Классификация предметов по заданному признаку
– Разделите предметы на тематические группы. (Одежда, обувь, головные уборы, зимняя одежда и обувь, летняя одежда и обувь.)
– Вспомните, что такое слово?
– Произнесите слова-названия данных предметов, выделяя первый звук. (В-в-варежки и т. д.)
– Подберите пары слов по первому звуку. (Шапка – шорты, варежки – валенки, босоножки – ботинки, пальто – платье.)
VI. Итог урока.
– О чем говорится в загадке?
Он бывает тихим, громким.
А еще глухим и звонким,
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
(Звук.)
– На какие группы делятся звуки?
– Кто издает звуки речи? Неречевые звуки?
– Чем отличаются звуки речи? (Из них состоят слова.)
Урок 5
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
Цели:формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; развивать внимание; воспитывать чувство отзывчивости и коллективизма.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
САШИНА КАША
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, –
Как люди говорят, –
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
С. Михалков
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестренки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах.
На доске представлены рисунки-изображения мальчика и девочки.
III. Работа по теме урока.
Фронтальная работа.
– Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.) Скоро придет мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова.
– Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко.
– Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твердо.
– Итак, за работу.
Учитель приглашает детей к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребенок берет картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок, изображающий мальчика или девочку.
– Назови слово.
– Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других.
– Какой это звук? Произнеси его.
– Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук.
– Чья это игрушка?
– Ты прав(а). Молодец!
Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок.
– Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы.
– Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А это игрушки Саши.
– Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А у вас, ребята, есть любимые игрушки?
– Назовите их, выделяя в словах первый звук.
– У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете и, думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».)
Читающие дети читают стихи.
Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик. | Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | |
Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: – Ох, доска кончается, Сейчас я упаду. | Зайка Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог – Весь до ниточки промок. | |
Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. | Мячик Наша Таня громко плачет – Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч. | |
Кораблик Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: – Прокати, капитан! | Игрушки Спать пора. Уснул бычок – Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон – Он слонихе шлет поклон. | |
2. Работа по учебнику: «Сравните эти звуки!»
– Мы не заметили, как наступил вечер.
Спать хотят мои игрушки, Им под вечер не до игр. После битвы смолкли пушки, Не рычит уставший тигр. А у синего дивана Примостилась обезьяна. | Вот и Симочкины куклы Сели, сонные, в кружок. Даже мяч – дружок мой круглый – Закатился в уголок. Мама мне шепнет на ушко: «Собирать пора игрушки». |
Т. Агибалова
–Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша не может ей помочь. Вместо слова «машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придется помогать.
– Какие игрушки стоят на первой полке? (М-м-мяч и м-м-ма-шина.)
– Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом.
– Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твердый. Они образуют пару: [м] – ]м’].)
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару».
1-я группа работает под руководством учителя.
– Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Л-л-лиса.)
– Он твердый или мягкий? (Мягкий.)
– Шепотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку.
– Произнесите слово, выделяя первый звук. (Л-л-лось.)
– Он твердый или мягкий? (Твердый.)
2-я группа выполняет то же задание в парах.
Проверка работы.
– Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук. (Лиса – лось, петух – пушка, кот – кенгуру.)
– Назовитеслова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
– Назовитеслова, которые начинаются с твердого согласного звука.