Один день из жизни студента

Материалы: бумага формата А3, цветные карандаши, ручки, маркеры

Участники тренинга разбиваются на группы по 8-10 человек. Им предлагается нарисовать обычный студенческий день, каждый определяет для себя, что именно он будет рисовать. Участникам предлагается полная свобода выбора. Главная задача – договорится между собой. Время 10-15 минут. После – краткое представление плаката группой или 1 участником.

«Перекинь мяч»

Материалы: мяч.

Время: 5-7 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 1-2 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Потом ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Упражнение "Всеобщее внимание"

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Упражнение "Найди пару"

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Упражнение "Печатная машинка"

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

«Поводырь»

Цель упражнения заключается в том, что участники должны почувствовать себя в роли ведущих, ведомых.

Время: 15 мин.

Задание: Группа разбивается по парам. Одному участнику завязывают глаза, «зрячие» — поводыри — меняют обстановку в комнате, переставляя предметы местами. Потом поводыри берут «слепых», водят их по залу и возвращаются на исходную позицию (главное — сохранить безопасность ведомого). Затем в парах участники меняются ролями. Тренер просит участников отслеживать свои чувства и эмоции во время упражнения.

Вопросы для обратной связи: обсуждаются чувства ведущих и ведомых (сделать акцент на чувстве ответственности у ведущего). Спрашивается, когда участникам приходится в жизни быть ведущим, а когда ведомым.

Ожидаемый эффект: участники чувствуют себя в роли и ведущего и ведомого, осознают степень ответственности того, кто исполняет роль ведущего, осознают те страхи и опасения, которые испытывает ведомый, связывают роли ведомого и ведущего с ролями которые им приходится исполнять в реальных жизненных ситуациях.

«Пересадка сердца»

Упражнение, направленное на осознание ответственности.

Время: 30 мин.

Материалы: листы с описанием кандидатов на пересадку сердца (см. Приложение).

Задание: Каждому участнику выдается раздаточный материал. Тренер: «Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 8 кандидатов и 15 минут на принятие решения, кого именно из кандидатов

будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть. По окончании 15 минут группа озвучивают свое решение и аргументирует его.

Вопросы для обратной связи: Что вы сейчас чувствуете? Легко ли было принимать решение? Не чувствуете ли вы противоречие между принятым решением и своим внутренним состоянием? Чем другие кандидаты «хуже»? Чем вы руководствовались при принятии решения? В чем вы видите смысл этого упражнения?

Обсуждение: В процессе обсуждения тренер отмечает, что одно и то же сердце не может подойти людям разного роста и веса и выбор должен основываться на совместимости донорского органа и реципиента. Результатом обсуждения должен стать сделанный группой вывод о том, что принятие

решения в любой деятельности должно быть основано на объективных и достоверных фактах, а не на домыслах и стереотипах.

Ожидаемый эффект: осознание ответственности в ролевой позиции, которую занимаешь, осознание того, что принятие решения должно быть основано на объективных факторах и чем, «важнее» ролевая позиция, тем «важнее» учет объективных факторов.

Приложение

• Бывший чемпион, 28 лет, защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.

• Женщина, 52 года, мать 5 детей.

• Католический священник, 27 лет.

• Мужчина, 40 лет, бывший депутат, бывший сотрудник КГБ, бизнесмен, отец двух несовершеннолетних детей.

• Девочка, 5 лет, задержка психического развития.

• Мужчина, 48 лет, врач_онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Очень близок к решению проблемы. Гомосексуалист.

• Студент, 20 лет, депрессия, несколько попыток суицида.

«Машина с характером»

Упражнение на слаженность работы и сплочение группы.

Время: 20 мин.

Задание: Вся группа должна построить воображаемую машину. Во время игры участники не должны разговаривать. На середину комнаты выходит первый доброволец, он начинает делать какое-либо повторяющееся движение: хлопать в ладоши, вытягивать вперед руки и т.д. Когда игрок определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец становится второй деталью машины. Его задача —подстроиться под движения первого. Например: когда первый игрок вытягивает вперед руки, второй может говорить «бум». Когда движения первых добровольцев обретут скоординированность, к ним может присоединиться третий. И так далее, пока не будут задействованы все участники группы.

Вопросы для обратной связи: Смогла ли группа создать интересную машину? Трудно было придерживаться общего ритма? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать друг с другом?

«Правда или ложь»

Упражнение направлено на усиление групповой сплоченности, командообразование, создание атмосферы открытости.

Время: 30 мин.

Материалы: бумага и карандаши для участников.

Задание: Участники тренинга садятся в круг, и каждый на своем листе бумаги пишет по три предложения, относящиеся лично к нему. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Затем все участники по очереди зачитывают свои фразы, а все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны быть обоснованы.

Вопросы для обратной связи: Что помогало определить правдивость или лживость утверждений? Что нового вы узнали о себе? Удивило ли вас то, как вы воспринимаетесь другими людьми? Что именно вас удивило? Согласны ли вы с тем, как вас воспринимают партнеры? С чем вы не согласны? Совпадает ли ваше представление о себе с представлением о вас ваших коллег? Что дало вам это упражнение?

«Титаник»

Упражнение направлено на повышение эффективности взаимодействия участников в группе, на сплочение.

Время: 20 мин.

Задание: Группа разбивается тренером на пары. В каждой паре одному человеку выдается лист бумаги и карандаш, те, к кому попал «рисовальный набор», отходят к столу. Остальные участники пар подходят к тренеру, который называет им какой-нибудь известный фильм. Затем «осведомленные» о названии фильма участники возвращаются к своим партнерам, чтобы передать им полученную информацию. Способ передачи — рисунок на спине своего партнера. Обязательное условие: разговаривать нельзя. Тот участник пары, на спине которого рисуют, должен попытаться изобразить этот же образ, но у себя на листе. Если у него возникнут догадки по поводу названия фильма, он может их сказать своему партнеру на ушко, а партнер подтвердит догадку или нет. Это единственное исключение из правила «молчать».

Если фильм угадан — пара должна оповестить об этом остальных «криком индейца». После этого партнеры меняются ролями.

Вопросы для обратной связи: Какие выводы можно сделать из этого упражнения? В какой роли было легче? Что позволило успешно выполнить задание? Что помешало успеху? Какие сложности возникали? Как их можно было решить? Что дало вам это упражнение?

Упражнение "В детстве я хотел быть..."

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

Упражнение "Вертушка первого впечатления"

В ситуации тренинга у участников есть возможность использовать уникальную возможность получить информацию о том впечатлении, которое они производят на людей при первичном контакте. Получение о себе обратной информации организуется таким образом, что каждый участник встречается с каждым в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того, как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется.

Руководитель организует переход участников от партнера к партнеру и контролирует четкое выполнение задания. Команды, которые подает руководитель, могут звучать так:

– Обменяйтесь тетрадями и начинайте писать…

– Получите назад свои тетради

– Переход, раунд № ___

Упражнение выполняется молча. Не нужно писать немало (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых – и это более важно – первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по разному. И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении.

Есть два правила, которые я прошу выполнять:

воздержитесь, пожалуйста, от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание)

выполняйте передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро).

Упражнение "Бумажные мячики (Снежки)"

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

«Сахарные башни»

Упражнение направлено на осознания зависимости стиля руководства и выполняемой работой

Время: 25 мин.

Материалы: сахар_рафинад, начерченная таблица соревнования для каждой бригады, в которой указывается имена членов бригады, заявленная ими высота башни и окончательный результат.

Задание: Группа разделяется на «бригады» (по 5–6 человек). Из каждой «бригады» выбирается бригадир. Тренер чертит таблицу соревнования. Задача каждого «рабочего» построить с завязанными глазами башню из сахара только одной рукой. Сахар лежит в центре стола, брать можно только по одному кусочку. Бригадир руководит своим коллективом, объявляет, какие обязательства по высоте башни берет на себя каждый участник (сколько кусочков сахара будет в пирамиде), ведущий фиксирует эти данные в таблице. Бригадир руководит действиями «рабочих» голосом, но не может дотрагиваться ни до башен, ни до «рабочих». Если в процессе строительства башенка упала, «рабочий» не может начинать заново, также до конца раунда он не может снимать повязку с глаз. Нет смысла строить башню выше взятых обязательств, т.к. засчитывается только высота, объявленная заранее (при падении башни ставится 0, при удачном окончании строительства записывается цифра из обязательств). После сигнала ведущего об окончании времени «рабочие» снимают повязки и «бригадир» сообщает тренеру, справились ли его строители с взятыми обязательствами. Тренер фиксирует данные в таблице. После окончания упражнения проводится личный и командный зачет, выявляется победитель. Проводится 3 раунда, после чего «бригаде» сообщают о необходимости сменить «бригадира». Для успешного проведения данного упражнения также необходимы наблюдатели по одному для каждой «бригады», они фиксируют реплики и поведение команды во время работы; самый удачный вариант — если есть видеокамера и возможность сразу после окончания упражнения просмотреть материал и обсудить результаты.

Вопросы для обратной связи: Что вам дало это упражнение? Что вы узнали про себя из этого упражнения? Довольны ли вы результатом (своим, командным)? Как изменялись ваши чувства в ходе упражнения (важно спросить про момент падения башни)?

Для «бригады»: Как руководил вами бригадир? Как отражался стиль руководства на вашей работе?

Для «бригадира»: Что вы чувствовали (по отношению к себе, бригаде), когда были бригадиром? Как изменились ваши чувства, когда вы стали строителем?

Ожидаемый эффект: осознания зависимости стиля руководства и мотивации и выполнения работы, осознания ответственности роли руководителя

«Эхо»

Упражнение на умение работать в команде, а заодно и на использование возможностей своего голоса.

Время: 15 мин.

Задание: Группа делится на две команды. Члены команд встают как при перетягивании каната, расстояние между первыми игроками команд — не менее 1,5 метра. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкал. «Толчок» эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок команды №1 кричит слово. Первый игрок команды №2 повторяет слово несколько тише, а затем звук идет от одного игрока к другому, постепенно затухая. Когда эхо в команде №2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде №1.Таким образом, команды меняются ролями. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующего игрока.

Вопросы для обратной связи: Насколько хорошо команды справились с заданием? Удалось ли верно рассчитать силу своего голоса? О чем вы думали, передавая звук?

«Нас объединяет...»

Время проведения: 10 мин.

Участники встают в круг. Каждый участник бросает скомканный в шарик лист бумаги, мяч (только окно не разбить)) другому участнику со словами: «Маня, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как…».

Если Маня согласна с этим высказыванием, она говорит: «Да, согласна», если не согласна, то отвечает: «Я подумаю над этим». После этого, Маня бросает мяч кому-нибудь другому. и т.п.

«Найди себе пару»

Содержание: Участники сидят в кругу. Их задача: найти глазами партнера, договориться взглядом о совместной работе - на счет “раз”. На счет “два” - одновременно начать делать какое-то одинаковое движение. На счет “раз” партнеры меняются.

«На доверии»

Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

«Сороконожка»

Упражнение направлено на командообразование, усиление доверия.

Время: 10 мин.

Задание: Тренер разбивает группу на подгруппы по 7–10 человек. В каждой команде один игрок берет себе стул и садится на него, плотно сдвинув колени и ступни, к нему на колени садится следующий участник, которого сидящий на стуле крепко держит за бедра, к этому участнику на колени садится следующий и т.д., при этом ноги всех сидящих должны доставать до

пола. После этого каждая команда хором произносит слова: «Влево, вправо, влево, вправо...». На словах «влево» команда синхронно делает шаг левой ногой, на словах «вправо» — правой. Когда сделаны первые шаги, тренер убирает стул из-под последнего участника. Первый после этого действия должен дотянуться до последнего, чтобы он тоже сел на колени. После этого группа двигается по кругу в течение трех минут.

Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным в упражнении? Что помогло выполнить упражнение? Что помешало? Что помогло преодолеть возникавшие трудности?

Окончание тренинга

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Наши рекомендации