Достижения воздушного транспорта
Первый контролируемый и продолжительный полет осуществил около Килл Девил Хилла (Китти Хок, Северная Королина, США) в 10 ч 35 мин утра 17 декабря 1903 года Орвилл Райт (1871–1948) на самолете "Флайер-1" (оснащенном двигателем с цепной передачей мощностью 12 л. с.), пролетев 36,5 м по воздуху со скоростью 48 км/ч.
Первым в мире пассажиром аэроплана стал Ч. Фэрнас. В 1908 году он
пролетел 600 м с одним из братьев Райт, полет длился 28,6 с.
Первый в мире воздушный бой произошел над Мехико в 1913 году. Пилоты обменялись пистолетными выстрелами.
Первый самолет, уничтоженный тараном, – австрийский двухместный аэроплан, 1914 год. Таран осуществил штабс-капитан русской армии Петр Нестеров. Нестеров вошел в историю еще и как пилот, первым выполнивший "мертвую петлю". Он же стал первым русским летчиком, погибшим в
бою.
Первое в мире регулярное воздушное сообщение было организовано в 1919 году между Парижем и Лондоном. Самолет поднимал на борт 4 пассажиров, билет стоил 21 фунт стерлингов, время в пути в одну сторону составляло 2 ч 30 мин.
В мае 1924 г. совершил полет первый цельнометаллический самолет АНТ-2 (3 места) с двигателем 100 л. с.
В 1925 г. был создан моноплан АНТ-4 "Страна Советов" с двумя двигателями. На этом самолете в 1929 г. экипаж Шестакова совершил полет по маршруту: Москва – Омск – Новосибирск – Красноярск – Чита – Хабаровск – Петропавловск-на-Камчатке – Сиэтл – Сан-Франциско – Чикаго – Нью-Йорк (21242 км, из них 8000 км над водой).
Самый первый одиночный перелет вокруг света совершил Вайли Харде-
манн Пост (1898–1935) (США) на самолете "Вини Мэ" компании " Локхид вега", вылетев из Флойд Беннет Филд (Нью-Йорк) 15 июля и возвратившись туда же 22 июля 1933 г. На пути он совершил 10 посадок. Однако расстояние 25099 км за 115 ч 36 мин было преодолено на слишком высоких широтах, что, строго говоря, не позволяет считать этот полет кругосветным.
На АНТ-25 в 1937 г. экипаж В. П. Чкалова совершил беспересадочный 63-часовой полет Москва – Ванкувер (Канада) через Северный полюс, а экипаж М. М. Громова (1937 г.) пролетел без посадки 10200 км за 62 ч 17 мин из Москвы через Северный полюс в Калифорнию.
Крупнейшим воздушным судном был немецкий дирижабль "Граф Цеппеллин II", вес которого составлял 213,9 т, длина – 245 м, объем – 199981м3. Впервые дирижабль поднялся в воздух 14 сентября 1938 г. Его собрат "Гинденбург" был на 1,7 м длиннее.
Рекорд по продолжительности полета равен 64 дням 22 ч 19 мин 5 с. Он установлен Робертом Тиммом и Джоном Куком на самолете "Сессна-172 Гасиенда". Они взлетели с аэродрома "Маккерен" в Лас-Вегасе в 15 ч 53 мин по местному времени 4 декабря 1958 г. и приземлились на том же аэродроме в 14 ч 12 мин 7 февраля 1959 г. Дозаправляясь в воздухе без посадки, они пролетели расстояние, равное шести экваторам земного шара.
Флагманом воздушного флота в 60-х годах был турбовинтовой самолет ТУ-114 (4 двигателя по 15000 л. с., крейсерская скорость – 750 – 800 км/ч).
Самолёт Ту-144 способен летать со скоростью 2,35 М (1 М равен скорости звука в воздухе – 334 м/с, или 1188 км/ч) на высоте 20 км при дальности полета 6500 км. Схож с ним по характеристикам самолет англо-французского производства "Конкорд". В настоящее время разрабатываются проекты гиперзвуковых самолетов для полетов со скоростью 5 М и выше.
Самое большое число самолетов, сбитых за один вылет, – 9. Столько японских бомбардировщиков уничтожил летчик морской авиации США Д. Маккэмпбелл в 1944 году.
Самый результативный в мире летчик-истребитель – майор Э. Хартманн (Германия), сбивший 352 самолета противника. В мае 1945 года, находясь в Чехословакии, он сдался американцам. В числе самых результативных летчиков-истребителей второй мировой войны также: майор В. Новотны (Австрия) – 258 сбитых самолетов, мичман Х. Нисизава (Япония) – 103, капитан Э. Юутуалайнен (Финляндия) – 94, гвардии полковник И. Кожедуб (СССР) – 62.
Самую большую единовременную потерю самолетов понес СССР 22 июня 1941 года. За 1 день он лишился 1811 самолетов, из них 1489 были
уничтожены на земле.
Наибольшая высота, на которую поднялся самолет, – 37650 м. В 1977 г. её достиг советский летчик А. Федотов на самолете КБ Микояна Е-266М.
Самое большое число пассажиров, перевезенных на гражданском самолете за 1 рейс, – 1087 человек. В "Боинге-747" при срочной эвакуации беженцев из Эфиопии в 1991 году были демонтированы все служебные отсеки и туалеты, за исключением 4. При поднятых подлокотниках на четырех сиденьях умещалось по 6 человек. За время полета на борту родились 3 младенца.
Самая крупная в мире авиакатастрофа – столкновение двух "Боингов-747" в Тенерифе, 1977 год. Погибли 583 человека.
Самый покупаемый в мире гражданский самолет – "Боинг-737". Самый популярный самолет в мире – Ан-2 (СССР). Первый полет осуществлен в 1947 году. С тех пор в СССР построено свыше 5 тысяч таких машин, в Польше – 12 тысяч, в Китае – 1 тысяча.
Рекордной скорости в воздухе – 3529,56 км/ч достигли капитаны Элдон У. Джерц и Джорж Т. Морган на самолете "Локхид SR-71A" ("Блэкбёрд") 28 июля 1976 г. на 25-километровом отрезке в районе базы ВВС США "Бил" в Калифорнии.
Самый большой самолет – АН-225 ("Мрия"). Первый полет осуществлен в 1988 г. Взлетный вес самолета – 600 т.
Крупнейший аэропорт – им. короля Халида (Саудовская Аравия). Открыт в 1983 году. Его площадь составляет 221 кв. км.
Самое интенсивное движение самолетов – аэропорт О'Хара (Иллинойс, США). В 1989 году взлеты и посадки проходили там каждые 40,4 с круглосуточно.
Наибольшая высота, с которой человек упал без парашюта и остался в живых, – 10160 м. 26 января 1972 года югославский самолет "Дуглас-9" взорвался над ЧССР. Стюардесса В. Вулович осталась жива, отделавшись лишь многочисленными переломами. 27 дней она провела в коме, а затем 16 месяцев находилась в госпитале.
ного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки.
Крейсерская скорость vкр – расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.
Рейсовая скорость vр – среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.
Коммерческая скорость vком – расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.
Производительность самолета и вертолета W – объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч. Определяется делением приведенных тонно-километров ΣQlпр на налет часов Wчпроизв или как произведение коммерческой загрузки qк на эксплуатационную скорость vэ:
W = ΣQlпр/ Wчпроизв= qк vэ. (5.7)
Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.