Выберите и подчеркните нужное местоимение.
Местоимение
Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений:
1. Нельзя использовать формы личного местоимения 3-го лица без согласного к, если предложная форма предполагает наличие предлога: тс ему, о ей, без его (правильно: к нему, о ней, без него).
2. Многословие, выражающееся в дублировании подлежащего: высокое дерево, ононазывается кедр.
3. Употребление в речи ненормативных форм местоимений: ихний, ихние, эвонный, кажинный и др.
4. Ненормированное употребление местоимений всякий, каждый, иной в синтаксической конструкции.
! Помните, что начальное «Н» в местоимениях 3-го лица добавляется после предлогов, исключая предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу.
1. Подчеркните правильный вариант. Почему вы выбрали именно этот?
1. Я открыл чемодан. Внутри него/его уже ничего не было.
2. Дом был прекрасен. Позади него/его был огромный сад.
3. Навстречу нему/ему выбежал маленький мальчик.
4. На площади построили трибуну. Мимо нее/ее шли демонстранты.
5. В класс вошла девочка. Мы нее/ее не знаем.
6. Все выполнили задание за исключением нее/ее.
7. Благодаря нему/ему мы выиграли соревнование.
Поставьте местоимения в нужной форме.
За…………………………………………………………………………...……….(он, она, они, мой, твой, наш).
Благодаря…………………………………………………………………………………………….(я, он, они, вы).
Из-за…………………………………………………………………………………………..(он, она, они, мы, вы).
Вслед за………………………………………………………………………………………….(я, он, они, мы, вы).
! Следует помнить, что личные местоимения 3-го лица заменяют последнее в предыдущем тексте существительное. Например:
Мальчик подошел к учителю. Он с удивлением посмотрел на подошедшего.
Личное местоимение он заменяет слово «учитель» (последнее в предыдущем тексте).
3. Заключенные в скобки местоимения поставьте в нужной по контексту падежной форме. Объясните наличие или отсутствие начального н у этих местоимений.
1. Дверь часовни была крепко заколочена, окна — высоко над землею; однако, при помощи товарищей, я надеялся взобраться на (они) и взглянуть внутрь часовни. Я храбро взобрался на (она); потом он выпрямился, и я стал ногами на (он) плечи. В таком положении я без труда достал рукой раму и, убедясь в (она) крепости, поднялся к окну и сел на (оно).
2. Из темного леса навстречу (он) идет вдохновенный кудесник.
3. От столь неожиданной встречи с (он) я немножко растерялся.
4. Мужчина, сидевший подле (она), нахмурился.
5. Ропот похвал раздался вокруг (она).
6. Впереди (она) мелькали какие-то тени.
7. Вслед (он) полетели проклятья).
8. Напротив (они) сидела на золотом троне принцесса; сзади (она) стояли вооруженные стражи.
9. Она и делать-то ничего не хотела вопреки (он).
10. Граф был гораздо старше (она).
11. Тут начался между (они) спор.
12. Около (она) валялись груды кирпичей.
Объясните ошибки в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.
1. Руководитель практики посоветовал студентам записывать наблюдения в дневники, чтобы потом можно было их систематизировать и выступить на конференции.
2. Учительница пришла в школу, она у нас новенькая.
3. Все у ней было чистое, опрятное.
4. Навстречу нему шла маленькая девочка с собачкой на поводке.
5. С большим трудом он вытащил огромную корзину из багажника автомашины и поставил ее рядом с собою.
6. Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень переживала.
7. Около его то и дело мелькали машины, везущие на стройку песок и другие строительные материалы.
8. Народ рукоплескал, они приветствовали своего кумира.
9. Работникам вузов, школ, детских садов, им всегда приходилось работать с полной отдачей сил.
5. Какое существительное заменяет местоимение в каждой фразе? Всегда ли однозначно можно понять подобные выражения? Запишите свои вариант.
1. Словарь был на стуле, и рядом с ним лежал карандаш.
_____________________
2. Мать Оли стала очень нервной, когда она заболела.
_____________________
3. Марков сказал соседу, что его не было дома.
_____________________
4. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.
_____________________
5. Около дома был сквер, он был огражден колючей изгородью.
_____________________
6. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
_____________________
Выберите и подчеркните нужное местоимение.
1. (Всякий, каждый, иной) имеет право поступить в вуз.
2. Он ходил на вокзал (каждый, всякий, иной) день.
3. (Всякий, каждый, иной) гражданин имеет право на труд.
4. (Всякий, каждый, иной) город в России имеет исторический музей.
5. (Всякий, каждый, иной) сверчок знай свой шесток.
6. (Всякий, каждый, иной) скажет, да его не услышат.
7. (Всякий, каждый, иной) гостю уважение и почет.
7. Отметьте ненормированные примеры использования местоимений.
1. «Да, положим, в день ангела ихнего поздравляешь».
2. «Только, говорит, есть у меня до вас просьбишка: спасите, говорит, меня для ради Бога».
3. «Марфа Репишная совсем из ума выжила — в срубец старика загнала, знаете, хлевок у ей на задах, картошку прежде хранили».
4. «Степка, что ли?» — «Но... Ты чо, не узнал?» — «Хот!.. Язви тя... Я уж думал причудилось».
5. «А я гляжу из окошка-то: осподи-батюшки, да ить эт Степан пришел?!»
6. «Вот скажите: ударься, Вася Чесноков, об тую стенку, — ударюсь».
7. «Вскочила я, крестом осеняюсь, крестом отмахиваюсь, а ён пырх — и нет его...»
8. «Да как его отговоришь-то, если он в себе чувствует эдакое, значит, влечение».
8. Выберите из скобок подходящее местоимение. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.
1. А в страны грез (твоих / своих) мосты, надеюсь, сам достроишь ты.
2. У крыльца толпились... неуклюжие гайдуки, навьюченные шубами и муфтами (их / своих) господ.
3. Пробираясь берегом к (моей / своей) хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.
4. Хочешь. видеть жребий (твой / свой) в зеркале, Светлана? Ты спросись с (своей / твоей) душой!
5. Там стадо (моего / своего) отца пасла я с детских лет.
6.И мы вспоминаем (нашу / свою) молодость.
7. — Не уезжай, лезгинец молодой; зачем спешить на родину (твою / свою)?
8. Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, (свой / мой) поклон.
9. — Что, Грицько, худо мы сделали (свое / наше) дело?
10. — Что это вы везете в (вашей / своей) лодке?
11. Безродного пригрел и ввел в (мое / свое) семейство.
12. Не встретишь завтра поцелуя несчастной матери (твоей / своей).
9. Подчеркните тот вариант, который вам кажется правильным и наиболее точно выражает мысль говорящего или пишущего. Чем отличаются друг от друга приведенные варианты?
1 . Мария попросила меня принести свой портфель (ее портфель, мой портфель).
2. Я не советую тебе отстаивать свою точку зрения (твою точку зрения, мою точку зрения).
3. Замок был построен в честь своих дочерей (его дочерей, дочерей князя).
4. Он пригласил своих друзей (его друзей) к себе домой (к нему домой).
5. Это были ихние книги (их книги).
! ЗапомнитеПритяжательного местоимения ИХНИЙ в литературном языке нет.
Притяжательное местоимение СВОЙ указывает на принадлежность предмета субъекту речи:
Я взял СВОЮ книгу.
ТЫ взял СВОЮ книгу.
МЫ взяли СВОИ книги.
ОНИ взяли СВОЮ книгу.
10. Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Как можно понять данные ниже предложения? Как можно их скорректировать?
1. Мы ждем вас у своих радиоприемников (диктор радио).
_____________________
2. Я представляю этого героя на своем боевом коне (из школьного сочинения).
_____________________
3. Я за вас свою работу делать не буду (из радиопередачи).
_____________________
4. Группа захвата на своей квартире обнаружила украденные преступником антикварные ценности (диктор радио).
__________________________________________
5. Они не могут заставить забыть его свою любовь (из школьного сочинения).
_____________________
6. Детям помогут развить свои способности художники, музыканты (из статьи в газете).
__________________________________________
7. Полиция задержала его после ареста своих единомышленников (из радиопередачи).
__________________________________________
8. Солдаты осваивают свое боевое мастерство (из статьи в газете).
_____________________
11. В приведенных ниже предложениях укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления притяжательных и возвратных местоимений. Исправьте предложения, мотивируя свою правку.
1. Проводники предложили отъезжающим занять свои места.
2. Посетитель попросил официанта принести себе кофе.
3. Директора я застал в своем кабинете.
4. По окончании сельскохозяйственных работ студенты вернулись к себе и приедут сюда лишь в следующем году.
5. — Она посоветовала ему побольше обращать на себя внимания.
6. Преподаватель попросил студентов оставить у себя наиболее интересные работы.
7. Заведующий предложил секретарю допускать посетителей к себе в кабинет в порядке очереди.
8. Я предложил своему товарищу зайти к себе домой.
9. Учитель предложил ученику ответить на некоторые вопросы по своему докладу.
10. Разговор ихний сводился к одному и тому же вопросу.
11. Застать его я смог у себя на рабочем месте.
12. Хозяин посоветовал жене посадить Ивана Ильича с супругой на диван против себя.
Возвратное местоимение СЕБЯ соотносится в предложении с реальным производителем действия, то есть с подлежащим:
Я купила СЕБЕ книгу.
Человек недоволен СОБОЮ.