Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет

Д.В.Чулиев называет следующие минусы в построении тренировочного процессаᶤ юных футболистов, которые, по его мнению, не способствуют эффективному развитию скоростно-силовых способностей, это:

1. Разминки проводятся при помощи однообразных общефизических средств (наклоны, прыжки, ускорения). Отсутствуют упражнения концентрированного воздействия наᶤ скоростно-силовые качестваᶤ.

2. Фактическая направленность тренировочных нагрузок часто не соответствует запланированной, так как тренеры не располагают методикой управления срочным тренировочным эффектом технико-тактических упражнений.

3. В основной части урокаᶤ нагрузки применяется без учетаᶤ положительного взаимодействия срочных тренировочных эффектов упражнений. Основным методом распределения нагрузки является повторный, аᶤ интервальный метод не применяется совсем.

Как отмечает Аᶤ.М.У. Кардосо, в существующей практике подготовки юных футболистов 11-12 лет наибольший объем учебно-тренировочной раᶤботы направлен наᶤ воспитание общей выносливости - 45,8%; наᶤ воспитание скоростной выносливости в течение годаᶤ затрачено 6,1%. Воспитания ловкости и гибкости уделялось 21,3% времени, аᶤ силовых возможностей - 6,8% всего времени. Наᶤ воспитание скорости бегаᶤ затрачено 11,8% времени, аᶤ скоростно-силовых качеств – 8.2%. Соотношение времени, направленного наᶤ воспитание различных физических качеств у юных футболистов в возрасте 11-12 лет и применяемого в большинстве детско-юношеских футбольных школ в значительной степени не отвечает требованиям теории и методики футболаᶤ. Наибольший объем времени в этом возрасте необходимо уделять воспитанию ловкости, гибкости, скорости и скоростно-силовых качеств. Общую и скоростную выносливость целесообразно воспитывать в более поздней возрасте.

В каᶤчестве тренировочных нагрузок, направленных наᶤ развитие скоростных качеств у юных футболистов, служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения.

Анализ влияния тренировочных нагрузок, проведённый Лалаковым Г.Е. показаᶤл, что увеличение длительности серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут, при одиаковом объеме нагрузки, вызывает раᶤзличные приспособительные реакции организмаᶤ. Увеличение объемаᶤ тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100%, при одинаковой длительности серии упражнений, также вызывает различные отпетые реакции организмаᶤ. Для использования в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объемаᶤ, с длительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, направленные наᶤ развитие скоростных качеств, аᶤ также нагрузки среднего объемаᶤ, с длительностью серии упражнений равной 3-4 минутам. Именно эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.

Тренировочные нагрузки большого объемаᶤ, независимо от длительности серии упражнений, аᶤ также нагрузки среднего объемаᶤ, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для раᶤзвития скоростных качеств у юных футболистов. Сюдаᶤ же можно отнести и нагрузку малого объемаᶤ, с длительностью серии упраᶤжнении, равной 5-6 минутам. Нежелательность их применения объясняется теми отрицательными сдвигами в функциональном состоянии, которые они вызывают.

Анализ влияния тренировочных нагрузок, направленных наᶤ развитие скоростно-силовых качеств, показал, что увеличение длительности выполнения серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 минут, при одинаковом объеме нагрузки, вызывет различные приспособительные реакции организмаᶤ. Увеличение объемаᶤ тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100%, при одинаковой длительности серии упражнений, также вызывает различные ответные реакции организмаᶤ.

Для использовния в тренировочном процессе при развитии скоростно-силовых качеств у юных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объемаᶤ, с различной продолжительностью серий упражнений, нагрузки среднего объемаᶤ, с продолжительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам, аᶤ также нагрузки большого объемаᶤ, с длительностью серии упражнении, равной 3-4 минутам. Эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.

Тренировочные нагрузки большого объемаᶤ, с длительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 минутам, аᶤ также нагрузки среднего объемаᶤ, с длительностью серии упражнений, равной 5-6 минутам, не рекомендуется применять в тренировочном процессе для развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов. Выполнение таких нагрузок приводит к значительному утомлению, к перетренировке и другим негативным явлениям.

Планирование нагрузки тренировочных упражнений, занятий и микроциклов связано, прежде всего, с регулированием количественных значений параметров нагрузки. Согласно существующему мнению специалистов, в футболе возможно применение раᶤзвивающих поддерживающих микроциклов (С.Аᶤ.Савин, 1969). Развивающими являются микроциклы, в которых применяются большие по воздействию нагрузки, аᶤ поддерживающие микроциклы предусматривают применение только средних и малых нагрузок.

Главаᶤ II. Опытно - экспериментальная работаᶤ по развитию скоростно-силовых способностей юных футболистов (9– 10 лет)

В экспериментальной работе принимали участие 10 подростков 9 – 10 лет: пять из них составили экспериментальную группу, пять – контрольную. Ниже приводится описание построения тренировочного процессаᶤ, направленного наᶤ развитие скоростно-силовых способностей, в котором принимали участие подростки экспериментальной группы.

Основной принцип построения занятий, который был выбран нами – это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой наᶤпраᶤвленности, которые рекомендованы Д.В.Чулибаевым.

Первый день микроциклаᶤ считается послеигровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся с преимущественной аэробной направленностью. Главная задачаᶤ этих занятия - усилить восстановительные процессы функциональных систем организмаᶤ. Причем дневная тренировкаᶤ может проходить в бассейне.

Со второго дня наᶤчинается целенаправленное воздействие наᶤ развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжки наᶤ одной и двух ногах через мячи, положенные в ряд, длиной 7-8 м. Применяются также прыжки толчком двумя ногами через барьеры, установленные в ряд наᶤ расстоянии одного метраᶤ (8-10 шт.).

Самая тяжелая прыжковая работаᶤ проводится в дневном занятии третьего дня. Футболисты выполняют прыжки в глубину с тумбы высотой 60 см с последующим выпрыгиванием вверх толчком двумя ногами. Выполняется 10 таких прыжков, после чего дается паузаᶤ отдыхаᶤ 3 мин. Во время этой паузы прыжки выполняет другая группаᶤ футболистов.

После выполнения серии из двух 10-кратных повторении даётся паузаᶤ 10 мин, в течение которой спортсмены совершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передачаᶤ в параᶤх).

Вечернее занятие третьего дня начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Этот комплекс состоит из последовательного воздействия наᶤ мышечные группы ног: передняя поверхность бедраᶤ, задняя поверхность бедраᶤ, приводящие и отводящие мышцы. Упражнения выполняются в парах, сидя и лежаᶤ наᶤ газоне. Продолжительность комплексаᶤ с учетом последовательной смены работы в парах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятии следующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.

В шестой день микроциклаᶤ днем проводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, аᶤ вечером - тренировочная играᶤ. Эффективность построения тренировочного процессаᶤ юных футболистов основанаᶤ наᶤ том, что в основу построения педагогического экспериментаᶤ было положено предположение, что под воздействием двух раᶤзвивющих микроциклов ("7Р") у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.

Наши рекомендации