Урок 11. сложные предложения
1. Прочитай предложения. Чем они отличаются?
Наступила весна. Природа ожила.
Наступила весна, природа ожила.
* Составь схемы трёх предложений. Что ты заметил? Что
разделяет запятая?
_________________ _________________ _______________
Укажи простые и сложные предложения. Объясни
Свой выбор.
(___________)
Приходит вечер, солнце засыпает, темнеет небо.
(___________)
За косогором разливается, алеет закат.
(___________)
Ребята взяли корзины, собирали грибы и ягоды вдоль опушек и полян.
(___________)
В глухом лесу слышался стук, гудел ветер, шумели деревья.
3. Прочитай. В первых трёх предложениях подчеркни
грамматические основы. Что ты заметил?
За городом
Мы давно хотели отправиться в поход. В июне установилась солнечная погода, и мы решили уйти далеко за город.
В воскресенье все собрались у школы. Ровно в десять часов двинулись в путь. Шли медленно, но скоро устали. Староста объявил привал. С весёлым смехом все бросились на траву. Отдохнули и пошли дальше.
Составь два сложных предложения, подчеркни их основу.
____________________________
УРОК 12. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Составь из данных простых предложений сложные и
Запиши их.
Ярко светит солнце. Показались зелёные стебельки. Раскрылись на деревьях почки. Проснулись пчёлы от зимнего сна. Они с шумом полетели к молодой яблоне. Мы притаились и наблюдали за ними.
____________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки
Препинания в тексте.
Сурова тундра зимой. Но вот начинает указываться по утрам на в_стоке со_нце. С каждым днём оно подн__мается всё выше наступает весна.
Тундра украсилась яркими незабу_ками лютиками и другими цветами. Нал_тели с далёкого юга тучи птиц. Ещё с прошлого лета остались ягоды и птицы клюют их с утра и до ночи.
* Составь схему последнего предложения.
____________________________________________________
Подумай, составь предложения по данным схемам.
________________
УРОК 13. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Запиши предложения, пользуясь подсказкой, выполни
синтаксический анализ. Подчеркни главные члены
Предложения.
Поля покрылись золотистой рожью.
Как мелодично свистит иволга!
Воробьи съели весь хлеб?
Луна блестит ярко.
Проносятся ласточки.
! Подсказка
1) По цели высказывания:повествовательное, вопросительное, невопросительное.
2) По интонации:восклицательное, невосклицательное.
3) По составу:распространённое, нераспространённое.
____________________________________________________________________
____________________________________________________
Составь и запиши предложения по данным схемам.
Выполни синтаксический анализ.
____________________________________________________________________
______________________________________________
УРОК 14. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Выпиши из каждой группы родственные имена
существительные. Выдели корень.
Вода, водичка, водитель, водный, водить.
Рыба, рыбачить, рыбный, рыбалка, рыбачка, рыбак, рынок, рычаг.
Боль, большой, больница, болельщик, большак, болезненный.
Прочитай. Подчеркни имена существительные.