Углубленное медицинское обследование
В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят углубленное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки (НП) являются:
- контроль за состоянием здоровья занимающихся;
- формирование навыков личной и общественной гигиены;
- формирование привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.
В общем случае углубленное медицинское обследование занимающихся позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленное медицинское обследование должно выявить динамику состояния основных систем организма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировочных нагрузок. Таким образом, цель углубленного медицинского обследования – всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсменов, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.
Программа углубленного медицинского обследования включает:
- комплексную клиническую диагностику;
- оценку уровня здоровья и функционального состояния;
- оценку сердечнососудистой системы;
- оценку систем внешнего дыхания и газообмена;
- контроль состояния центральной нервной системы;
- оценку уровня функционирования периферической нервной системы;
- оценку состояния органов чувств;
- оценку состояния вегетативной нервной системы;
- контроль над состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.
Два раза в год должно проводиться углубленное обследование, а каждые 3 месяца – этапные. Этапные обследования проводятся до начала и в конце УТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить допуск к занятиям.
Большая роль принадлежит медицинским профилактическим мероприятиям. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей, занимающихся РБ. В периоды (сезоны) роста ОРЗ необходимо проводить ультрафиолетовое облучение, давать витаминные смеси, рекомендовать местный и точечный массаж.
Примерные величины ЧСС и АД указаны в таблицах № 7 – 8.
ПРИМЕРНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ЧСС и АД (школьники)
Таблица № 7
Возраст ( лет ) | Ч С С ( уд. Мин. ) | |
Девочки | Мальчики | |
86,6 | 85,8 | |
84,7 | 82,8 | |
82,5 | 80,2 | |
76,1 | ||
78,5 | 74,8 | |
75,5 | 72,6 | |
76,1 | 73,1 | |
72,2 | 72,8 | |
75,2 | 72,1 | |
74,8 | 70,4 | |
72,8 | 68,1 | |
70,3 | 62,3 |
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (АД)
Таблица № 8
ВОЗРАСТ | ММ.РТ.СТ. |
4-6 лет | 75\50-85\60 |
7-10 лет | 90\50-100\55 |
11-12 лет | 95\60- 110\60 |
13-14 лет | 150\60-115\60 |
15-16 лет | 105\60-120\70 |
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
С целью устранения возможных срывов адаптационных процессов и своевременного назначения, необходимых лечебно-профилактических мероприятий, а также для эффективной организации анализа данных углубленного медицинского обследования необходимо отслеживать динамику средств и методов тренировочного процесса и контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок.
Текущее обследование, на основании которого проводится индивидуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется проводить на всех тренировочных занятиях.
Рекомендуется проводить и регистрировать следующие параметры тренировочного процесса:
- средства подготовки (ОФП, СФП, специальная подготовка и соревновательная подготовка)
- объем тренировочного задания или применяемых средств подготовки
- интенсивность тренировочного занятия в ЧСС.
При анализе тренировочных нагрузок и определении их преимущественной направленности после каждого задания регистрируется ЧСС. В таблице № 9 представлены значения ЧСС и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.