Спортивно-оздоровительный туризм
– это самостоятельная и социально ориентированная сфера, образ жизни значительной части общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитание бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии», основанная на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов; наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся своеобразной формой самодеятельного народного творчества, свободны выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения.
Спортивно-оздоровительный туризм как социально ориентированное движение граждан не преследует целью получения прибыли, базируется на системе туристских секций, клубов, приютов, объединенных в общественные организации – федерации спортивного туризма, развивающиеся самостоятельно, а также с помощью государства, на спортивных маршрутах, соревнованиях и иных формах туристской деятельности: пешеходным, горным, лыжным, водном и других видах спортивного туризма.
Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой уникальную систему, включающую компоненты профессионального, идеологического, духовного, экономического плана. Это позволяет нам говорить о многополярности туризма.
Исходя из понятия спортивно-оздоровительного туризма и реализуя приоритетные направления общественно-государственной поддержки в области туризма, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на возрождение в Российской Федерации инфраструктуры многоотраслевого туристского комплекса и туристского движения социальной направленности.
До 1990 г. спортивно-оздоровительный туризм как общественное движение реализовался через сеть туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям (1989 г. – более 700). Существовало около 80 региональных федераций спортивно-оздоровительного туризма. На предприятиях работало на общественных началах более 30 тыс. туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тыс. квалифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. Туристский актив и его общественные организации вовлекли в занятия туризмом до 15,2 млн. человек в год. Эта работа проводилась за счет ассигнований и средств профсоюзов (1989 г. – около 6 млн. руб.).
Начиная с 1990 г. многие прежние структуры управления спортивно-оздоровительным туризмом в основном прекратили существование. Количество туристских клубов уменьшилось до 200-250. Количество занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом снизилось по сравнению с 1989 г. в 2-3 раза.
Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием, в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2 тыс. дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В настоящее время в туристско-краеведческих кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тыс. детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1,5 млн. детей.
Законодательная и нормативная база не обеспечивает в полной мере развитие спортивно-оздоровительного туризма. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий одну треть туристского потока страны, полностью выпадает от общей схемы Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В ряду самых острых проблем нашей страны кризис здоровья народонаселения необходимость формирования здорового образа жизни, нравственных ориентиров. В этих условиях государству и общественным институтам следует культивировать спортивно-оздоровительный туризм как наиболее эффективных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и творческих начал при условии минимизации затрат со стороны государства и самих занимающихся. Очевидна необходимость формирования федеральной программы развития спортивно-оздоровительного туризма. Спортивно-оздоровительный туризм может и должен выполнять роль одного из важнейших агентов вывода страны из затяжного социально-экономического кризиса, способствовать развитию национальной экономики России.
Объектами федеральной программы должны являться: материально -техническая база функционирования спортивно-оздоровительного тризма; общественно-государственная система управления развитием физической культуры, спорта и туризма РФ; учреждения детско-юношеского туризма; федерации, секции и клубы спортивно-оздоровительного туризма.
Реализация федеральной программы позволит:
· Сделать спортивно-оздоровительный туризм доступным для всех граждан Российской Федерации; обеспечить отдых 30 млн. туристов и 300 млн. экскурсантов в год на существующей материальной базе отечественного туризма;
· Предположить необходимый и доступный потребительский комплекс социального туристского продукта в объеме150 млрд. руб., в том числе 72,5 млрд. руб. в других (нетуристских) сферах хозяйственного комплекса страны за счет эффекта мультипликации;
· Создать 500 тыс. рабочих мест;
· Расширить базу налогообложения;
· Получать ежегодно за счет внутренних хозяйственных источников финансирования около 1 млрд. долл. На развитие материальной базы и инфраструктуры спортивно-оздоровительного туризма.
За последнее время по ряду причин часть туристско-спортивных и оздоровительных ресурсов и объектов туристской инфраструктуры РФ утрачена. Они разрушены, сгорели или разворованы; поменяли форму собственности и собственников используются не по назначению либо вообще не используются. Места размещения – санатории, профилактории, пансионаты, гостиницы, мотели, кемпинги, дома и базы отдыха, туристские базы, приюты, детские оздоровительные лагеря – относятся к разным формам собственности, имеют разную отраслевую и ведомственную принадлежность.
Туристская инфраструктура развита слабо: не обустроены автодороги, перестают работать сети столовых и транспортных предприятий. Из-за постоянно растущих цен на проезд по железной дороге перестали функционировать «поезда здоровья».на некоторых охраняемых территориях, в заповедниках, парках, музеях-заповедниках безосновательно установлена плата за посещение тех или иных культурно-исторических и природных достопримечательностей.
Туристский рынок не сбалансирован: на 10 выезжающих туристов приходится лишь 1 внутренний, в то время как по рекомендациям ВТО оптимальной пропорцией является: 1-выезжающий, 1-въезжающий, 4-внутренних туриста.
В результате всего этого значительные ресурсы спортивного и оздоровительного туризма и рекреации омертвлены, сужается география туристско-спортивных маршрутов, сокращается число объектов экскурсионного показа.
Правовой основой развития спортивно-оздоровительного туризма в России на период до 2005 г. являются положения, вытекающие из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. и постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1995 г. №177 и считающие самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм приоритетным направлением государственной социальной политики в сфере туристской деятельности.
В настоящее время рассматриваются предложения и дополнения к действующему Закону о туризме. Поэтому, целесообразно значительно расширить правовое пространство спортивно-туристской деятельности.
Совершенствование законодательства в области спортивно-оздоровительного туризма должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях движение финансировалось не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержки развития материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма. Причем правовая форма для данной сферы деятельности должна представлять смешанное сотрудничество, включающее общественную, государственную и частную составляющую с ориентировочным соотношением между ними, соответственно 51, 34 и 15 %, как одного из основных условий поступательного развития материально-технической базы ифраструктуры, ориентированной на спортивно-оздоровительный туризм.
Необходима разработка проекта закона «О создании единого туристско-спортивного пространства в Российской Федерации», направленного на активизацию деятельности региональный государственных, общественных и предпринимательских организаций по формированию туристских потоков, защите интересов участников спортивно-оздоровительного туризма на всех уровнях власти.
Закон «О социальном туризме» является установление базового стандарта доступности социального тура, в том числе в спортивно-оздоровительном туризме, что экономически стимулирует туристских предпринимателей создавать и реализовывать туристский продукт широкого ассортимента, максимально доступный по цене для всех слоев населения, включая слабо защищенных в социальном отношении граждан.
В проекте закона «О туристской ренте» предусмотрена необходимость внедрения механизма туристской ренты, которая является формой реализации права собственности на туристские ресурсы. Рента позволит получать дополнительный источник финансирования развития спортивно-оздоровительного туризма, а четкое разделение прав собственности между органами власти и туристскими организациями реально определит содержание туристской ренты, ее социальную ориентированность.
Экономическое обоснование развития спортивно-оздоровительного туризма на период до 2005 г. включает расчет показателей объема спортивно-туристских услуг на указанный период. А также объема предполагаемых капитальных затрат и срока их окупаемости.
Объем спортивно-туристских услуг связан с сегментацией спортивных групп туристов по видам туризма. В укрупненном варианте эти группы можно представить следующим образом:
· Детско-юношеский туризм;
· Квалификационный спортивный туризм;
· Диверсифицированный спортивный туризм;
· Экстремально-приключенческий туризм.
Каждая из указанных групп имеет несколько составляющих. Так, например, детско-юношеский туризм включает виды: школьный, клубный. Коммерческий. Это основная, базовая группа развития туризма вообще и спортивно-оздоровительного в частности. В перспективе привлечения наибольшего числа занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом должно идти в основном из школьных групп. Развитие школьного туризма обеспечивает до 80% перспективной доли рынка и будет являться в бедующем базой развития и социального, и коммерческого туризма.
Квалификационный спортивный туризм основывается, как известно, на самодеятельных турах. Туристский бизнес может предложить в современных условиях новые маршруты и виды обслуживания, включая страхование и обеспечение безопасности. Для клиентов это составит в среднем 10% от общих затрат на проведение тура. Клубный туризм основывается на принципе «отложенного спроса». Накопление финансовых средств осуществляется за счет членских взносов и дотационных поступлений.
Диверсифицированный спортивный туризм получил широкое распространение лишь в последние годы. Сюда относятся: пассивный туризм для удовлетворения спроса спортивных болельщиков; предоставление спортивных услуг при проведении спортивных сборов; проведение профессиональных соревнований по типу «шоу-программ».
В отдельную группу выделен экстремально-приключенческий туризм, составляющий лишь 7% от спортивного потока. Однако в стоимостном выражении это 1\3 от общего финансового обращения.
Схемой развития спортивно-оздоровительного туризма до 2005 г. предусматривается общий объем капитальных вложений в размере 1,22 млрд. у. е., распределяемых следующим образом:
· На восстановление экологического комплекса;
· Реконструкцию средств размещения;
· Развитие транспортного туризма;
· Разработку, восстановление и организацию туров;
· Продвижение турпродукта на рынок;
· Подготовку кадров;
· Финансовое обеспечение.