Примерный недельный цикл занятий ОФП (сентябрь)
(ориентировочная схема)
Основная задача тренировок в осенний период - развитие необходимых физических качеств: силы, ловкости, координации, выносливости, быстроты. Все эти качества помогают развивать такие «летние» виды спорта, как легкая атлетика, плавание, спортивные игры. Хорошим подспорьем для конькобежца всегда были езда на велосипеде, кросс.
Занятия с младшими школьниками следует строить так, чтобы кратковременные скоростные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, чтобы менялся характер работы отдельных мышечных групп: бег, игровая деятельность, гимнастические упражнения, специальные гимнастические упражнения. Планирование подготовки следует начинать не с субъективного определения объема того или иного тренировочного средства, а с постановки конкретных задач, касающихся поэтапного развития физических качеств.
Продолжительность каждого занятия 1час 20 мин. – 1 час 30мин.
1-ый день. (предпочтительно – на улице)
Задачи: развитие быстроты, силы, общей выносливости, координации и ловкости.
Содержание: ходьба в быстром темпе; бег в сочетании с ходьбой – 500-600 м. (подготовительная группа), 1 км. ( младшая группа); Беговые упражнения, ОРУ – 10-15 мин.; игра «Мяч ловцу» - 10 мин.; бег с ускорениями – 3х30 м., прыжки в длину с места, спиной вперед, вправо, влево, с поворотами на 1800 – 10-15 отталкиваний; футбол; в перерыве – упражнения на развитие мышц спины, живота, рук, ног; бег – 500 м. (1 км.); упражнения на дыхание, расслабление, гибкость – 5 мин. (10 мин.).
Ой день.
Задачи: те же, что и в 1-ый день.
Содержание: ходьба и ее разновидности – 50 м.; бег в чередовании с ходьбой – 500 м. (1 км.), ОРУ – 10-15 мин.; специальные подводящие упражнения (поэтапное освоение) – 1-3 упр.; бег с ускорением – 2х60 м.; прыжковые упражнения и прыжки в длину с места – 10, 20 отталкиваний; футбол – 10 мин. (баскетбол – в зале); бег – 1км., 1,5 км.; упражнения на дыхание, расслабление, гибкость – 5-10 мин.
Ий день.
Задача: развитие выносливости.
Содержание: л.б.- 1 км.; ОРУ с предметами – 10 мин.; эстафеты с бросками и ловлей набивных мячей (в парах) – 15 мин.; кроссовый бег – 1,5 км.; упражнения на дыхание, расслабление, гибкость – 5-10 мин.
Примерное содержание занятий на льду (ноябрь-декабрь).
Ниже приведем примерное содержание 10 занятий с начинающими конькобежцами. Разминка и заключительная часть каждого занятия проводятся в зале, основная – на льду. Продолжительность разминки и заключительной части – 15-20 минут, основная часть состоит из 2-х выходов на лед по 20-30 мин. Каждый с 10-15 мин. Отдыхом между ними, во время которого производится анализ разучиваемых упражнений. Во время отдыха дети находятся в раздевалке.
Ое занятие.
Разминка: бег в спокойном темпе; СБУ – 6-7 упр.; подводящие упражнения на коньках в раздевалке и на снегу.
Основная часть. Произвольное катание на слегка согнутых ногах, можно парами. Второй выход – задание то же.
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, ходьба с дыхательными упражнениями.
Е занятие.
Разминка: Л.б. в сочетании с беговыми упражнениями, ходьба с упр. на укрепление мышц голеностопных суставов и связок.
Основная часть. Произвольное катание на слегка согнутых ногах, катание спиной вперед с остановками. Второй выход – то же задание.
Заключительная часть. То же, что в 1-м занятии.
Е занятие.
Разминка: бег в спокойном темпе с передачами набивного мяча на ходу назад через голову; ходьба в сочетании с упражнениями на гибкость.
Основная часть. Произвольное катание; специальные упр:
- приседание на двух в скольжении по инерции, касаясь руками льда – 2х20-30 м.
- кто дальше прокатится на двух из положения посадки – 3х20-30м.
- кто дальше прокатится в равновесии на одной ноге – 3х20 м.
Второй выход на лед – игры «Скольжение в равновесии», «Салки».
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, дыхательные упражнения и упр. на растяжку.
Е занятие.
Разминка: бег в спокойном темпе; специальные упражнения: а) приседания из положения посадки – 20 раз; б) попеременное отставление ног в сторону из положения посадки – 20 раз; в) скольжение в сторону из положения посадки.
Основная часть. То же, что в 3-м занятии, с добавлением переноса массы тела с ноги на ногу – 20 раз. Второй выход – игры «Кто дальше?», «Самокат».
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, дыхательные упражнения и упр. на растяжку.
Е занятие.
Разминка: бег, упражнения на координацию с обязательным включением 1-3 специальных упражнений.
Основная часть. Катание в посадке с движением одной рукой – 2+3+2 круга; упр. для освоения техники бега по повороту в полупосадке, переступанием правой через левую – 5-6 серий; разучивание поворота с махами рук – 5-6 серий. Второй выход на лед: игры «Бег цепью», «Карусель».
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, дыхательные упражнения и упр. на растяжку.
Е занятие.
Разминка: бег, упражнения на координацию с обязательным включением 1-3 специальных упражнений.
Основная часть: разминочное катание в сочетании со специальными упражнениями для совершенствования в отталкивании по прямой – 2+3+2 круга. Упражнения в равновесии, на смещение, на разучивание движения рук, обучение катанию по повороту – 30 м.х4-5 раз. Второй выход на лед: игры «Салочки на коньках».
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, дыхательные упражнения и упр. на растяжку.
Е занятие.
Разминка: бег, специальные упражнения в сочетании с ОРУ.
Основная часть: разминочное катание в сочетании со специальными упражнениями для совершенствования в отталкивании по прямой – 2+4+4+2 круга; повторение упражнений из 6-го занятия. Второй выход на лед: игры «Салочки на коньках».
Заключительная часть. Бег в сочетании с ходьбой – 4 мин. бег + 2 мин. ходьба + 4 мин. бег.
Занятие.
Разминка: бег, прыжки с места в сочетании со специальными упражнениями.
Основная часть. Произвольное катание с акцентом на правильное отталкивание и равновесие – 2+4+4+2 круга; разучивание поворота в разных вариантах – 3 круга х 4-5 раз (катаясь по кругу, необходимо постоянно увеличивать его радиус и скорость бега, следить за продолжительностью скольжения на правом и левом коньках); катание в группах – 5+5 кругов.
Второй выход на лед: «Воротца», «Карусель».
Заключительная часть. Бег в спокойном темпе, дыхательные упражнения и упр. на растяжку.
Е занятие.
Разминка: бег, пригибная ходьба с движениями обеих рук; специальные упражнения на смещение; ОРУ.
Основная часть. Разминочное катание – 3+5+5 кругов; катание по повороту с махами обеих рук – 30 м Х 3-5 серий; совершенствование техники катания с махами обеих рук; произвольное катание с отработкой техники – 5+5 кругов. Второй выход – «Над городками», «Змейка», «Пистолет».
Заключительная часть. Игра в баскетбол; легкий бег.
Е занятие.
Разминка: легкий бег, ОРУ, специальные упражнения для освоения техники на суше.
Основная часть. Разминочное катание – 3+6+4 круга. Совершенствование техники катания с махами обеих рук. Разучивание техники старта – 10-12 раз (сначала ребят необходимо обучить стартовой позе, затем шагам со старта в сочетании с движениями рук, затем старту в целом); выполнение упражнений в стартовой позе: ходьба на развернутых коньках с постепенным скольжением вперед, работа рук при движении со старта; совершенствование техники катания (в группах) – 6+6 кругов.
Второй выход на лед: совершенствование техники катания – 3+3+3 круга; бег со старта – 5-6 раз по 5 м., катание в группах – 5+5+5 кругов.
Заключительная часть: легкий бег в сочетании с дыхательными упражнениями.
Подвижные игры на коньках
В играх становление техники приходит незаметно — в подвижной, разнообразной эмоциональной обстановке, в атмосфере смеха и веселья. Игры на льду доставят вам много приятных минут.
Над городками
Оборудование. Коньки у каждого участника игры, десять городков или кеглей.
Описание. На льду ставят в ряд десять городков или кеглей на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Играющие встают один за другим в 15-20 шагах от крайнего городка. По сигналу руководителя они по очереди делают разбег и скользят по прямой на двух коньках, поставленных параллельно. Подъезжая к городкам, надо их объехать; для этого нужно развести ноги пошире, чтобы их не задеть. Миновав все городки, играющий делает поворот и возвращается к исходному месту. Игра повторяется несколько раз.
Победителями являются те, кто не задел городки ни одного раза.
Круговые змейки
Оборудование. Коньки у каждого участника игры, десять городков или кеглей.
Описание. По кругу радиусом примерно 15 м расставляют десять городков или кеглей на равном расстоянии один от другого. Конькобежцы, передвигаясь по кругу один за другим, должны объезжать городки змейкой, огибая один с правой, а другой с левой стороны. Через некоторое время по сигналу руководителя все останавливаются, поворачиваются кругом и передвигаются в обратном направлении, соблюдая те же правила.
Победителями считаются те, кто на протяжении игры ни разу не заденет городок и не пропустит очередной поворот.
Собери скорее
Оборудование. Коньки у каждого участника игры.
Описание. У стартовой черты встают три-четыре конькобежца. Перед каждым на расстоянии 10-15 м кладут снежок и за ним через каждые 3-4 м еще два-три снежка. По команде руководителя играющие бегут по направлению к первому снежку, наклоняются, берут его в руки, потом бегут ко второму, третьему, поднимают их и бегут обратно.
Побеждает тот, кто вернется первым, подобрав все снежки.
Набрасывание колец
Оборудование. Коньки у каждого участника игры, десять городков, пять пластмассовых колец диаметров 19-22 см.
Описание. Вдоль дорожки устанавливаются десять городков на расстоянии 4-5 м друг от друга. Конькобежцы должны по очереди, взяв в руки пять колец, пробежать вдоль дорожки и набросить кольца на любые городки. Затем вернуться, собрать кольца и передать их следующему игроку.
За каждое наброшенное на городок кольцо игрок получает одно очко. Игра может быть повторена несколько раз.
Побеждают те, кто набрал наибольшее количество очков.
Кто дальше?
Оборудование. 2 флажка
Описание. На линии старта ставится 2 флажка, возле каждого находится участник игры. По сигналу они одновременно начинают движение вперед. При этом каждый должен отталкнуться правой (левой) 3 раза подряд, после чего скользить по инерции до полной остановки. Побеждает тот, кому удалось дальше проскользить.
Карусель.
Эта игра поможет хорошо бегать на поворотах. Самый опытный из играющих конькобежец становится в центре площадки. Он закладывает руки за спину, а кисти рук закрывает на «замок». Остальные ребята разбиваются на две группы. Взявшись за руки, они выстраиваются в шеренгу с одной и с другой стороны ведущего, лицом в противоположные стороны. Ребята, которые стоят рядом с ведущим, берут его под руки. После этого обе шеренги постепенно, как карусель, начинают движение вперед и делают на повороте перебежку — переставляют ноги так, как мы рекомендовали выше.
Салочки.
Один из играющих водит, то есть догоняет других участников игры, которые убегают от него. Правила здесь такие же, как в аналогичной игре на земле. Задача догоняющего дотронуться, осалить кого-нибудь из беглецов. Осаленный начинает водить. В этой игре, которая научит вас ловко управлять коньками и устойчиво держаться на льду, могут участвовать все ребята, собравшиеся на катке. Варианты игры в салочки самые разнообразные.
Змейка.
Игра поможет вам выработать равномерный четкий шаг. Станьте в затылок друг другу. Первый конькобежец — ведущий — скользит сначала прямо, а затем начинает делать повороты в разные стороны. По его команде эти же движения выполняет и вся «змейка». При этом запомните: надо строго выдерживать расстояние между собой и идти только по следу ведущего.
Пистолет.
Здесь вас ждут уже более серьезные испытания. По нескольку человек становитесь друг за другом в колонну, берите впереди стоящего за талию. Постепенно начинайте скользить, а затем по команде ведущего приседайте одновременно, вытягивая вперед и чуть в сторону одну ногу. Не делайте резких движений — можете упасть.
Воробьи и вороны.
Каток разделен на два поля средней линией. По краям прямыми линиями обозначены два «города». Можно использовать разметку хоккейного поля. Обе команды получают условные обозначения — «воробьи» и «вороны».
Играющие становятся вдоль средней линии в две шеренги. Размыкаются на вытянутые руки и поворачиваются спиной друг к другу. По команде судьи: «Во-ро-бьи!» — те бегут к своему «городу», а «вороны» пытаются их догнать и осалить. Добежав до своего «города», осаленные поднимают руки вверх. Судьи считают их количество. Выигрывает команда, в которой меньше пострадавших.
Лучше всего проводить эту игру по нескольку раз, вразнобой меняя команды: «Во-ро-ны!», «Во-ро-бьи!».
Эстафета с препятствиями.
На одной стороне катка выстраиваются две соревнующиеся команды. В каждой сборной — равное число участников.
На ледяном поле устанавливаются два комплекта совершенно одинаковых препятствий, таких, например, как двое-трое ворот, через которые участники состязаний должны проскочить, не задев верхней планки; три-пять булав, расставленных так, чтобы участники могли проехать между ними, не сбив при этом ни одной; невысокий фанерный забор (20 — 25 см высоты и 50 — 60 см ширины), через который участники должны перепрыгнуть.
Перед началом соревнований руководитель подробно объясняет маршрут, по которому они должны пробежать на коньках, а также способы преодоления полосы препятствий, расставленной по ходу движения.
Затем дается старт. Участники соревнований, стоявшие во главе колонны, первыми проходят маршрут. Вернувшись к линии старта, они хлопком по плечу дают следующему участнику разрешение начать бег. И так до тех пор, пока все члены команды не пробегут по трассе.
Обязательное условие: если кто-нибудь во время прохождения дистанции собьет какое-либо препятствие, он должен восстановить порядок на маршруте и только после этого продолжить бег. В воротца На льду устанавливают стойки для прыжков в высоту. На высоте приблизительно 110 см кладется планка. Ребята разгоняются, приседают и стараются проскользнуть внутрь. Потом планку опускают ниже, еще ниже... Побеждает тот, кто сможет проехать в самые низкие воротца.
Игру можно усложнить, если стараться проехать на одной ноге.
Круговая эстафета.
Играющие делятся на две команды. Каждая выстраивается в шеренгу по одному на исходной линии. В 20 — 30 м от старта против каждой команды снежным валиком обозначен круг, диаметр которого 15— 30 м.
По команде бегуны, стоящие впереди, начинают бег. Добежав до кругов, они должны два раза обежать их справа налево и вернуться в исходное положение. Затем бег начинают вторые участники. Команда, все конькобежцы которой быстрее закончат бег, считается победительницей.
«Бег цепей».
Играющие выстраиваются за исходной линией в колонну по три. Дистанция между колоннами — 3 метра. В каждой колонне играющие крепко берутся за руки и, размыкаясь назад, образуют цепь. В 50 метрах от исходной линии четырьмя флажками обозначен финиш. По команде: «Внимание! Марш!» — все цепи устремляются вперед.
Победа присуждается той команде, которая достигла финиша не разорвав цепи. Команда, разорвавшая цепь, считается проигравшей. Игра обычно повторяется 3 — 4 раза, до выявления команды-победительницы.
«He проскочи мимо».
Положите на лед монету. Начните разбег метров за 25 до цели. Постарайтесь, набрав скорость, на полном ходу поднять монету.
«Будем играть в хоккей».
Соревнующиеся разбиваются на две команды. На расстоянии 25 м от стартовой линии ставятся два поворотных флажка в 5 м один за другого.
Команды выстраиваются в затылок за стартовой линией также в 5 м одна от другой. Первые и вторые номера обеих команд держат в руках по хоккейной клюшке, а первый номер еще и хоккейный мяч (или шайбу).
По сигналу судьи первые номера с места ведут мяч, огибают поворотный флажок и гонят мяч обратно к стартовой линии. Но надо, чтобы участник вел мяч, а не посылал его ударом клюшки вперед.
Когда мяч коснется стартовой линии, эстафету принимает второй номер. А в это время первый номер передает клюшку третьему номеру. Так, ведя мяч и передавая клюшки, вся команда пробегает маршрут эстафеты.
Побеждают те, последний номер которых, возвращаясь от флажка, пересечет линию старта раньше соперника.
Вот такие веселые командные игры-развлечения на льду помогут новичкам освоиться на катке, почувствовать себя на коньках так же уверенно, как и на земле. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы без всякой подготовки можно было организовать их, объединив ребят, пришедших на лед.
Эти игры можно проводить на любом катке — во дворе, на школьной площадке, на большом стадионе. Важно лишь кому-то бросить клич.
Проведение соревнований.
В условиях общеобразовательной школы соревнования можно проводить на простых или беговых коньках по упрощенным правилам, на 1-2 дистанции. Участники обычно бегут парами. Школьные соревнования можно проводить в следующих вариантах:
- Бег с преследованием. Два участника стартуют с противоположных сторон дорожки (круга) и стараются догнать друг друга. Побеждает тот, кто догонит соперника или первым пересечет свою линию финиша. Длина дистанции (кол-во кругов) выбирается в зависимости от возраста и подготовки участников.
- Бег с выбыванием. Групповой старт 4-5 участников на определенное кол-во кругов или дистанцию с промежуточным финишем после каждого круга. Участник, пересекший линию промежуточного финиша последним, выбывает из соревнований в данном забеге. Число промежуточных финишей подбирается так, чтобы борьбу на основном финише вели не более 3 спортсменов.
- Бег на 50, 60, 100 м., 1, 2, 3 и т.д. кругов с определением победителя. Победители забегов встречаются в финальном забеге.
- Эстафетный бег. Старт дается одновременно двум участникам из разных команд. В районе старта размечается коридор 20 м., где происходит передача эстафеты. Участник первого этапа, заехав в коридор, дает возможность стартовать участнику второго этапа, которому для набора скорости необходимы эти 20 м.
Немного истории
Конькобежный спорт - один из старейших видов спорта. Где зародился конькобежный спорт? Когда люди изобрели коньки?
Точного ответа не могут дать ни археологи, ни историки.
Самое ранее упоминание слова "конек" можно найти в "Англо-Нидерландском словаре" Гемаха (1648 г). В международный спорт слово "коньки" пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой - отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова "конь": коньки.
До 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства. Норвежские скороходы А.Паульсен и К.Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беловые коньки. Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр Папшин. В 1887 г он смастерил по собственной модели удлиненные коньки - прообраз сегодняшних беговых. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков непретерпела принципиальных изменений. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами "Викинг" и "Рапс". В 1996-97 гг отдельные голландские конькобежки начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт Велдкамп - победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: "Слепскейт" - будущее конькобежного спорта".
Типы коньков
беговой конек Джексона Гейнца | Коньки фирмы «Викинг» |
конек А. Паншина | Кляп-коньки |
трубчатый беговой конек | Адаптивные коньки |
Литература.
1. Конькобежная секция в школе. - «Физкультура в школе», №8-12, 1986.
2. Эффективность обучения бегу на коньках. – «Физкультура в школе», №3, 1978.
3. Занятия по конькам в группах начальной подготовки ДЮСШ. – «Физкультура в школе», №10-11, 1988.
4. Уроки конькобежной подготовки в IV классе. – «Физкультура в школе», №10, 1989.
5. Вернем в наши школы коньки. – «Физкультура в школе», №8, 2007.
6. Материалы с различных Интернет-сайтов.