Выберите и подчеркните нужное местоимение.

Местоимение

Речевые ошибки, связанные с использованием место­имений:

1. Нельзя использовать формы личного местоимения 3-го лица без согласного к, если предложная форма пред­полагает наличие предлога: тс ему, о ей, без его (правиль­но: к нему, о ней, без него).

2. Многословие, выражающееся в дублировании под­лежащего: высокое дерево, ононазывается кедр.

3. Употребление в речи ненормативных форм место­имений: ихний, ихние, эвонный, кажинный и др.

4. Ненормированное употребление местоимений вся­кий, каждый, иной в синтаксической конструкции.

! Помните, что начальное «Н» в местоимениях 3-го лица добавляется после предлогов, исключая предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу.

1. Подчеркните правильный вариант. Почему вы выбрали именно этот?

1. Я открыл чемодан. Внутри него/его уже ничего не было.

2. Дом был прекрасен. Позади него/его был огромный сад.

3. Навстречу нему/ему выбежал маленький мальчик.

4. На площади построили трибуну. Мимо нее/ее шли демонстранты.

5. В класс вошла девочка. Мы нее/ее не знаем.

6. Все выполнили задание за исключением нее/ее.

7. Благодаря нему/ему мы выиграли соревнование.

Поставьте местоимения в нужной форме.

За…………………………………………………………………………...……….(он, она, они, мой, твой, наш).

Благодаря…………………………………………………………………………………………….(я, он, они, вы).

Из-за…………………………………………………………………………………………..(он, она, они, мы, вы).

Вслед за………………………………………………………………………………………….(я, он, они, мы, вы).

! Следует помнить, что личные местоимения 3-го лица заменяют послед­нее в предыдущем тексте существительное. Например:

Мальчик подошел к учителю. Он с удивлением посмотрел на подошедшего.

Личное местоиме­ние он заменяет слово «учитель» (последнее в предыдущем тексте).

3. Заключенные в скобки местоимения поставь­те в нужной по контексту падежной форме. Объясните наличие или отсутствие начального н у этих местоимений.

1. Дверь часовни была крепко заколочена, окна — высо­ко над землею; однако, при помощи товарищей, я надеялся взобраться на (они) и взглянуть внутрь часовни. Я храбро взобрался на (она); потом он выпрямился, и я стал ногами на (он) плечи. В таком положении я без труда достал рукой раму и, убедясь в (она) крепости, поднялся к окну и сел на (оно).

2. Из темного леса навстречу (он) идет вдохновенный кудесник.

3. От столь не­ожиданной встречи с (он) я немножко растерялся.

4. Мужчина, сидевший подле (она), нахмурился.

5. Ропот похвал раздался вокруг (она).

6. Впереди (она) мелькали какие-то тени.

7. Вслед (он) полетели проклятья).

8. Напротив (они) сидела на золотом троне принцесса; сзади (она) стояли вооруженные стражи.

9. Она и делать-то ничего не хотела вопреки (он).

10. Граф был гораздо старше (она).

11. Тут начался между (они) спор.

12. Около (она) валялись груды кир­пичей.

Объясните ошибки в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.

1. Руководитель практики посоветовал студентам запи­сывать наблюдения в дневники, чтобы потом можно было их систематизировать и выступить на конференции.

2. Учитель­ница пришла в школу, она у нас новенькая.

3. Все у ней было чистое, опрятное.

4. Навстречу нему шла маленькая девочка с собачкой на поводке.

5. С большим трудом он вытащил ог­ромную корзину из багажника автомашины и поставил ее рядом с собою.

6. Мать Наташи, когда она задержалась в шко­ле, очень переживала.

7. Около его то и дело мелькали машины, везущие на стройку песок и другие строительные материалы.

8. Народ рукоплескал, они приветствовали свое­го кумира.

9. Работникам вузов, школ, детских садов, им всегда приходилось работать с полной отдачей сил.

5. Какое существительное заменяет местоимение в каждой фра­зе? Всегда ли однозначно можно понять подобные выражения? Запишите свои вариант.

1. Словарь был на стуле, и рядом с ним лежал карандаш.

_____________________

2. Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.

_____________________

3. Марков сказал соседу, что его не было дома.

_____________________

4. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.

_____________________

5. Около дома был сквер, он был ограж­ден колючей изгородью.

_____________________

6. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

_____________________

Выберите и подчеркните нужное местоимение.

1. (Всякий, каждый, иной) имеет право поступить в вуз.

2. Он ходил на вокзал (каждый, всякий, иной) день.

3. (Всякий, каждый, иной) гражданин имеет право на труд.

4. (Всякий, каждый, иной) город в России имеет исторический музей.

5. (Всякий, каждый, иной) сверчок знай свой шесток.

6. (Всякий, каждый, иной) скажет, да его не услышат.

7. (Всякий, каждый, иной) гостю ува­жение и почет.

7. Отметьте ненормированные примеры использования мес­тоимений.

1. «Да, положим, в день ангела ихнего поздравляешь».

2. «Только, говорит, есть у меня до вас просьбишка: спасите, говорит, меня для ради Бога».

3. «Марфа Репишная совсем из ума выжила — в срубец старика загнала, знаете, хлевок у ей на задах, картошку прежде хранили».

4. «Степка, что ли?» — «Но... Ты чо, не узнал?» — «Хот!.. Язви тя... Я уж думал причудилось».

5. «А я гляжу из окош­ка-то: осподи-батюшки, да ить эт Степан пришел?!»

6. «Вот скажите: ударься, Вася Чесноков, об тую стенку, — ударюсь».

7. «Вскочила я, крестом осеняюсь, крестом отмахиваюсь, а ён пырх — и нет его...»

8. «Да как его отговоришь-то, ес­ли он в себе чувствует эдакое, значит, влечение».

8. Выберите из скобок подходящее местоиме­ние. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

1. А в страны грез (твоих / своих) мосты, надеюсь, сам достроишь ты.

2. У крыльца толпились... неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами (их / своих) господ.

3. Пробираясь берегом к (моей / своей) хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

4. Хочешь. видеть жребий (твой / свой) в зеркале, Светлана? Ты спросись с (своей / твоей) ду­шой!

5. Там стадо (моего / своего) отца пасла я с детских лет.

6.И мы вспоминаем (нашу / свою) молодость.

7. — Не уезжай, лезгинец молодой; зачем спешить на родину (твою / свою)?

8. Тебе, Казбек, о страж Востока, при­нес я, странник, (свой / мой) поклон.

9. — Что, Грицько, худо мы сделали (свое / наше) дело?

10. — Что это вы везете в (вашей / своей) лод­ке?

11. Безродного пригрел и ввел в (мое / свое) се­мейство.

12. Не встретишь завтра поце­луя несчастной матери (твоей / своей).

9. Подчеркните тот вариант, который вам кажется правильным и наи­более точно выражает мысль говорящего или пишущего. Чем отличаются друг от друга приведенные варианты?

1 . Мария попросила меня принести свой портфель (ее портфель, мой портфель).

2. Я не советую тебе отстаивать свою точку зрения (твою точку зрения, мою точку зрения).

3. Замок был построен в честь своих до­черей (его дочерей, дочерей князя).

4. Он пригласил своих друзей (его дру­зей) к себе домой (к нему домой).

5. Это были ихние книги (их книги).

! ЗапомнитеПритяжательного местоимения ИХНИЙ в литературном языке нет.

Притяжательное местоимение СВОЙ указывает на принадлежность пред­мета субъекту речи:

Я взял СВОЮ книгу.

ТЫ взял СВОЮ книгу.

МЫ взяли СВОИ книги.

ОНИ взяли СВОЮ книгу.

10. Исправьте ошибки, допу­щенные в тексте. Как можно понять данные ниже предложения? Как можно их скорректировать?

1. Мы ждем вас у своих радиоприемни­ков (диктор радио).

_____________________

2. Я представляю этого героя на своем боевом коне (из школьного сочинения).

_____________________

3. Я за вас свою работу делать не буду (из радиопередачи).

_____________________

4. Группа захвата на своей квартире об­наружила украденные преступником антикварные ценности (диктор ра­дио).

__________________________________________

5. Они не могут заставить забыть его свою любовь (из школьного сочинения).

_____________________

6. Детям помогут развить свои способ­ности художники, музыканты (из статьи в газете).

__________________________________________

7. Полиция задержала его после ареста своих единомышленников (из радиопередачи).

__________________________________________

8. Солдаты осваивают свое боевое мас­терство (из статьи в газете).

_____________________

11. В приведенных ниже предложениях укажи­те случаи неправильного или стилистически неоправданного упо­требления притяжательных и возвратных местоимений. Исправьте предложения, мотивируя свою правку.

1. Проводники предложили отъезжающим занять свои места.

2. Посетитель попросил официанта принести себе ко­фе.

3. Директора я застал в своем кабинете.

4. По окончании сельскохозяйственных работ студенты вернулись к себе и приедут сюда лишь в следующем году.

5. — Она посоветова­ла ему побольше обращать на себя внимания.

6. Преподава­тель попросил студентов оставить у себя наиболее интерес­ные работы.

7. Заведующий предложил секретарю допускать посетителей к себе в кабинет в порядке очереди.

8. Я предло­жил своему товарищу зайти к себе домой.

9. Учитель предло­жил ученику ответить на некоторые вопросы по своему до­кладу.

10. Разговор ихний сводился к одному и тому же вопросу.

11. Застать его я смог у себя на рабочем месте.

12. Хозяин посоветовал жене посадить Ивана Ильича с су­пругой на диван против себя.

Возвратное местоимение СЕБЯ соотносится в предложении с реальным производителем действия, то есть с подлежащим:

Я купила СЕБЕ книгу.

Человек недоволен СОБОЮ.

Наши рекомендации