XI. 3.2. Модельные характеристики подготовленности
Модельные характеристики подготовленности позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности. Эти модели можно разделить на два уровня. На первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. В качестве примера может служить типовая модель двигательных действий в шгавании вольным стилем (рис. 86), а также модель функциональной подготовленности велосипедистов высокой квалификации (рис. 87).
Второй уровень моделей подготовленности представлен конкретными характеристиками; свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различных сторон подготовленности спортсменов. В качестве примера можно привести исследование модельных характеристик бегунов на дистанцию 400 м (табл. 46).
При разработке морфофункциональных моделей нужно ориентироваться на наиболее значимые показатели, определяющие способности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта (табл. 47).
Примером разработки модельных характеристик по частным параметрам функциональной подготовленности могут служить результаты исследований, проведенных Н. И. Волковым (1975). Согласно полученным им данным, самые высокие показатели максимальной аэробной мощности отмечаются у бегунов на длинные дистанции, велосйпедистов-шоссейников. Наибольшую алактатную анаэробную мощность демонстрируют бегуны на короткие дистанции и велосипедисты-трековики. Очень высокие величины глполитической анаэробной мощности характерны для велосипедистов-трековиков и бегунов на средние дистанции. Наибольшие значения аэробной емкости характеризуют велосйпедистов-шоссейников, бегунов на средние и длинные дистанции. Самые высокие величины лактатной анаэробной емкости демонстрируют бегуны на средние дистанции и велосипедисты-трековики, а алактатной — бегуны на короткие дистанции (рис. 88).
Повышению эффективности поэтапного контроля спортсменов, специализирующихся в академической гребле на восьмиместных судах, могут помочь исследования E. Нagerman с соавторами (1978). При выполнении специфических нагрузок на гребном эргометре, точно моделирующем естественные условия гребли, было обследовано 310 спортсменов высокого класса, входящих в сборные команды США и Новой Зеландии в период 1966— 1976 гг. (рис. 89, 90, 91). Комплекс морфофункциональных моделей пловцов высокого класса в зависимости от специализации разработала Н. Ж. Булгакова (1978). Сопоставление индивидуальных данных конкретного спортсмена с модельными показателями позволяет определить соответствие его возможностей требованиям, диктуемым спецификой той или иной дисциплины плавания, выявить резервы дальнейшего совершенствования (табл. 48, рис. 92 и 93).
Отбору и ориентации спортсменов, специализирующихся в хоккее, тяжелой атлетике, лыжных гонках и гребле на каноэ, могут помочь результаты исследований структуры мышечной ткани у спортсменов высокой квалификации (рис. 94).
Комплексные модели, включающие как наиболее общие морфологические, так и основные функциональные показатели спортсменов высокого класса, специализирующихся в конькобежном спорте и лыжных гонках, приведенные в табл. 49, 50, а морфофункциональные модели пловцов, специализирующихся на различных дистанциях,— на рис. 95.
XI. 3.4. Моделирование соревновательной деятельности и
Подготовленности в зависимости от индивидуальных
Особенностей спортсменов
Приведенные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности являются результатом исследований групп спортсменов высокой квалификации и носят обобщенный характер.
Эффективность использования таких характеристик для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных или взрослых спортсменов, не достигших вершин спортивного мастерства. Что же касается подготовки спортсменов международного класса, то использование в ней усредненных модельных характеристик оказывается менее эффективным. Дело в том, что одаренный спортсмен — это, как правило, человек с ярко выраженной индивидуальностью, которая может иметь самые различные проявления, свидетельствующие об уникальных способностях к освоению спортивной техники или возможностях тех или иных функциональных систем или к проявлению волевых качеств и т. д.
'По существу, редко кто из сильнейших спортсменов, на основе показателей которых создавались усредненные модели, соответствует «усредненному идеалу». Так, при анализе функциональных возможностей кислородтранспортной системы велосипедистов-шос-сейников высокого класса с примерно одинаковым уровнем подготовленности были обнаружены очень большие индивидуальные колебания отдельных показателей (рис. 96). У спортсменов высокого класса, специализирующихся в одних и тех же спортивных дисциплинах и имеющих примерно одинаковые достижения, наблюдаются существенные колебания не только локальных показателей. Например, исследования В. С. Мищенко (1984). показывают, что у велосипедистов-шоссейников иногда существенно различается значимость даже такого основополагающего фактора, как мощность; об этом же свидетельствуют колебания значимости фактора подвижности у велосипедиетов-трековиков, который является для них одним из наиболее специфичных (рис. 97).
Подобное наблюдается и у пловцов высокого класса. Например, достижения двух выдающихся советских шювцов, имеющих примерно одинаковые результаты в комплексном плавании (рис. 98), основываются на преимущественном использовании различных составляющих подготовленности, обусловленных их яркими индивидуальными чертами.
Столь же высокая вариативность основных показателей наблюдается и при анализе соревновательной деятельности выдающихся спортсменов: идентичных результатов они достигают как за счет относительного равномерного развития основных характеристик соревновательной деятельности, так и при резко выраженной диспропорции в их развитии (рис. 99, 100).
При сопоставлении индивидуальных показателей выдающихся спортсменов с модельными данными часто приходится сталкиваться с положением, когда спортсмен обладает некоторыми возможностями, превышающими должные показатели, а по другим данным весьма далек от модельных величин.
Как охарактеризовать такую подготовленность? Каким путем идти при дальнейшем совершенствовании? Согласно распространенной точке зрения, нужно устранять диспропорцию, «подтягивать» отстающие в развитии качества до модельных данных. Однако практика показывает, что такой, казалось бы, вполне разумный подход часто оказывается нежизненным, особенно в подготовке спортсменов, обладающих яркой индивидуальностью. Тренер стремится повысить те качества спортсмена, которые во многом лимитированы генетически или сдерживаются исключительно высоким уровнем развития других качеств. В этом случае тренировка, как правило, не только не дает результатов, но и «приглушает» наиболее сильные стороны подготовленности, сглаживает те индивидуальные черты спортсмена, которые являлись залогом успеха.
Существует и другая точка зрения, которая чаще находит подтверждение в практике. Кажущиеся недостатки в подготовленности многих выдающихся спортсменов — закономерное следствие их сильных сторон, и не будь этих недостатков, не проявились бы способности, обеспечивающие в. конечном счете достижение выдающихся результатов. Неравномерное развитие отдельных сторон подготовленности, механизмы проявления которых часто находятся в определенном антагонизме, объективно отражает методику тренировки, природные задатки конкретного спортсмена, а также закономерности комплексного проявления различных качеств и способностей. Известно, что у легкоатлета-спринтера В. Борзова в пору его высших достижений не было функциональной основы для проявления выносливости уже на дистанции 400 м. Пловец С. Фесенко, обладая в 1979 г. лучшим резльтатом в мире на дистанции 200 м способом баттерфляй, имел относительно невысокий скоростно-силовой потенциал и не мог составить конкуренции многим пловцам мира, специализирующимся на дистанции 100 м этим же способом. Вероятно, что если бы при подготовке этих спортсменов их тренеры стремились бы к разносторонней подготовленности своих учеников, то они не достигли бы столь выдающихся результатов.
Интересна в этом отношении и подготовка выдающегося советского гонщика С. Копылова. Многолетний анализ структуры его соревновательной деятельности в гите на 1000 м с места в сопоставлении с данными технико-тактической и функциональной подготовленности позволил разработать модель соревновательной деятельности для результата 1 мин 3,5 с. Поэтапная реализация этой модели при преимущественной ориентации подготовки на развитие скоростно-силовых качеств обеспечила достижение запланированного результата в главных соревнованиях (рис. 101).
Сказанное вовсе не означает целесообразности однобокого подхода к подготовке спортсменов. Разносторонняя подготовка нужна. Но не та, которая была бы направлена на воспитание одинаковых, лишенных индивидуальности спортсменов, а та, которая позволила бы каждому спортсмену на базе достаточно гармоничного физического, психического и нравственного развития максимально использовать свои индивидуальные способности.
Перспективной является разработка групповых моделей сореввательной деятельности и подготовленности. Исследования показывают, что спортсмены, достигающие выдающихся результатов, могут быть разделены на несколько относительно самостоятельных групп По принципу родственной структуры соревновательной деятельности и подготовленности. Так, пловцы, гребцы, бегуны на средние дистанции могут быть разделены на три основные группы: 1) спортсмены, способные достичь высоких результатов за счет ско-ростно-силовых способностей; 2) спортсмены, достигающие высоких результатов преимущественно за счет специальной выносливости; 3) спортсмены, отличающиеся равномерной подготовленностью.