с картинками на наборном полотне.
XII игра «4-й лишний» с картинками: шуба, шапка, шорты, шина.
XIII игра «Один – много» по картинкам: шапка-шапки, шляпа-шляпы, катушка-катушки, ухо-уши, мешок-мешки.
XIV повторение чистоговорки: ша-ша-ша – наша Маша хороша.
XV Итог занятия. Оценка работы детей. Припоминание слов со звуком ш по обобщающим понятиям. Назвать одежду, животных, птиц.
12 занятие
Тема: Звук и буква Ш (2)
Цели: 1. закрепление произношения звука ш в словах, предложениях.
2. развитие фонематического анализа и синтеза
3. расширение глагольной лексики
4. коррекция мышления на основе анализа предложений.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предложений, «Волшебный
мешочек», кассы букв.
Ход занятия.
I орг.момент. речевка. Тише, мыши, не шумите, кошку Машку не будите. Из «Волшебного мешочка» достать букву ш. (Найти среди других 4-х-5-и изученных букв).
II Актуализация знаний.
1. - Что работает при произнесении звука ш? (Артикуляция)
2. - характеристика звука по схеме.
3. Выполнение упражнений для языка по картинкам. «Лопатка», «Подуть на лопатку», «Вкусное варенье», «Парашютики», «Лошадки», «Грибок».
4. Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук ш в словах: пушок, спуск, штанга, овощи, душ, пляска, пляшет, школа.
III произнесение ш в словах, предложениях. Уточнение значения слов. Работа с картинками: камыш, мышка, штора, швея, рубашка, Петрушка, девочка пишет, девочка кушает.
Вопросы к картинкам:
- кто это? Или – что это? – нвазовите девочек именами со звуком ш: Даша, Наташа, Маша.
- на картинках нарисованы живые и неживые предметы. Назовите живые предметы.
- На какой вопрос они отвечют? Назовите неживые предметы. – на какой вопрос они отвечают? Подберите к этим словам слова, которые отвечают на вопрос что делает?
- Камыш (на ветру) что делает? Шумит. Где слышится звук ш?
- Мышка -\\- шуршит. -\\-
- Наташа пищет
- Маша кушает
- Штора (от ветра) колышется
- Швея шъёт
- Рубашка (на верёвке) сушится
- Петрушка шутит, смешит.
IV Составление схем предложений из полосок. Определение места звука ш в словах. На полоски ставятся буквы ш из касс.
V Самостоятельное составление предложений по сюжетным картинкам. Анализ предложений. Миша вешает шубу. Дедушка покупает Алёше шахматы и пушку. Наташа пишет букву ш.
VI Физминутка. Мы шагаем… из предыдущего занятия.
VII Составление и проговаривание предложений по раздаточным картинкам. Маша, шапка, шуба, варежки, шарф, Миша, шорты, шахматы, шашки, кошка, мышка, машина, шина. За правильно составленные предложения выдаются фишки.
VIII проговаривание предложений по памяти (своих, товарищей).
IX Итог занятия. Оценка работы. Отдельным детям задание припомнить действия со звуком ш по предмету: камыш что делает? И т.п.
13 занятие.
Тема: дифференциация с-ш.
Цели: 1. развитие фонематического слуха на основе различения акустически близких
звуков.
2. дифференциация в произношении звуков с-ш в слогах, словах, предложениях.
3. обогащение и уточнение словаря.
4. коррекция мышления на основе анализа, исключения, различения.
Оборудование: символы звуков с-ш, план-схема характеристики звуков, буквы с,ш,
раздаточные, картинка «Магазин».
Ход занятия.
I Орг. момент. припомнить предметы одежды на звук ш., чистоговорки на ш.
II Актуализация знаний. Артикуляционная и пальчиковая разминка.
· открыть зеркала. Вспомнить артикуляцию звука ш, характеристику.
· упражнения на переключаемость языка: «Качели», «Часики», «Змейка», «Лесенка».
· показ символов «Насос», «Змея». Произнесение звуков с-ш по символам, сравнение артикуляции
· сравнение характеристики по плану.
III Тема. Звуки С-Ш.
· рассматривание картинок на слова – паронимы: уши-усы, крыса-крыша, миска-мишка.
- Чем отличаются слова? Чем похожи?
2. Добавьте нужное слово.
У зайца длинные ….
У сома есть …
На доме красная ….
Серая, хвостатая …
Посуда – это ….
Игрушка – это ….
IV Произнесение цепочек слогов: са-ша-са, шо-со-шо, су-шу-су, ас-ош-уш, Ош-уш-ас, ста-
шта-ста, шту-сту-шту.
V Физминутка. На с – садиться, на ш – встать, руки вверх. Называются звуки, слоги,
слова.
VI игра «Услышь звук». Поднять букву с или ш.
Слова: песок, пушок, штора, туш, спорт, миска, каска, кашка, мишка и т.п.
VII Игра «4-й лишний». Назвать картинки и найти лишнюю: кошка, шапка, санки, шкаф.
Сумка, собака, шишка, стакан.
VIII Игра «Магазин» по демонстрационной картинке. Детям раздаются буквы с и ш (деньги). Они могут купить игрушку на соответствующий звук. Произносятся фразы:
«Я куплю в магазине мишку». «Дайте мне пожалуйста мишку». «Спасибо». «Я купил в магазине мишку».
IX выложить буквы с и ш «Волшебной ниточкой».
X Итог занятия. Какие звуки мы учились различать? Чем они различаются? Оценка работы детей. Назвать по одному слову на каждый звук.
14 занятие.
Тема: дифференциация С-Ш (2).
Цели: 1. Развитие фонематического слуха
· Закрепление правильного произношения и различения звуков с-ш в слогах,
словах, фразах.
· Обогащение и уточнение словаря.
· коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания, мышления.
Оборудование: символы звуков с-ш, план-схема, буквы демонстрационные, буквы
раздаточные, картинки раздаточные, раскраски, стрелочки.
Ход занятия.
I Орг. момент. речёвка: «1, 2, 3, 4, 5, - мы хлопаем руками …». Припомнить игрушки на
звуки с и ш.
II актуализация знаний. Отгадать звуки по артикуляции и характеристике.
III Тема. Сегодня мы будем сравнивать, различать и чётко произносить звуки с и ш.
· сравнение артикуляций по схеме и перед зеркалом.
· чередование, произнесение звуков по символам, стрелочкам, с опорой на кисть руки.
· звуко-буквенный анализ слогов ША, АС. Выкладывание из букв разрезной азбуки.
· Игра «Запомни, повтори» цепочки слогов, слов. За правильные ответы дети получают фишки.
· «Услышь звук» поднять букву с или ш. в ряду звуков, слогов: са,аш,шта,ста, ост.ушк, иск, сап, оша. Слова: столовая, ракушки, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть, пушок, песок (фишки).
IV Произношение и дифференциация во фразе. «Подарки Соне и Алёше». Удетей раздаточные картинки на звуки с и ш. дети произносят фразы: «Я подарю Соне санки». «Я подарю Алёше шапку». Потом припомнить слова из раскрасок.
V Физминутка: «Будь внимательным». Показ стрелочек вверх или вниз. Дети называют звук и садятся или поднимаются вверх на носочки – руки вверх.
VI Работа с раскраской. Рассмотреть картинки, назвать сперва со звуком с, а потом со звуком ш. синим карандашом закрасить картинки на с, подписать в кружочке букву, оранжевым на ш.
VII Итог занятия. Подсчёт фишек, оценка работы детей. Пароль на выход: вспомнить, что дарили Соне и Алёше.